Главные вкладки

    Разработка системы игровых упражнений по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

    Астафьева Мариэтта Павловна

    Разработанная  система заданий предлагает развитие фонематического восприятия через систему игровых заданий. В игровой форме предлагаются задания по развитию слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, формированию элементарных навыков звукового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений. Задания направлены на определение правильно и неправильно прозвучавших слов; выделение заданного звука на фоне ряда звуков, слогов, слов; запоминание и воспроизведение звуковых и слоговых рядов различной длины; анализ и синтез слогов, слов, предложений; исправление неправильно произнесённых слов и предложений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sistema_uprazhneniy.doc62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка системы игровых упражнений по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР

    Разработанная  система заданий предлагает развитие фонематического восприятия через систему игровых заданий. В игровой форме предлагаются задания по развитию слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, формированию элементарных навыков звукового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений. Задания направлены на определение правильно и неправильно прозвучавших слов; выделение заданного звука на фоне ряда звуков, слогов, слов; запоминание и воспроизведение звуковых и слоговых рядов различной длины; анализ и синтез слогов, слов, предложений; исправление неправильно произнесённых слов и предложений.

    Игра «Будь внимательным»

    Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен поднять руку (или хлопнуть в ладоши, или показать лежащую перед ним карточку с буквой Ш) только в том случае, если в каком-либо месте

    из этих слов он услышит звук Ш. При этом слова должны быть подобраны так, чтобы смешиваемый с этим звуком звук С в них вообще не встречался, равно как и другие свистящие и шипящие звуки. Вот примерный ряд таких слов: кошка, каша, лампа, трактор, шарф, мука, ромашка. рак и т.д. (Аналогично эту игру можно провести и с другими звуками).

    Игра «Назови слова»

    Детям предлагаются слова с заданным звуком, который находится в начале слова. Когда дети назовут 15-20 слов, им предлагается назвать слова с другим звуком. В конце игры определяется победитель.

    Игра в кругу с мячом «Назови братца»

    Педагог: «Я буду называть большого братца (твердый звук), а тот, кому я брошу мяч, должен назвать его маленького братца (мягкий звук)». В игре должны принять участие все дети. Затем задание меняется - педагог называет маленького братца, а дети – его пару.

    Во всех этих играх ребенок дифференцировал звуки в условиях их непосредственного восприятия на слух, то есть в момент их звучания. Однако, для полноценного овладения письменной речью этого недостаточно необходимо также постоянно сохранять в памяти устойчивое представление о каждом звуке (фонеме), то есть, не слыша, мысленно представить его звучание. Только при этом условии ребенок сможет соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой во время самостоятельного чтения и письма. Как для проверки, так и для развития фонематических представлений можно использовать следующие игры:

    Игра «Звуковое лото»

    Ребенку раздаются карточки с различными картинками. Ему предлагается молча показать или закрыть бумажным квадратиком лишь те картинки, в названиях которых имеется звук Р ( П,Д,С,Ш, и т. д. ) При выполнении задания ребенок может опереться только на сохранные в его памяти слуховой образ звука. Оживить в памяти этот образ ему поможет воспоминание о том, что звук Р похож на карканье вороны, на раскаты грома.

    Игра «Скажи как я»

    Логопед предлагает детям встать в круг, сам встает в середину с мячом. Игра заключается в том, что логопед бросает мяч кому-либо из ребят, называя слова интонационно выделяя любой согласный звук (ррука, саммолет, трубба, домм и т. д.) Ребенок должен повторить слово так, как его произнес взрослый, перебрасывая назад мяч. В игре должны принять участие все дети.

    Игра «Кто внимательнее»

    Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются со звука С: санки, стакан, слон, скамейка. Педагог: «Правильно, все эти слова начинались со звука С. Назовите мне их». Дети вспоминают и называют их. А потом они должны сами придумать слова с этим звуком.

    Игра «Кто больше»

    Нахождение звука в названиях предметов по картине. Педагог показывает детям картинку, например, «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук Р (С,Ж,Ш,З и другие). За каждое слово детям дается фишка. В конце игры определяется победитель.

    Игра «Измени слово»

    Детям предлагается изменить предложенное слово путем замены, прибавления какого-либо звука.

