Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия на тему: «Словарная работа: Злаки. Труд взрослых осенью на полях».
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Конспект логопедического занятия предназначен групповой работы с  детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

    Цель занятия: Уточнение обобщения «злаки»; развитие и активизация словарного запаса детей по данной теме (особенно глагольного словаря и словаря прилагательных) ; развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического восприятия.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия

    Тема: «Словарная работа: Злаки. Труд взрослых осенью на полях».

    Цель: Уточнение обобщения «злаки»; развитие и активизация словарного запаса детей по данной теме (особое внимание обратить на глаголы и прилагательные); развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического восприятия.

    Лексический материал: 

    Существительные: гречиха, кукуруза, овёс, просо, пшеница, рис, рожь, ячмень; злаки, зерновые культуры; зёрна, крупа, отруби, хлопья; гречка, геркулес, овсянка, пшено, манка; каши, хлеб, мука, батон, пирожок, кулебяка, буханка, каравай, плюшка, булочка, крендель, сушка, баранка, палочки, сухари; метёлка, колос, початок.

    Прилагательные: цвет – золотой, зелёный, жёлтый; пшённая, перловая, манная, кукурузная, гречневая, геркулесовая, овсяная; ржаной, хлебный.

    Глаголы: пахать, расти, созревать, срывать, убирать, печь, варить.

    Оборудование: Предметные картинки с изображёнными на них злаками, зёрнами злаков, хлебобулочными изделиями, крупами; картинка с яблоком, баклажаном, сливой, персиком; кастрюля.

    Ход занятия:

    I Организационный момент.

    II Сообщение темы.

    -Давайте вспомним, какие злаки вы знаете. (Дети называют хором злаки, а логопед вывешивает на доску картинки с их изображением).

    - Сегодня мы с вами будем говорить о злаках; о том, какие они бывают, где они растут и что можно из них приготовить.

    III Изучение темы.

    1.Беседа о злаках.

    Логопед предлагает детям ещё раз рассмотреть картинки с изображением злаков:

    -Что такое злак? (Злак – это растение со стеблем в виде полой ( пустой внутри, похожей на трубочку из которой пьют сок) соломины, заканчивающейся колосками, метёлками или початками.)

    -Чем отличаются между собой ячмень, овёс и кукуруза? (соцветиями: у ячменя - колос, у овса – метёлка, у кукурузы початок).

    -А у каких ещё злаков есть колос?( пшеница, рожь, ячмень). Метёлка? (гречиха, овёс, просо, рис). Початок? (початок есть только у кукурузы).

    - Где растут злаки? (на полях).

    - Что делают люди на полях весной? (пашут землю, сеют злаки). А осенью? (убирают урожай).

    - Какого цвета злаки летом? (зелёного). Что с ними происходит? (они растут, созревают).

    - Какого цвета становятся злаки осенью? ( золотого, жёлтого).

    - Что можно приготовить из злаков? (Злаки бывают хлебные – из них сначала мелют муку, а затем пекут хлеб; зерновые – из них получают крупу, а затем из неё  варят кашу.)

    - Где мелют муку? (на мельнице).

    2. «Из каких злаков какие крупы и муку производят».

    Логопед спрашивает детей, какие крупы производят из злаков:

    - из гречихи – гречневую;

    - из кукурузы – кукурузную;

    - из овса – овсяные хлопья или геркулес;

    - из проса – просяную или пшено;

    - из пшеницы – пшеничную и манную;

    - из риса – рисовую;

    - из ржи – ржаные отруби;

     - из ячменя – ячменную или перловую.

    Называя вместе с детьми ту или иную крупу логопед вывешивает на доску картинки с крупами.

    Далее логопед спрашивает детей, какую муку производят из злаков:

    - из ржи – ржаную;

    - из пшеницы – пшеничную;

    - из кукурузы – кукурузную;

    - из проса – просяную;

    - из гречихи – гречневую;

    - из риса – рисовую.

    3. «Из чего сварили кашу?»

