Индивидуальное логопедическое занятие на тему "Дифференциация [с] – [ш]
план-конспект занятия по логопедии на тему

Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ.zanyat.differ._s-sh.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие на тему "Дифференциация [с] – [ш]

Цель: развитие фонематического слуха; закрепление навыка различения и правильного артикуляторного произношения звуков [C] - [Ш] в речи.

Задачи:

  1. закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С, с опорой на различные виды контроля;
  2. формировать самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;
  3. учить чётко, разграничивать звуки "С" и "Ш" в любых ситуациях речи
  4. учить выделять данные звуки в словах;
  5. развивать фонематический слух;
  6. совершенствование умений работы с деформированным текстом;
  7. развитие мелкой моторики рук.

Ход занятия:

Организационный момент (перед зеркалом).

Логопед: Сегодня мы с тобой закрепим наши знания о правильном произношении звуков С и Ш.

1. Самомассаж.

Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее.

Данные упражнения: снимают напряжение мышц шеи и плеч; вызывают прилив крови к речевым органам; являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.

Любопытная Варвара. Выполнение движений по тексту:

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо,

Смотрит вверх и смотрит вниз.

Ты, Варвара, не крутись.

Посмотри назад, вперед,

А потом наоборот.        

2. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы язычок нам поддавался, хорошо он занимался, надо мышцы укреплять, к дисциплине привыкать.

-  Какой звук издает наш чайник, когда он кипит?

- А как шипит змейка?

Логопед: Какие звуки мы услышали?

3. Сравнение звуков С и Ш по артикуляции.

Логопед: Давай сравним наши звуки, где прячется наш язычок, когда произносит С и Ш.

Давай посвистим как чайник “с-с-с-с-с-”

Где находится язычок, когда мы произносим звук С? (внизу)

А теперь пошипим как змейки "Ш-ш-ш-ш-ш"

Где находится кончик языка, когда мы произносим Ш? (вверху).

А что нам помогает в образовании этих звуков?

Вывод ребенка: В образовании этих звуков участвуют зубы, губы, язычок и ветерок (воздушная струя). Давай мы с ними познакомимся, их зовут: Свистелочка и Шипелочка.

4. Автоматизация звуков "С", "Ш" в чистоговорках.

Повторяем чистоговорки и имитируем движения руками, показывая, где должен быть язычок (на Ш - руки складываем чашечкой, на С - руки в виде лопатки, вытянуты ровно).

Язык вверх: ша-ша-ша-каша, пирожки, лапша (имитация руками “Чашечка”)

Логопед: какой звук повторяется в словах?

Язык вниз: са-са-са – сахар, масло, колбаса (имитация руками “Лопатка”)

Логопед: какой звук нам чаще встречается?

5. Знакомство с буквами С и Ш.

Логопед: На что похожи наши буквы? (Ребенку показываются картинки с буквами С и Ш интересно оформленными).

6. Закончи стихи, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и по смыслу.

Логопед: Давай повторим вместе.

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула…..

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на……….

7. Пальчиковая гимнастика “Краб”: - руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.        

- Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.        

- Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.        

- Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

- Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты  (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.        

- Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.        

8. “Посчитай-ка”

Давай посчитаем от одного до шести, используя названия картинок.

Слова: старушка, пастушок.

9. “Путаница”

Логопед: А теперь послушай, правильно ли я буду говорить. Только слушай внимательно и исправляй мои возможные ошибки.

Миса и Маса лежали в коляске,

Были они, безусловно, двойняски.

Лежали на улице свежие доски

На них отдыхали ленивые коски.

11. Дидактическая игра “4-й лишний”

(Вначале выполняем с опорой на карточки, а затем только на слух)

Шапка, шарф, сарафан, шуба.

Свёкла, апельсин, абрикос, груша.

Ложка, чашка, шкаф, миска,

Сапоги, шуба, маска, квас.

Собака, кошка, лошадь, лиса.

Шапка, сапоги, шуба, шорты.

Сосна, ромашка, осина, берёза.

Картошка, капуста, груша, кабачок.

Итог занятия:

Логопед: с какими звуками мы сегодня работали?

Ответ ребенка.

Логопед: Звуки Ш и С - друзья,

Ш - шипит, а С - свистит.

Не забудем никогда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.

Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением техники логопедического самомассажа

Данный материал содержит Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов технологий логопедического массажа и самомассажа(для детей 6-7 лет; ОНР 3-4 уровень; дизартрия) и през...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.

Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология  логопедического (лицевого) массажа. В конспе...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет с логопедическим заключением ФФНР

Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах Задачи: -         автоматизация звука [л] в слогах и словах-...

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...