    Например: в слове БЫК заменить звук [Ы] на звук [А] – БАК; в слове КОТ заменить второй звук звуком [И] - КИТ; добавить к слову РАК звук [И] РАКИ и т.д.

    Игра «Кто первый»

    Детям предлагается собрать схему слова, используя индивидуальные наборы, в которые входят: квадратики трех цветов, палочки-ударения. У фланелеграфа работает один ребенок. Дети должны постараться опередить его в составлении схемы слова.

    Игра «Хлопочки»

    Детям предлагается отхлопывать слоги в слове, «укладывая» слоги на ладошки.

    Игра «Один – много»

    1) Слон – слоны Медведь – медведи

    кот- волк -

    тигр - олень –

    корова - и т. д.

    2) Образование множественного числа имен существительных при помощи менее привычного для них окончания:

    дом - дома вечер – вечера поле - поля

    лес – номер - море -

    стол - голос - яблоко -

    бок – провод- ведро -

    пояс – тополь - окно -

    повар - и т.д. учитель – и т.д. сено - и т.д.

    3) Употребление множественного числа имени существительных

    Кол – колья клок - клочья

    ком – сук -

    стул – друг -

    лист – и т.д. ухо – и т.д.

    4) Образование множественного числа имени существительного с выпадением гласной в корне слова.

    День – дни кусок - куски

    пень – пни носок -

    сон – сны платок -

    ров – совок -

    рот – щенок -

    лоб – звонок -

    мох – и т.д. петушок – и т. д.

    Игра «Магазин»

    Дети «покупают» в «магазине» у логопеда «банки с компотом». Ребенок подходит к логопеду и говорит: «Я хочу купить компот из вишен – вишневый компот», «из яблок, слив, груш».

    Игра «Самый главный фрукт»

    Логопед говорит: «У девочки Маши в саду росли фрукты, это было волшебное дерево, и фрукты на нем умели говорить. И вот однажды они заспорили о том, кто из них самый главный. Яблоко говорит: «Я самое главное. Я самое красивое, вкусное. Из меня делают компот и варенье». Затем кто-то из детей озвучивает следующий фрукт: «Нет, я самая красивая, вкусная, из меня делают компот и варенье». таким образом описываются все выставленные картинки (слива, апельсин, ананас, вишня, абрикос).

    Затем логопед объясняет детям, что все фрукты главные, каждый фрукт вкусен и полезен по своему.

    Игра «Мы считаем»

    1. Дети встают в круг и хором декламируют стихи:

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Все умеем мы считать.

    Принесли из магазина

    Мы огромную корзину.

    В ней много разных овощей.

    Посчитай-ка их сумей.

    В центре с корзиной, заполненной муляжами овощей, стоит ведущий.

    2. После окончания чтения стихотворения, ведущий дает одному из детей любой овощ. Этот ребенок передает овощ стоящему рядом со словами: «один огурец». Второй ребенок отдает огурец следующему, произнося: « два огурца». Счет ведется до пяти. Последний участник передает овощ ведущему.

    3. Игра повторяется снова, пока в корзине не кончатся все овощи.

    Игра «Один – два – пять»

    Детям предлагается назвать по картине сколько жуков (листьев, цветов, машин, грибов и т. д.)

    Например: Один жук, два жука, пять жуков.

    Работа над предлогами

    Игра «Ложки и стаканы»

    Каждому ребенку логопед дает пластиковый стакан и ложку.

    1. Логопед демонстрирует детям действия с этими предметами и комментирует их;

    - Я положила ложку В стакан.

    - Я достала ложку ИЗ стакана.

    2. Дети выполняют инструкции логопеда:

    - Положи ложку В стакан.

    - Достань ложку ИЗ стакана и т. д.

    3. Каждый ребенок по очереди выполняют какое-либо действие и комментируют его.

    4. Дети комментируют действия логопеда.

    5. Дети друг другу демонстрируют действия и комментируют их.

    6. Логопед называет детям только предлог, а дети демонстрируют и комментируют действия с ним.

    Работа над словообразованием

    Игра «Большой – маленький»

    Взрослый называет большой предмет, а ребенок – маленький, используя для этого широко распространенные суффиксы -ик-, -ек-, -ок-, -к-.

