"Игровые приёмы при формировании слухового внимания и фонематического восприятия у детей с ОНР".
статья по логопедии по теме

Минина Евгения Викторовна

Краткое описание основных этапов формирования и развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 340 комбинированного вида» города Казани, Республика Татарстан.

Учитель-логопед высшей  кв. категории  Минина Евгения Викторовна.

Сообщение на тему:

«Игровые приёмы при   формировании слухового внимания и

фонематического восприятия у детей дошкольного возраста».

     В состав логопедических групп общеобразовательных детских садов входят, как правило, дети с диагнозами: общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

     Для детей этих категорий, наряду со стойким нарушением звукопроизносительной стороны речи, характерно нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия.  М.Е.Хватцев в своей книге «Логопедическая работа с дошкольниками» даёт следующее определение фонематическому слуху и фонематическому восприятию:

     «Фонематическим слухом называется тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

      Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова»

      Следует различать биологический (элементарный) слух как способность слышать вообще (он имеется и у животных) и фонематический слух, как способность различать фонемы, понимать смысл речи. Фонематический слух есть только у человека.

     Нарушение фонематического слуха и восприятия проявляется, в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Иногда дети не различают и более контрастные звуки, что задерживает овладение звуковым анализом и синтезом. Недоразвитие фонематического восприятия при выполнении элементарных действий звукового анализа (например: узнавание звука) проявляется в том, что дети смешивают исследуемые звуки и близкие им по звучанию. Часто отмечается непонимание изменений слов путём добавления приставки, суффикса. Словарь детей не пополняется словами, если те содержат трудноразличимые звуки.

     Исправление недостатков звукопроизношения у детей начинается с постановки у них точного, тонко дифференцированного произнесения звукосочетаний. Одновременно  развивается фонематическое восприятие.

     Понятно, что без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произнесение. Вот почему, если при логопедическом обследовании устанавливается нарушение фонематического слуха, то, прежде всего, следует начинать работу по его развитию.    

     Упражнения по развитию фонематического слуха, фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза проводят в игровой форме (как самой близкой для детей дошкольного возраста) на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях на протяжении всего времени обучения детей в логопедических группах детского сада.

     В процессе устранения недостатков развития речи используется компенсация. При нарушении функций одних анализаторов привлечение раздражителей других анализаторов создаёт возможности образования нужных речевых связей (создание новых или восстановление и укрепление старых). Такое замещение (компенсация) происходит благодаря чрезвычайной пластичности коры головного мозга.

     Для образования новых речевых связей используются наиболее эффективные в данном случае анализаторы. Нередко нормально слышащие дети неправильно произносят некоторые звуки потому, что не различают их на слух. Тогда, на первых порах, используют зрительный анализатор: показывают ребёнку артикуляцию звука и одновременно произносят звук. Таким образом, образуются новые, правильные зрительно-двигательные и связанные с ними слухоречевые рефлексы.

      В тяжело поддающихся коррекции случаях нарушений дифференциации звуков следует использовать, кроме слухового и зрительного анализатора, и кожный, и тактильно-вибрационный. Например: при формировании различения звуков Ш и С используют показ артикуляций перед зеркалом (ребёнок сам себя контролирует); ощущение тёплого или прохладного  выдоха на руку. А при обучении различению произношения звуков Ш и Ж – прикосновение рукой к гортани для ощущения вибрации голосовых связок. Различение звуков на слух нормализуется одновременно с коррекцией их произношения.

      Коррекционно-педагогическая работа с детьми-логопатами в детском саду имеет учебно-игровой характер, что соответствует уровню психофизического развития детей дошкольного возраста.  Наиболее часто используются  на логопедических занятиях дидактические игры.

     По характеру используемого материала дидактические игры подразделяются на настольно-печатные и словесные. Логопед в своей творческой лаборатории имеет наборы предметных картинок на разные группы звуков, логопедические лото, настольные игры для групповых занятий.

     В коррекционном педагогическом процессе объяснение нового и закрепление изученного материала часто проводится в виде словесных игр. Например: выделение звука из речевого потока путём звукоподражания (шипит змея – ссссс,  рычит тигр – ррррр, гудит поезд – ууууу).

Дифференциация звуков уточняется в игре с заданием: «Хлопните в ладоши, если услышите слово с заданным звуком».

   Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно подразделить на 6 этапов:

1.  Узнавание неречевых звуков.

  1. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуком по высоте, силе и тембру голоса.
  2. Различение слов, близких по звуковому составу.
  3. Дифференциация слогов.
  4. Дифференциация фонем.
  5. Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Рассмотрим подробнее примеры некоторых дидактических игр, которые можно использовать на каждом из этапов  работы по развитию фонематического слуха у детей-дошкольников.

      На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей успешно различать фонемы). На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном и ответить на вопросы: «Что шумит? – Деревья. Что гудит? – Машина. Кто смеётся? – Мальчик. Кто лает? – Собака».

