Главные вкладки

    Игры на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа
    консультация

    Плюснина Александрина Анатольевна

    Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игры на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализаC:\Users\Логопед\Pictures\РАМКИ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\ad190d2f97f5a8e24b249c9dda85998d--page-borders-for-kids.jpg

        

         Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности.  

         На первом этапе сначала детям могут быть предложены задания на узнавание, различение и запоминание неречевых звуков (например, бытовые шумы, звуки улицы, звуки природы, музыкальных инструментов, голоса животных).

         Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.

         Игры на развитие слухового внимания и памяти.

         Игры этого этапа рекомендуется проводить с детьми с 1 младшей группы.

         «Где раздаётся звук?» — закрепление слуховой ориентации. Один ребёнок по указанию обучающего воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами:

          а) показывают рукой или поворотом головы направление источника звука, затем открывают глаза для контроля;

          б) водящий после воспроизведения 

    звучания становится рядом с обучающим, а дети показывают туда, где только что прозвучал звук.

         «Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука.C:\Users\Логопед\Pictures\РАМКИ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\ad190d2f97f5a8e24b249c9dda85998d--page-borders-for-kids.jpg

           На столе разложены предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.

          Детям демонстрируются характерные для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов)

         «Сделай так же». Цель та же.

         На столе деревянные и металлические палочки, стакан, чашка, тарелка, кружка, всего пять-шесть предметов.

         Обучающий ударяет одной, затем другой палочкой по предмету, ребёнок определяет предмет и последовательность применения палочек.

         «Слухачи»

         Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздадутся в доме: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок по возможности называет их.

         «Пограничник» — определение направления шороха.

         Один из детей — «пограничник». Он стоит в центре комнаты с за вязанными глазами; мимо него на носочках осторожно пробираются по очереди с разных сторон дети — «враги». «Пограничник» на слух определяет направление движения «врага» и загораживает ему дорогу рукой.

        «Кто так кричит?» — узнавание голосов животных.C:\Users\Логопед\Pictures\РАМКИ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\ad190d2f97f5a8e24b249c9dda85998d--page-borders-for-kids.jpg

         Обучающий включает магнитофон с записью голосов животных. Дети показывают соответствующие игрушки, сами подражают голосам или называют животных.  

         «Узнай музыкальный инструмент»

         Детям демонстрируется звучание нескольких музыкальных инструментов. Затем производятся звуки за ширмой, дети называют, какой музыкальный инструмент звучит.

        «Повтори и назови»

         Детям предлагается запомнить и повторить в определенной последовательности ряд звуков, издаваемых предметами (стук кубиков, переливание воды…) за ширмой.

         Следующая группа игр направлена на различение силы, темпа и тембра звучания сигнала.  

         «Быстро – медленно»

          На громкие, редкие удары дети идут на внешней стороне стопы, как медведи, а на частые – бегут на цыпочках, словно мышки.

         «Найди игрушку» — определение силы звучания.

         Ребёнок ищет игрушку, спрятанную в комнате, дети хлопают в ладоши: при приближении его к искомому месту хлопки становятся громче, при удалении — тише.

        «Тихо – громко»

         На тихие звуки (хлопки, удары в бубен, игра на фортепиано) дети выполняют один вид движений, а на громкие – другой.

         «Будь внимателен»

          По инструкции взрослого ребенок выполняет различные движения, соотнося их с различными

    звучаниями. На звук дудочки – удерживать руки впереди, на звук свистка – опустить руки вниз, а на звук бубна – развести их в стороны.C:\Users\Логопед\Pictures\РАМКИ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\ad190d2f97f5a8e24b249c9dda85998d--page-borders-for-kids.jpg

          Работа продолжается на материале речевых звуков. Детей учат различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса и интонацию.

         «Ритмические рисунки»

         Дети воспроизводят серию хлопков или отстукивают различные ритмические рисунки.

         «Паровоз»

         Дети определяют далеко или близко идет паровоз, в зависимости от громкости звукового сигнала.

         «Кто кричит?»

          Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей: коровы, теленка, лошади, жеребенка, козы, козленка, свиньи, поросенка. Взрослый произносит звукоподражания то низким голосом, то высоким, а дети поднимают соответствующую картинку.