    1. Дом – домик Песок - песочек

    стол – чулок -

    двор – носок -

    ключ – клубок -

    гном – платок -

    слон – ножик -

    дождь – и т. д. ящик - и т. д.

    2. Гриб – грибок Луг - лужок

    ком – стог -

    дым – друг -

    лес – флаг -

    глаз – и т. д. творог - и т. д.

    3. Нора – норка Картина -

    гора – конфета -

    туча – дорога -

    голова – облако –

    береза - рука – и т. д.

    Игра «Чей хвост, чья голова»

    На столе в два ряда выложены картинки, на которых изображены головы и хвосты животных. Кто-либо из детей выбирает картинку с мордой животного, а затем находит соответствующий хвост.

    Например: «Это лисья морда, у лисы лисий хвост».

    Образование названий детенышей животных

    Игра «Кто у кого»

    Дети подбирают парами картинки с изображениями домашнох животных и их детенышей:

    Например: - Теленок у коровы

    - Поросенок у свиньи.

    Игра «Буря»

    Дети делятся на две группы: одна изображает бурю, другая – лес. Дети, изображающие бурю, садятся на стульчики и по сигналу педагога «буря» громко говорят «З-З-З-…), подражая вою ветра. Дети, изображающие лес, сидят напротив. По сигналу «буря» они качают поднятыми вверх руками. По сигналу «буря кончилась» дети замолкают, опускают руки, потом участники игры меняются ролями.

    Игра «Цветочки»

    Определение позиции звука в слове (начало, конец, середина) по схеме, где Цветочек - необходимый звук. У каждого ребенка на столе по три карточки.

    Детям предлагаются:

    - на начальном этапе слова на слух с изучаемым звуком;

    - на последующих этапах картинки, в названиях, которых есть данный звук.

    Дети должны определить позицию звука и поднять соответсвующую карточку.

    Игра «Звуковая линейка»

    Здесь дети должны определить порядковый номер звука или звук по порядковому номеру. У каждого ребенка лежит «звуковая линейка», где каждая клеточка – домик для звука, а вся линейка – слово. Перед детьми лежат также фигурки из киндер – сюрпризов, которые «ходит в гости» либо к какому-то конкретному звуку, либо в какой-то конкретный домик. (В каком домике живет звук…?, какой звук живет в домике № 5?)

    Игра «Техники»

    Детям предлагается «отремонтировать» сломанные буквы.

    Игра «Ластик»

    Педагог рисует фигуру, ребенку предлагает стереть все что не нужно букве.

    Игра «Распутай буквы»

    Графические изображения букв накладываются друг на друга, при этом общие элементы не совпадают: «П», «К», «М» и т.д.

    Ира «Разгляди буквы»

    Графические изображения букв накладываются друг на друга с совпадением общих элементов: «П», «Н», «Г», «К», «И» и т.д.

    Игра «Зеркало»

    Детям рассказывается история о буквах-модницах, которые так любили смотреться в зеркало, что в конце концов запутались: где они, а где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, зачеркнув их неправильные отражения.

    Игра «Из чего сделан»

    Игра проводится с перекидыванием мяча. Логопед называет предмет, дети прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан.

    Например: Вилка из металла – металлическая

    Стакан из стекла –

    Ваза из хрусталя –

    Шапка из меха –

    Игрушка из пластмасса –

    Стул из дерева – и т.д.

    Игра «Котенок»

    Логопед показывает детям игрушечного котенка и говорит: « К нам в гости пришел котенок. Он будет прятаться, а вы его ищите». Логопед прячет игрушку. Дети отыскивают и говорят: «Котенок на стуле», «Котек в шкафу», и т.д. Затем логопед тихо, чтобы остальные не слышали, дает задание одному ребенку. После того, как он выполнит задание, логопед спрашивает детей, что делает их товарищ. Дети строят свой ответ в виде распространненого предложения.

    Игра «Где стоит машина»

    Логопед выставляет на фланелеграф картинки. Детям предлагается ответить на вопросы.

    - На какой по счету картинке можно сказать про машину, что она стоит перед домом (проезжает между домами и т.д.)?

