Конспект логопедического занятия на тему: «Словарная работа: Злаки. Труд взрослых осенью на полях».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект логопедического занятия предназначен групповой работы с  детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Цель занятия: Уточнение обобщения «злаки»; развитие и активизация словарного запаса детей по данной теме (особенно глагольного словаря и словаря прилагательных) ; развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Тема: «Словарная работа: Злаки. Труд взрослых осенью на полях».

Цель: Уточнение обобщения «злаки»; развитие и активизация словарного запаса детей по данной теме (особое внимание обратить на глаголы и прилагательные); развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического восприятия.

Лексический материал: 

Существительные: гречиха, кукуруза, овёс, просо, пшеница, рис, рожь, ячмень; злаки, зерновые культуры; зёрна, крупа, отруби, хлопья; гречка, геркулес, овсянка, пшено, манка; каши, хлеб, мука, батон, пирожок, кулебяка, буханка, каравай, плюшка, булочка, крендель, сушка, баранка, палочки, сухари; метёлка, колос, початок.

Прилагательные: цвет – золотой, зелёный, жёлтый; пшённая, перловая, манная, кукурузная, гречневая, геркулесовая, овсяная; ржаной, хлебный.

Глаголы: пахать, расти, созревать, срывать, убирать, печь, варить.

Оборудование: Предметные картинки с изображёнными на них злаками, зёрнами злаков, хлебобулочными изделиями, крупами; картинка с яблоком, баклажаном, сливой, персиком; кастрюля.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Сообщение темы.

-Давайте вспомним, какие злаки вы знаете. (Дети называют хором злаки, а логопед вывешивает на доску картинки с их изображением).

- Сегодня мы с вами будем говорить о злаках; о том, какие они бывают, где они растут и что можно из них приготовить.

III Изучение темы.

1.Беседа о злаках.

Логопед предлагает детям ещё раз рассмотреть картинки с изображением злаков:

-Что такое злак? (Злак – это растение со стеблем в виде полой ( пустой внутри, похожей на трубочку из которой пьют сок) соломины, заканчивающейся колосками, метёлками или початками.)

-Чем отличаются между собой ячмень, овёс и кукуруза? (соцветиями: у ячменя - колос, у овса – метёлка, у кукурузы початок).

-А у каких ещё злаков есть колос?( пшеница, рожь, ячмень). Метёлка? (гречиха, овёс, просо, рис). Початок? (початок есть только у кукурузы).

- Где растут злаки? (на полях).

- Что делают люди на полях весной? (пашут землю, сеют злаки). А осенью? (убирают урожай).

- Какого цвета злаки летом? (зелёного). Что с ними происходит? (они растут, созревают).

- Какого цвета становятся злаки осенью? ( золотого, жёлтого).

- Что можно приготовить из злаков? (Злаки бывают хлебные – из них сначала мелют муку, а затем пекут хлеб; зерновые – из них получают крупу, а затем из неё  варят кашу.)

- Где мелют муку? (на мельнице).

2. «Из каких злаков какие крупы и муку производят».

Логопед спрашивает детей, какие крупы производят из злаков:

- из гречихи – гречневую;

- из кукурузы – кукурузную;

- из овса – овсяные хлопья или геркулес;

- из проса – просяную или пшено;

- из пшеницы – пшеничную и манную;

- из риса – рисовую;

- из ржи – ржаные отруби;

 - из ячменя – ячменную или перловую.

Называя вместе с детьми ту или иную крупу логопед вывешивает на доску картинки с крупами.

Далее логопед спрашивает детей, какую муку производят из злаков:

- из ржи – ржаную;

- из пшеницы – пшеничную;

- из кукурузы – кукурузную;

- из проса – просяную;

- из гречихи – гречневую;

- из риса – рисовую.

3. «Из чего сварили кашу?»

Логопед просит детей назвать злак из которого сварили кашу:

Пшённую – (просо)

Перловую - (ячмень)

Манную – (пшеница)

Кукурузную – (кукуруза)

Гречневую – (гречиха)

Геркулесовую – (овёс)

Овсяную – (овёс)

Рисовую - (рис)

4. Физкультминутка.

Едем в поле                        Дети выполняют движения руками, как будто рулят

На кочку наехали               Подпрыгивают

В яму заехали                      Приседают

Горки объехали                   Делают повороты вправо-влево

И на поле приехали.

5. «Пекари»

Логопед спрашивает детей, что можно испечь из муки, произведённой из злаков. Дети называют хлебобулочные изделия, а логопед вывешивает картинки с изображением основных хлебобулочных изделий на доску.(Батон, пирожок, кулебяка, ржаной хлеб (буханка), каравай, булочка с повидлом, плюшка, баранка, сушка, крендель, сухарь, хлебные палочки).

6. «Четвёртый лишний».

Логопед просит детей найти лишнюю картинку из 4-х вывешенных на доске и объяснить, почему она лишняя.

-просо, рожь, яблоко, пшеница.

- рис, кукуруза, баклажан, рожь.

- гречиха, слива, яблоко, персик.

- ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.

IV. Итог:

-Вы сегодня молодцы! Очень хорошо занимались. Теперь встанет и пойдёт в группу тот, кто отгадает загадку:

Поле дружно колосится

Даст нам хлебушек…(пшеница).

Чтобы караваем

Мы могли гордиться,

В поле собираем

Колоски…(пшеницы).

Чёрный хлебушек хорош!

Нам его подарит…(рожь).

На коровьем молоке

Сварим кашу мы в горшке.

Она сытная, густая,

А по цвету – золотая. (Пшённая каша)

Золотистое зерно

Называется - …(пшено).

Жёлтые початки

Полны зёрен сладких. (Кукуруза)

Тот, кто эту кашу ест,

Вырастает силачом.

Все болезни нипочём,

Если любишь…(Геркулес).

Испечёт на бабушка

Вкусные оладушки.

Сварит в русской печке

Кашу вкусную из…(гречки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент нетрадиционной совместной деятельности детей и родителей на логопедических занятиях. Тема: "Виды работ при коррекции речевых нарушений" е

Фрагмент нетрадиционной совместной деятельностидетей и родителей на логопедических занятиях.Тема: «Виды работ при коррекции речевых нарушений».Цель:- развитие координации речи с движением, работ...

Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».

Конспект логопедического занятия "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы.  Цель: развиват...

КОНСПЕКТ Логопедического занятия Тема: «Домашние животные и их детёныши» (в старшей логопедической группе)

КОНСПЕКТЛогопедического занятияТема: «Домашние животные и их детёныши»(в старшей логопедической группе)...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с трудом взрослых. "Знакомимся с профессией модельера".

Некоторые люди с детства знают, кем хотят знать. И зачастую выбор профессии у них сложился в играх или на занятиях в детском саду. В рамках опробирования парциальной программы "От Фребеля до робо...

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР «Деревья в осеннем лесу»

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР «Деревья в осеннем лесу»...

Конспект логопедического занятия. Тема: "Осень. Признаки осени. Деревья осенью"

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью».Коррекционно-образовательные цели:-Обобщение и систематизация пред...

Конспект логопедического занятия Тема: «Осень»

Конспект логопедического занятияТема: «Осень»(групповое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка)...