      Так же на этом этапе проводятся следующие игры:

Игра  «Колокольчик»: Дети встают в круг. Логопед предлагает им незаметно от водящего передавать колокольчик. Колокольчик должен звенеть в разных местах круга. Водящий отгадывает, за спиной какого ребёнка он звенит.

Игра «Погремушки»: Логопед расставляет на столе  несколько предметов или звучащих игрушек. Манипулируя предметами (постучать карандашом о стакан, погреметь коробкой со скрепками, погремушкой и т.п.) логопед предлагает детям внимательно послушать и запомнить, какой звук издаёт каждый предмет. Затем предметы прикрываются ширмой, и дети отгадывают, какой предмет сейчас звенит или гремит. Эту игру можно варьировать, увеличивая количество предметов (но не более пяти).

     На втором этапе занятий детей учат различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса. Дети учатся различать: далеко или близко гудит пароход (тихий и громкий звук у-у-у); какая дудочка играет, маленькая или большая (низкий или высокий звук у-у-у); плачет мальчик или девочка (низкий или высокий звук а-а-а) и т.д.

     На занятиях третьего этапа дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

     Вначале можно проводить такую игру: Логопед показывает детям картинку (например «Вагон»). Даётся установка: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы слушайте внимательно. Как только я ошибусь, хлопните в ладоши»:

    вагон – вакон – фагон – вагон – факон - вагом

Постепенно используются более сложные слова.

Способствуют формированию умения различать слова, сходные по звуко-слоговому составу проведение следующих игр:

    Логопед размещает на наборном полотне картинки, названия которых очень близки по звучанию. Например:

     рак, лак, мак; сок, сук; дом, ком; коза, коса; лужи, лыжи и т.д.

Логопед произносит 3-4 слова и просит детей составить картинки в порядке произнесений.

Игра «Звуки перепутались»:   Словесная игра, в которой дети находят ошибки в стихотворении, которое читает логопед, и исправляют их.

     Ой! Кричат вокруг хозяйки, в огород забрались майки (зайки).

     Здесь хорошее местечко – протекает мимо печка (речка).

     Слёзы льются у Оксанки. У неё сломались банки (санки).

     Мышка спряталась под горку, и грызёт тихонько норку (корку).

Игра «Слова – друзья»: С детьми подготовительного к школе  возраста, умеющими читать, можно проводить игру, в течение которой слова со сходной звуко-слоговой структурой сравниваются не только по звучанию, но и по написанию. Детям раздаются карточки с парами картинок (коза – коса, корона – корова, печка – речка и т.п.). Дети называют слова, а затем, с помощью подвижного полотна с буквами, путём подстановок, составляют их. Обращается внимание детей на то, как один звук меняет значение слова. В процессе этой игры развивается не только фонематическое восприятие, но и формируются процессы звукобуквенного анализа и синтеза.

     На четвёртом этапе дети учатся различать слоги. Начинать работу на этом этапе возможно со следующей игры: логопед называет ряд слогов (на-на-на-па, на-но-на, па-па-ба-па и т.п.) а затем просит определить, какой слог лишний.

Игра «Доскажи чистоговорку»: В этих словесных играх дети не только заканчивают стихотворную строчку, но и определяют, как звучит звук (мягко или твёрдо, звонко или глухо).

    Ба-ба-ба – мама, папа! Вот тру…(ба.)

    Бу-бу-бу – ты и мне купи тру…(бу).

    Би-би-би – ты на этой потру…(би).

    Бу-бу-бу – дядя, дайте мне тру…(бу).

    Бе-бе-бе – потрубил я на тру…(бе).

    Ба-ба-ба – не нужна уже тру…(ба).

     На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причём начинать нужно с дифференциации гласных звуков. Например, с такой игры: Логопед раздаёт детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит - у-у-у, птичка поёт – и-и-и. девочка плачет – а-а-а». Затем логопед попеременно произносит гласные звуки, а дети должны показать соответствующую картинку.

Аналогично проводится работа по различению согласных фонем: шумит ветер – ш-ш-ш, выходит пар из чайника – с-с-с. стреляет автомат – д-д-д, рычит собака – р-р-р.

     Дифференциация фонем проводится в разнообразных дидактических играх с использованием картинного материала. Например:

Игра «Звуки поссорились». Детям раздаётся набор предметных картинок и карточки  с буквами (например  Р и Л). Игрокам предлагается разложить карточки на две группы в зависимости от наличия в словах звуков Р или Л («звуки поссорились и не хотят жить в одной коробке»). При этом дети не должны называть слова вслух.

Игра «Лишняя картинка». Детям предлагается из четырёх предметных картинок выделить лишнюю картинку (три слова начинаются на звук Ш, одно слово – на другой звук).

