Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».
консультация по логопедии

Консультация для воспитателей:

«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_vosp_razv_fon_vospr_dlya_detey_kak_osn_zvuk_an.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

АОУ детский сад №4 «Рябинка»

Консультация для воспитателей:

«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

Учитель-логопед

Матвеева Т.С.

2019

Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и в семье - это развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия связано не только с произношением звуков, но и с лексико-грамматической стороной речи. При развитом фонематическом слухе ребенок намного лучше воспринимает и различает окончания слов, воспроизводит слоговую структуру слова, выделяет предлоги в предложении, может расчленить слово на составляющие его звуки, что является основой звукового анализа.

Фонематическое восприятие - это умственные действия, направленные на различение фонем родного языка. Элементарные формы фонематического анализа (выделение звука на фоне слова) появляются у ребенка дошкольного возраста спонтанно. Самой сложной формой фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звука по отношении к другим), дети дошкольного возраста овладевают только в процессе специального обучения.

Работу по развитию фонематического восприятия необходимо проводить поэтапно: 
1. Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, чувства ритма. 
2. Развитие фонематического восприятия и формирование фонематических представлений. 
3. Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза. 
    Развитие фонематического восприятия можно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и поддержанию интереса детей, повышении работоспособности и познавательной активности. 

  1. Этап.

Игры первого этапа рекомендуется проводить с детьми с 1 младшей группы.

«Где раздаётся звук?» 

Один ребёнок по указанию обучающего воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами:

а) показывают рукой или поворотом головы направление источника
звука, затем открывают глаза для контроля;

б) водящий после воспроизведения звучания становится рядом
с обучающим, а дети показывают туда, где только что прозвучал звук.

 «Слухачи»

Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздадутся в доме: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок по возможности называет их.

 «Кто так кричит?» 

     Обучающий включает магнитофон с записью голосов животных. Дети показывают соответствующие игрушки, сами подражают голосам или называют животных.

«Узнай музыкальный инструмент»

     Детям демонстрируется звучание нескольких музыкальных инструментов. Затем производятся звуки за ширмой, дети называют, какой музыкальный инструмент звучит.

     «Быстро – медленно»

     На громкие, редкие удары дети идут на внешней стороне стопы, как медведи, а на частые – бегут на цыпочках, словно мышки.

 «Тихо – громко»

     На тихие звуки (хлопки, удары в бубен, игра на фортепиано) дети выполняют один вид движений, а на громкие – другой.

 «Паровоз»

     Дети определяют далеко или близко идет паровоз, в зависимости от громкости звукового сигнала.

«Кто кричит?»

     Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей: коровы, теленка, лошади, жеребенка, козы, козленка, свиньи, поросенка.  Взрослый произносит звукоподражания то низким голосом, то высоким, а дети поднимают соответствующую картинку.

  1. Этап.

Различение слов, близких по звуковому составу.

«Не ошибись»

     Детям показывается картинка, громко и четко произносится ее название, например, ВАГОН. Затем детям предлагается то правильное, то неправильное звучание этого слова, дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат ошибку: Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом…». Усложнение подобных игр-упражнений происходит за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например на правильно произнесенное слово – поднимают зеленый кружок, на неправильное – красный.

 «Найди пару»

     Детям предлагаются картинки, среди которых есть очень близкие по звучанию. Дети должны подобрать пару каждой картинке. Например: мак – рак, майка – гайка, ложка – кошка, лук – жук, клетка – ветка, печка – речка…

 «Рифмы»

     Ведущий задает слово, а дети придумывают рифмы, как можно больше.

Различение фонем родного языка.

Начинать работу следует с дифференциации гласных звуков.

«Подними картинку»

     Предварительно дети знакомятся с гласными звуками и их звучание соотносится со звуком окружающего мира: «А» - девочка плачет, «У» - поезд гудит, «И» - птичка поет. У детей картинки с изображением поезда, девочки и птички. Воспитатель попеременно произносит звуки, а дети поднимают соответствующую картинку.

     Игра может усложняться следующим образом: вместо картинок дети поднимают кружки трех цветов. На другие звуки дети реагировать не должны.

Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.

Выделение заданного звука на фоне слова.

«Хлопки», «Поймай звук в ладошку»

     Ведущий называет различные слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат в них заданный звук.

 «Светофор»

     В ответ на услышанный звук дети поднимают соответствующий кружок.

 «Подбери слово с заданным звуком» с опорой на картинку и без.

  1. Этап.

     Звуковой анализ развивается лучше, если дети овладевают пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения.

Вначале формируется понятие «Ряд», которое подкрепляется расположением иллюстративного материала на различных занятиях: по изобразительной деятельности, по математике: раскладывание предметов по цвету, форме, величины, а также с помощью настольного театра «Репка». Выстроив такой ряд, нужно научить детей отвечать на вопросы, указывающие на признак, выделять предмет в начале ряда, в середине и в конце. После этого следует приступать непосредственно к звуковому анализу.

Определение первого ударного гласного в слове.

«Магазин» Оплатить первым звуком в названии покупки.

Можно предложить игры с мячом.

«Мяч лови, мяч бросай, первый звук называй»

Определение последнего согласного звука.

«Поймай звук за хвост»

Определение первого согласного звука в слове

«Магазин»

         Определение места звука в слове.

«Новоселье в зоопарке» (Рысь, зебра, тигр)

«Собираем урожай» (помидор, картошка, )

«Приберем одежду» (Свитер, рубашка, шорты)

«Собери слово из звуков»

     Ведущий называет отдельные звуки, а дети составляют из них слово.

«Подбери схему к слову»

     Детям предлагается несколько схем слов и одна картинка. Дети подбирают к картинке схему.

«Подбери слово к схеме»

     Детям предлагается схема слова и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме. Усложнение: подбор слов к схеме без картинок.

     Вывод: проведенная в такой последовательности работа создает условия для успешного развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Также это будет способствовать уточнению у них представлений о звуковом составе языка и формированию навыков фонематического анализа и синтеза.

Использованная литература:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/03/razvitie-fonematicheskogo-vospriyatiya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
  2. http://psihdocs.ru/konsuletaciya-dlya-vospitatelej-razvitie-fonematicheskogo-vosp.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»

Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и в семье - это развитие фонематического восприятия....

Игры на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа

Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов....

Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический....

Консультация для воспитателей «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

Консультация для воспитателей: «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»....

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа.

Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и в семье – это развитие фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с пр...