         «Три медведя»

          Детям показывают картинку с изображением трех медведей – большого, среднего и маленького. Затем, рассказывая сокращенный вариант сказки о трех медведях, произносит по ходу рассказа реплики и соответствующие звуки очень низким, средним по высоте и высоким голосом.

    Дети должны отгадать и показать, какой медведь мог так сказать.

          «Узнай по голосу».

          Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя

    водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим. Затем игра усложняется: дети уже зовут водящего не по имени, а произносят одно и то же слово «ау!», а водящий отгадывает, кто это сказал. И последний, наиболее сложный вариант состоит в том, что водящий то громко, то тихо произносит «ау!», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет.C:\Users\Логопед\Pictures\РАМКИ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\ad190d2f97f5a8e24b249c9dda85998d--page-borders-for-kids.jpg

         На втором этапе дети учатся:

    1. Различать слова близкие по звуковому составу.

         «Не ошибись»

         Детям показывается картинка, громко и четко произносится ее название, например, ВАГОН. Затем детям предлагается то правильное, то неправильное звучание этого слова, дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат ошибку: Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом…». Усложнение подобных игр-упражнений происходит за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например на правильно произнесенное слово – поднимают зеленый кружок, на неправильное – красный.

         «Поставь по порядку»

         На доске в ряд размещаются картинки, названия которых звучат похоже: ком, дом, сом, рак, мак, бак, лук, сук, коза,

    коса, лужи, лыжи. Затем слова произносятся в определенной последовательности по 3 – 4, а дети должны отобрать картинки и расставить их в порядке произнесения.

         «Найди пару»

         Детям предлагаются картинки, среди которых есть очень близкие по звучанию. Дети должны подобрать пару каждой картинке. Например: мак –

    рак, майка – гайка, ложка – кошка, лук – жук, клетка – ветка, печка – речка…C:\Users\Логопед\Pictures\РАМКИ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\ad190d2f97f5a8e24b249c9dda85998d--page-borders-for-kids.jpg

         «Доскажи словечко»

         Много платьев, много хруста.

         Как зовут ее? …Капуста.

         Белые шапки надели дома,

         Холодно им – наступила …зима.

         «Рифмы»

         Ведущий задает слово, а дети придумывают рифмы, как можно больше.

    1. Различение фонем родного языка. Начинать работу следует с дифференциации гласных звуков.

         «Подними картинку»

          Предварительно дети знакомятся с гласными звуками и  их звучание соотносится со звуком окружающего мира: « А» - девочка плачет, «У» - поезд гудит, «И» - птичка поет. У детей картинки с изображением поезда, девочки и птички. Воспитатель попеременно произносит звуки, а дети поднимают соответствующую картинку.

          Игра может усложняться следующим образом: вместо картинок дети поднимают кружки трех цветов. На другие звуки дети реагировать не должны.

          Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.

          Выделение заданного звука на фоне слова. Ведущий называет различные слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат в них заданный звук. Дети должны «зажечь» свой маяк, если услышат заданный звук. В ответ на услышанный звук дети поднимают соответствующий кружок. Дети поднимают

    руку или совершают другое условленное действие в ответ на услышанный звук.C:\Users\Логопед\Pictures\РАМКИ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\ad190d2f97f5a8e24b249c9dda85998d--page-borders-for-kids.jpg

          Третий этап направлен на формирование навыков звукового анализа и синтеза звукового состава слова. Звуковой анализ – это высшая ступень фонематического восприятия. При подготовке к звуковому анализу понятие «ряд» становится узловым.

         Вначале формируется понятие «Ряд», которое подкрепляется расположением иллюстративного материала на различных занятиях: по изобразительной деятельности, по математике: раскладывание предметов по цвету, форме, величине, а также с помощью настольного театра «Репка». Выстроив такой ряд, нужно научить детей отвечать на вопросы, указывающие на признак, выделять предмет в начале ряда, в середине и в конце. После этого следует приступать непосредственно к звуковому анализу.

          Звуковой анализ тем успешнее развивается, чем лучше дети овладевают пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения.