    Логопед просит детей назвать злак из которого сварили кашу:

    Пшённую – (просо)

    Перловую - (ячмень)

    Манную – (пшеница)

    Кукурузную – (кукуруза)

    Гречневую – (гречиха)

    Геркулесовую – (овёс)

    Овсяную – (овёс)

    Рисовую - (рис)

    4. Физкультминутка.

    Едем в поле                        Дети выполняют движения руками, как будто рулят

    На кочку наехали               Подпрыгивают

    В яму заехали                      Приседают

    Горки объехали                   Делают повороты вправо-влево

    И на поле приехали.

    5. «Пекари»

    Логопед спрашивает детей, что можно испечь из муки, произведённой из злаков. Дети называют хлебобулочные изделия, а логопед вывешивает картинки с изображением основных хлебобулочных изделий на доску.(Батон, пирожок, кулебяка, ржаной хлеб (буханка), каравай, булочка с повидлом, плюшка, баранка, сушка, крендель, сухарь, хлебные палочки).

    6. «Четвёртый лишний».

    Логопед просит детей найти лишнюю картинку из 4-х вывешенных на доске и объяснить, почему она лишняя.

    -просо, рожь, яблоко, пшеница.

    - рис, кукуруза, баклажан, рожь.

    - гречиха, слива, яблоко, персик.

    - ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.

    IV. Итог:

    -Вы сегодня молодцы! Очень хорошо занимались. Теперь встанет и пойдёт в группу тот, кто отгадает загадку:

    Поле дружно колосится

    Даст нам хлебушек…(пшеница).

    Чтобы караваем

    Мы могли гордиться,

    В поле собираем

    Колоски…(пшеницы).

    Чёрный хлебушек хорош!

    Нам его подарит…(рожь).

    На коровьем молоке

    Сварим кашу мы в горшке.

    Она сытная, густая,

    А по цвету – золотая. (Пшённая каша)

    Золотистое зерно

    Называется - …(пшено).

    Жёлтые початки

    Полны зёрен сладких. (Кукуруза)

    Тот, кто эту кашу ест,

    Вырастает силачом.

    Все болезни нипочём,

    Если любишь…(Геркулес).

    Испечёт на бабушка

    Вкусные оладушки.

    Сварит в русской печке

    Кашу вкусную из…(гречки)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия. Тема: Звуки л-л\'. (старшая группа)

    Тема.  Звуки Л – Л’.Цель. Дифференциация звуков Л-Л’Задачи.Коррекционно – образовательные:- закрепить навыки чёткого произношения и дифференциации звуков [ л – л’ ] в слогах, словах, предложениях...

    Фрагмент нетрадиционной совместной деятельности детей и родителей на логопедических занятиях. Тема: "Виды работ при коррекции речевых нарушений" е

    Фрагмент нетрадиционной совместной деятельностидетей и родителей на логопедических занятиях.Тема: «Виды работ при коррекции речевых нарушений».Цель:- развитие координации речи с движением, работ...

    Конспект логопедического занятия Тема: Перелетные птицы. Весна.

    На данном занятии можно закреплять представления детей о перелетных птицах.Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.Систематизировать знания д...

    Конспект логопедического занятия. Тема: «Знакомство с домиком Язычка». Лексическая тема: «Фрукты»

    Это занятие, предназначено для старшей логопедической группы, которое включает в себя следующие цели:- познакомить детей с артикуляционными упражнениями;- рассказать о звуках речи; продолжать знакомит...

    Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».

    Конспект логопедического занятия "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы.  Цель: развиват...

    КОНСПЕКТ Логопедического занятия Тема: «Домашние животные и их детёныши» (в старшей логопедической группе)

    КОНСПЕКТЛогопедического занятияТема: «Домашние животные и их детёныши»(в старшей логопедической группе)...

    Конспект логопедического занятия Тема: Формирование начального лексикона у детей с ОНР 1 уровня по лексической теме «Дикие животные». «Путешествие в зимний лес».

    Конспект логопедического занятия для детей 3 лет. Уточнение и закрепление  представлений о диких животных....