    - Назовите маленькие слова (предлоги) в данных предложениях.

    - Соедините слова в предложении маленьким словом.

    например: Машина подъехала… гаражу, машина отъехала…гаража, машина едет…гараж и т.д.

    Игра «Скажи правильно»

    Ребенок предлагается самостоятельно отобрать слова с любыми уменьшительным суффиксом

    Большой ключ, а маленький…

    большой петух, а маленький…

    большой зеркало, а маленькое…

    большая ваза, а маленькая…

    большой пень, а маленький…

    большое платье, а маленькое…

    большое перо, а маленькое и т.д.

    Игра « Закончи предложение»

    Подобрать данным существительным подходящие по слыслу глаголы со значением движения сначала вовнутрь, а затем изнутри.

    Например: Человек по дороге идет, в дом входит, а из дома выходит.

    Мальчик по дороге бежит, в дом… , а из дома … .

    Машина по дороге едет, во двор…, а из гаража … .

    Птица летит, в окно… , а из окна… .

    Змея ползет, а в палатку …, а из палатки … .

    Таким образом, основными задачами логопеда являются:

    1. Максимальная направленность и более продолжительная по количеству времени работа по формированию у ребёнка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала на правильно произносимых, позже – на уточнённых и исправленных звуках).

    2. Отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчётливо, смазано.

    3. Постановка отсутствующих и искажённо произносимых звуков и введение их в речь.

    4. Формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико – артикуляционных) признаков звуков.

    5. Закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребёнку, и постепенное подведение к устойчивому автоматизированному навыку, то есть обучение ребёнка более сокращённым и обобщённым операциям, посредством которых производится звуковой анализ, формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания.

    Чтобы направить внимание и интерес ребёнка к звуковой стороне речи, научить его прислушиваться к звукам, выделять их из слова, необходимо вначале организовать его ориентировку в звуковом составе слова на правильно произносимых и чётко дифференцируемых звуках. После этого внимание ребёнка следует сосредоточить на вновь поставленном или уточнённом в произношении звуке. На специально подобранном речевом материале достигается правильное произношение звука, различение и выделение этого звука из состава слова, умение определять его место в целостном звуковом комплексе слога или слова.

    Когда ребёнок усвоит правильное произношение изучаемого звука, проводится работа по дифференциации этого звука от других акустически и артикуляционно-близких звуков. Детям предлагаются упражнения на сравнение и сопоставление звуков по артикуляционным и акустическим свойствам, на различение этих звуков в словах и связных текстах.

    При работе над слуховым восприятием должна строго соблюдаться поэтапность в применении тех упражнений, которые учитель предлагает учащимся. Вначале необходимо научить ребёнка различать изучаемый звук среди других в чужой речи. Затем следует научить ребёнка различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в своей собственной речи.

    Лишь после того как ребёнок научится самостоятельно различать изучаемый звук в словах (в чужой и собственной речи), можно перейти к формированию умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой, определять роль и характер связи между звуками в слове.

    При подборе речевого материала необходимо следить, чтобы в предъявленных для звукового анализа словах не встречались на первых порах звуки, близкие по акустическим или артикуляционным признакам изучаемому звуку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар - практикум для воспитателей по теме"Формирование фонематического восприятие у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения"

    Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых  упражнений, как средство для развития фонематического восприятия. ·...

    Комплекс упражнений, направленных на коррекцию сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста

    Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста...

    Консультация для педагогов: "Игровые приемы по активизации фонематического восприятия у детей дошкольного возраста."

    Консультация для педагогов: "Игровые приемы  по активизации фонематического восприятия  у детей дошкольного возраста."...

    Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»

    Цель семинара – практикума: Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...

    Упражнения для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

    Упражнения для развития фонематического восприятия  у детей дошкольного возраста...

    Упражнения для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

    Работа по формированию фонематического восприятия начинается с неречевых звуков.   Обращение внимания детей:на звуки улицы;на бытовые звуки;Определение:источника звука (Н-р: хлопки, притопы)...

    Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения

    Игры, направленные  на развитие фонематического восприятия,способствуют формированию у детей направленности  на звуковую сторону речи, развивают умения, вслушиваться в звучание слова,узнават...