Игра «Собираемся в путешествие». Необходимы две коробки, две карточки с изображением шкафа и сумки, набор предметных картинок:

С – носки, сандалии, сапоги;

Ш – шапка, шарф, шуба, шорты.

      Логопед просит детей назвать предметы, изображённые на карточках (шкаф, сумка)  и определить, на  какие звуки начинаются эти слова.  Затем карточки помещаются в коробки. Даётся задание: «Мы будем сейчас собираться в путешествие и складывать в сумку те вещи, в названии которых есть звук С, а в шкаф мы положим те вещи,  названии которых есть звук Ш».

Дети по очереди берут предметные картинки, называют слова и помещают картинки в первую или во вторую коробку.

     Задачей последнего, шестого этапа является выработка у детей навыков элементарного звукового анализа и синтеза.   Начинается эта работа с обучения детей делить слова на слоги путём отхлопывания. Можно использовать для закрепления навыка игру «Поселим слова в домики». В зависимости от того, сколько слогов в слове, слова «селятся» в одно- двух- трёхэтажные дома.

     Затем проводится анализ гласных звуков. Детям объясняется. Что звук А будет обозначаться красным кружком. У – жёлтым, И – зелёным. Логопед произносит сочетания из перечисленных звуков (ау, ауи, иау) и просит детей выложить соответствующие ряды их цветных кружков.

    После гласных приступаем к анализу согласных звуков. Начинать целесообразно с выделения последнего согласного звука в слове в процессе следующих игр:

Игра «Какой звук последний?».  Детям предлагается набор предметных картинок со следующими словами-названиями

    Кот, плот, каток, танк, мак, жук и т.д.

Ребёнок вначале называет громко картинку, выделяя голосом последний звук, затем определяет, к какой группе это слово отнести (со звуком К или со звуком Т).

Игра «Закончи слово». Детям показывается предметная картинка, а при назывании её логопед опускает последний звук (вени.., замо.., жу..). Детям предлагается назвать слово полностью и произнести отдельно звук, который был пропущен.

     Упражнения по развитию звукового анализа и синтеза можно проводить и следующим образом: Логопед называет отдельно звуки, составляющие слово и просит назвать слово целиком. Дети должны определить количество звуков в слове и их последовательность.

     С детьми подготовительного к школе возраста возможно проведение  следующей игры с правилами: на игровом поле изображён по кругу алфавит. Дети по очереди бросают кубик и передвигают фишку по стрелке. В первом варианте игры логопед просит детей назвать слова, в составе которых  есть выпавший звук (можно еще определить его местоположение  слове). Во втором варианте игры детям раздаются предметные картинки, и дети уже среди них отыскивают слова с заданным звуком.  

    Использование дидактических игр и игровых моментов на логопедических занятиях способствует не только эффективному усвоению нового материала, закреплению его на практике но и создаёт благоприятную эмоциональную обстановку повышает интерес детей к самому процессу обучения.

     Игровой и словесный материал для занятий должен подбираться логопедом с учётом уровня интеллектуального развития детей, степени тяжести их речевых дефектов.

     Условия игр должны быть чётко сформулированы, значение используемых для анализа слов должно быть понятно детям.

     Важно создать во время игры благоприятный для детей эмоциональный настрой, способствующий лучшему усвоению материала. Заканчивать игру необходимо похвалой и поощрениями.

    Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что без умения детей различать и дифференцировать фонемы родного языка, без владения навыками звукового анализа и синтеза невозможна полноценная коррекция произносительной стороны речи, развитие лексико-грамматического строя и обучение безошибочному чтению и письму.

Литература:

  1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников.- М.:  АКАЛИС, 1995. – 38 с.
  2. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.- М.: Просвещение,
  3. 1987. – 95 с.
  4. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. -  
  5. М.:  Мозаика-Синтез, 2005. - 96 с.
  6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.-  М.:  Просвещение, 1999. – 32с.
  7. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. - М.: ГНОМ и Д,  2001. –  144 с.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Айрис ПРЕСС, 2004. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Данный материал разработан для развития слухового внимания и фонематического восприятия у детей старшей группы на материале внеречевых звуков....

Cеминар «Развитие памяти, речи, внимания у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» в рамках проекта «Ресурсная школа» Практикум для воспитателей и специалистов «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»

4-5 лет — возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность. В данном материале представлены разнообра...

Конспект подгруппового занятия "Формирование слухового внимания и фонематического восприятия у детей 2-4 лет с ОНР. ( на материале русской народной сказки "Колобок")

Закрепление умения вслушиваться в речь взрослого, работа над пониманием вопросов, соотнесение предмета с картинкой и тем, как он звучит, работа над слоговой структурой слова (односложными и двух...

Формирование правильной артикуляции и развитие у детей слухового внимания и фонематического восприятия.

Основные упражнения для развития фонематического восприятия - это узнавание звука в слове и работа над этим строится в определенной последовательности.В качестве пособия используется  "волше...