Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа.
консультация по логопедии

Крюкова Анастасия Александровна

Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и в семье – это развитие фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с произношением звуков, но и с лексико-грамматической стороны речи. При достаточно развитом фонематическом слухе ребенок намного лучше воспринимает и различает окончания слов, воспроизводит слоговую структуру слова, выделяет предлоги в предложении, может расчленить слово на составляющие его звуки, что является основой звукового анализа. Фонематическое восприятие- это специальные умственные действия, направленные на  различение фонем родного языка, фонематического представления – это умение подбирать слова с заданным звуком, и фонематического анализа и синтеза – это способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а также составлять слово из отдельных звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ.

«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»

   Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и в семье – это развитие фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с произношением звуков, но и с лексико-грамматической стороны речи. При достаточно развитом фонематическом слухе ребенок намного лучше воспринимает и различает окончания слов, воспроизводит слоговую структуру слова, выделяет предлоги в предложении, может расчленить слово на составляющие его звуки, что является основой звукового анализа. Фонематическое восприятие- это специальные умственные действия, направленные на  различение фонем родного языка, фонематического представления – это умение подбирать слова с заданным звуком, и фонематического анализа и синтеза – это способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а также составлять слово из отдельных звуков.

   Работу по развитию фонематического восприятия необходимо проводить целенаправленно и поэтапно. Процесс развития фонематического восприятия необходимо осуществлять в несколько этапов:

1. Развитие слухового восприятия, внимания слуховой памяти, чувства ритма.

2. Развитие фонематического восприятия и формирование фонематических представлений.

3. Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

   Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности.

   На первом этапе сначала детям могут быть предложены задания на узнавание, различение и запоминание неречевых звуков (например, бытовые шумы, звуки улицы, звуки природы, музыкальных инструментов, голоса животных).

Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребенок начинает прислушиваться к окружающим звукам, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.

   Игры на развитие слухового внимания и памяти.

Игры этого этапа рекомендуют проводить с детьми с 1 младшей группы.

«Где раздается звук?» - закрепление слуховой ориентации. Один ребенок по указанию обучающего воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами:

А) показывают рукой или поворотом головы направление источника звука, затем открывают глаза для контроля;

Б) водящий после воспроизведения звучания становится рядом с обучающим, а дети показывают туда, где только что прозвучал звук.

«Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука.

  На столе разложены предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки. Детям демонстрируются характерные для каждого предмета звучания, шумы: помешивание ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его ( при условии хорошего произношения данных слов)

«Кто так кричит?» - узнавание голосов животных.

Обучающий включает магнитофон с записью голосов животных. Дети показывают соответствующие игрушки, сами подражают голосам или называют животных.

«Узнай музыкальный инструмент.»

Детям демонстрируется звучание нескольких музыкальных инструментов. Затем производятся звуки за ширмой, дети называют, какой музыкальный инструмент звучит.

«Повтори и назови»

Детям предлагается запомнить и повторить в определенной последовательности ряд звуков, издаваемых предметами (стук кубиков, переливание воды…) за ширмой.

   Следующая группа игр направлена на различение силы, темпа и тембра звучания сигнала.

«Быстро-медленно»

На громкие, редкие удары дети идут на внешней стороне стопы, как медведи, а на частые- бегут на цыпочках,словно мышки.

«Найди игрушку»- определение силы звучания.

Ребенок ищет игрушку, спрятанную в комнате, дети хлопают в ладоши: при приближении его к искомому месту хлопки становятся громче, при удалении-тише.

«Тихо-громко»

На тихие звуки (хлопки, удары в бубен, игра на фортепиано) дети выполняют один вид движений, а на громкие – другой.

«Будь внимателен»

По инструкции взрослого ребенок выполняет различные движения, соотнося их с различными звучаниями. На звук дудочки – удерживать руки впереди, на звук свистка – опустить руки вниз, а на звук бубна – развести их в стороны.

   Работа продолжается на материале речевых звуков. Детей учат различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса и интонацию.

   На втором этапе дети учатся:

1. Различать слова близкие по звуковому составу.

«Не ошибись»

Детям показывается картинка, громко и четко произносится ее название, например, ВАГОН . Затем детям предлагается то правильное, то неправильное звучание этого слова, дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат ошибку: вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом…. Усложнение подобных игр-упражнений происходит за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например на правильно произнесенное слово – поднимают зеленый кружок, на неправильно – красный.

«Поставь по порядку»

На доске в ряд размещаются картинки, названия которых звучат похоже: ком, дом, сом, рак, мак, бак, лук, сук, коза, коса, лужи, лыжи. Затем слова произносятся в определенной последовательности по 3 – 4, а дети должны отобрать картинки и расставить их в порядке произнесения.

«Найди пару»

Детям предлогаются картинки, среди которых есть очень близкие по звучанию. Дети должны подобрать пару каждой картинке. Например: мак – рак, майка – гайка, ложка-кошка, лук-жук, клетка-ветка, печка-речка…

«Доскажи словечко»

Много платьев, много хруста.

Как зовут ее? … Капуста.

Белые шапки надели дома,

Холодно им – наступила … Зима.

Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.

2. Выделение заданного звука на фоне слова.

«Хлопки», «Поймай звук в ладоши»

Ведущий называет различные слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат в них заданный звук.

« Чуткое ушко»

Дети поднимают руку или совершают другое условное действие в ответ на услышанный звук.

Третий этап направлен на формирование навыков звукового анализа и синтеза звукового состава слова. Звуковой анализ- это высшая ступень фонематического восприятия.

1. Определение первого ударного гласного в слове.

«Магазин» Оплатить первым звуком в названии покупки.

Можно предложить игры с мячом.

«Мяч лови, мяч бросай, первый звук называй»

2.Анализ звукового ряда из 2-3 гласных.

«Петя заблудился»

«Живые звуки»

Дети встают друг за другом

«Звучащие игрушки»

3. Определение последнего согласного звука.

«Поймай звук за хвост»

4. Определение первого звука в слове.

«Магазин»

5. Определение места звука в слове.

«Позови звук домой»

«В каком окошке выглядывает звук»

«Зажигаем в окнах свет»

   Проведенная в указанной последовательности работа создает условия для успешного развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. В свою очередь, это будет способствовать уточнению у них представлений о звуковом составе языка и формированию навыков фонематического анализа и синтеза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»

Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и в семье - это развитие фонематического восприятия....

Игры на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа

Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов....

Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический....

Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

Консультация для воспитателей:«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»....

Консультация для воспитателей «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

Консультация для воспитателей: «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»....