Как разговорить неговоряшек
статья по логопедии на тему
Проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Чтобы заговорить, ребенку необходима помощь взрослого. В этом помогут занятия, которые развивают подражание, слуховое внимание и восприятие ребенка, дыхание, мелкую моторику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_razgovorit_negovoryashek.docx | 14.88 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК РАЗГОВОРИТЬ НЕГОВОРЯШЕК
Зацепина Елена Леонидовна, учитель-логопед, МДОУ «Колосок», с. Липицы, Серпуховский район
В настоящее время большое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Именно дети данной категории, у которых диагностируется общее недоразвитие речи 1-2 уровня, а также ОНР 3 уровня, осложненное ЗПР церебро-органического генеза, и составляют в основном контингент групп компенсирующей направленности с нарушениями речи.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от их нормально говорящих сверстников не только показателями лингвистического развития. В 4х летнем возрасте несформированность всех компонентов языковой системы сочетается у таких детей со специфическими отклонениями других высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, воображения, словесно – логического мышления).
Кроме того, дети с ОНР нередко обладают личностными особенностями, осложняющими их обучение и воспитание. К таковым относятся: негативизм, агрессивность, раздражительность, капризность, замкнутость, робость, пассивность, обидчивость и пр.
Если говорить об игре, то дети, отстающие в речевом развитии, зачастую неспособны к творческим, содержательным игровым действиям.
Чтобы заговорить, ребенку необходима помощь взрослого. На начальном этапе необходимо наладить общение со взрослым. В этом помогут занятия, которые развивают подражание, слуховое внимание и восприятие ребенка, дыхание, мелкую моторику. Основная цель – «разговорить» ребёнка, дать импульс к дальнейшему развитию активной речи.
Известно, что именно в раннем возрасте наилучшим образом развиваются психические функции. Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения.
Если имеет место задержка речевого развития или общее недоразвитие речи, отставание затрагивает все стороны речи – не только активную (процесс говорения), но и пассивную (понимание речи). Следовательно, работа над пониманием речи неговорящими детьми просто необходима.
Развитие у ребенка понимания речи включает в себя создание речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.
Создание речевой среды включает в себя следующее:
- постоянный разговор с ребенком;
- единые требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых;
- определённые требования к речи окружающих взрослых;
- постепенное усложнение речевого общения;
- организация специальных речевых игр и упражнений.
Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Соответственно работу по созданию для ребенка речевой среды ведут как родители, так и логопед.
Оптимальным оказалось использование ФИЗКУЛЬТМИНУТОК в занятиях логопеда и тех занятиях воспитателя, где дети мало двигаются (развитие речи, ИЗО, математика).
Было установлено – если пальчиковую гимнастику проводить стоя, примерно в середине занятия, сопровождать ее стихотворными текстами, то она не потребует дополнительного времени от педагогов, и послужит двум важным целям одновременно: развитию мелкой моторики и речи. Кроме того, динамическая пауза поможет детям снять статическую нагрузку, связанную с сидением, повысить работоспособность и активность. Оказался выраженным и коррекционный эффект от подобных физминуток - проговаривание стихов одновременно с выполнением движений, заметно ритмизирует речь, делает ее более четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей.
Чтобы восприятие было осмысленным, тексты должны быть не длинными, состоять из слов и фраз, доступных пониманию, рифмы должны быть легко запоминающимися и иметь повторяющиеся элементы. (Например, потешка «ПЕТУШОК», «ДОЖДИК» и т.д.)
В работе можно использовать интерактивные игры, они дают высокий стимул к сотрудничеству и хорошую положительную динамику развития. Вопросы и задания от куклы (персонажа) ребенок воспринимает лучше! Используем «преднамеренное забывание» и вопросы-провокации. При работе с сюжетными картинками избегаем вопроса ГДЕ? Например:
ВОПРОСЫ: - Кто катает? Кто бросает? Кто ловит?
Кто сидит? Что растёт?
Таким образом, работу по созданию речевой среды ведут как родители, так и логопед. Для развития речи ребёнка необходимо использовать любой подходящий случай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Разговор с богом"
Однажды мне приснилось, что я беру интервью у бога......
Ребенок вмешивается в разговор.
Консультация для родителей.Даны практические советы, которые помогут родителям научить ребенка не перебивать взрослых....
"Разговор, как психотерапевтическое средство"
В данном буклете представлен материал для педагогов "Разговор, как психотерапевтическое средство"(по системе Марии Монтессори)...
Разговор о маме.
Тематическое занятие ко Дню Матери в подготовительной группе. В ходе занятия используются иллюстрации картин художников на тему материнства. Используется и региональный (кубанский компонент)....
Разговор по душам"Психологическая адаптация родителей, имеющих детей с нарушением слуха"
Помочь родителям правильно принять диагноз ребёнка,определить оптимальные условия для развития ребёнка, его дальнейшей интеграции в обществе....
Игры для неговоряшек
В какие игры играть с неговорящим ребёнком...