         «Подбери слово с заданным звуком» с опорой на картинку и без.

         «Чуткое ушко», «Светофор», «Маяк», «Подними картинку (флажок, фонарик…)», «Хлопки», «Поймай

    звук в ладошку»

         Определение первого ударного гласного в слове.

         «Магазин» Оплатить первым звуком в названии покупки.

         Можно предложить игры с мячом.

        «Мяч лови, мяч бросай, первый звук называй»C:\Users\Логопед\Pictures\РАМКИ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\ad190d2f97f5a8e24b249c9dda85998d--page-borders-for-kids.jpg

         Анализ звукового ряда из 2 – 3 гласных. 

         «Живые звуки», «Звучащие игрушки»

         Дети встают друг за другом

         «Петя заблудился»

         Определение последнего согласного звука.

         «Поймай звук за хвост»

         Определение первого согласного звука в слове.

         «Магазин»

          Определение места звука в слове. «В каком окошке выглядывает звук» Цель: определение места звука в слове. «Собираем урожай» (помидор, картошка)Цель: та же.

          Разложить картинки с учетом места звука в слове.

         «Приберем одежду» (свитер, рубашка, шорты)

         «Новоселье в зоопарке» (рысь, зебра, тигр)

         «Зажигаем в окнах свет»

         «Позови звук домой»

         Определение гласного звука в середине слова.

         «Спой гласный звук в слове»

         Звуковой анализ и синтез слова из 3-х звуков.

         «Цепочка звуков»

         «Разбросай слово по звукам»

         «Собери слово из звуков»

         «Подбери схему к слову»

         «Подбери слово к схеме»        

        Проведенная в указанной последовательности работа создает условия для успешного развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. В свою очередь, это будет способствовать уточнению у них представлений о звуковом составе языка и формированию навыков фонематического анализа и синтеза.C:\Users\Логопед\Pictures\РАМКИ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\ad190d2f97f5a8e24b249c9dda85998d--page-borders-for-kids.jpg

          Детям предлагается схема слова и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме. Усложнение: подбор слов к схеме без картинок.

         Детям предлагается несколько схем слов и одна картинка. Дети подбирают к картинке схему.

         Ведущий называет отдельные звуки, а дети составляют из них слово.

         Взрослый называет детям слово, а дети «бросают», имитируя игру в снежки, звуки по порядку из этого слова.

         Дети стоят в кругу. Ведущий называет слово и передает мяч. Дети передают мяч друг другу и называют по одному звуку из этого слова. На последний звук мяч поднимается вверх.

         «Живые звуки»

         «Цепочка звуков»

          Дети стоят в кругу. Ведущий называет слово и передает мяч. Дети передают мяч друг другу и называют по одному звуку из этого слова. На последний звук мяч поднимается вверх.

         «Разбросай слово по звукам»

         Взрослый называет детям слово, а дети «бросают», имитируя игру в снежки, звуки по порядку из этого слова.

        

          «Собери слово из звуков»C:\Users\Логопед\Pictures\РАМКИ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\ad190d2f97f5a8e24b249c9dda85998d--page-borders-for-kids.jpg

         Ведущий называет отдельные звуки, а дети составляют из них слово.

         «Подбери схему к слову»

         Детям предлагается несколько схем слов и одна картинка. Дети подбирают к картинке схему.

        «Подбери слово к схеме»

         Детям предлагается схема слова и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме. Усложнение: подбор слов к схеме без картинок.

          Проведенная в указанной последовательности работа создает условия для успешного развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. В свою очередь, это будет способствовать уточнению у них представлений о звуковом составе языка и формированию навыков фонематического анализа и синтеза.

    Плюснина А.А.

    28.02.2019 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи

    Дидактическая игра – одно из средств уточнения,  закрепления и расширения знаний, которые дети получают в процессе коррекционно-образовательной деятельности...

    Консультация для педагогов "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»

    Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и в семье - это развитие фонематического восприятия....

    Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

    В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический....

    Игры, способствующие развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

    В данном материале представлены этапы работы по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. А также предложены игры для каждого из данных этапов работы....