Консультация для педагогов: "Игровые приемы по активизации фонематического восприятия у детей дошкольного возраста."
консультация по логопедии на тему

Консультация для педагогов: "Игровые приемы  по активизации фонематического восприятия  у детей дошкольного возраста."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_logopeda.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приемы

по активизации фонематического восприятия

у детей дошкольного возраста.

Киор Юлия Викторовна  

учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад

 комбинированного вида  №37 «Ягодка»

Губкин 2017г.


Л.С.Выгодский  доказал, что единицей развития детской речи является фонема. Закон восприятия фонем – закон восприятия звучащей стороны речи.

Фонематическое восприятие является составной частью фонематических процессов:

  1. Фонематический слух
  2. Фонематические представления
  3. Фонематическое восприятие

Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова

Фонематическое восприятие   включает:

  1. умение определять линейную последовательность звуков в слове;
  2. умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
  3. осознание или подсчет количества звуков в слове.

Для ребенка очень важное умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова – это важная  предпосылка для правильного обучения грамоте:

Нарушение фонематического восприятия  мешает детям  овладеть в нужной степени:

•            словарным запасом

  •    грамматическим строем
  •    тормозит развитие связной  речи.

А также вызывает:

  • затруднения при дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.);
  • неумение определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • невозможность подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

Этапы развития фонематического восприятия

  1. Развитие неречевого слуха.

2. Развитие речевого слуха.

3. Развитие навыка элементарного

звукового анализа и синтеза.

Фонематический анализ – умственные действия по анализу звуковой    структуры     слова   – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация.

Фонематический синтез – умственные действия по синтезу звуковой структуры слова –

слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

  • Формирование фонематического анализа и синтеза предусматривает

Определенную  последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:  

а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);

б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);

в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);        

г) слова без стечения согласных:

  • односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)
  • двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);
  • двусложные слова со стечением согласных, в середине слова  (кашка,  ручка, мышка, сумка и т. д.);
  • односложные слова со стечением согласных в начале слова  (стул, свет, кран, флаг и т. д.);
  • односложные слова со стечением согласных в конце слова  (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);
  • двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);
  • двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);

8) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).  

Игровые методы активизации фонематического восприятия  являются наиболее эффективными и уместными в данном случае.  Игровые методы создают непринужденную атмосферу, позволяют ребенку естественно преодолеть сложности задания.  Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: с использованием различных вспомогательных средств — графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание

 (при назывании слов) на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.

Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза

  • определение количества слогов в словах разной сложности;
  • выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука;
  • выделение из слога гласного, затем согласного звука;
  • выделение первого и последнего звука в слове;
  • выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения;
  • определение места, количества, последовательности звуков в слове;
  • творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).

Активизация навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно с использованием различных вспомогательных средств (музыкальных инструментов, графических схем слова, звуковых линеек, фишек, игрушек и т.д.),  на речевое проговаривание   (при назывании слов) на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.  Игровые методы являются наиболее эффективными и уместными в данном случае.

Для обучения детей дошкольного возраста звуковому анализу можно рекомендовать следующие приёмы:

1. выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук;

2.  выделение последнего звука анализируемого слова и придумывание детьми слов с этим звуком:

а)  чтобы этот звук был первым в придуманном слове,

б)  чтобы этот звук находился в середине слова,

     в)  чтобы этот звук был последним в слове;

3)  подбор слов, начинающихся на определенный звук;

4)  подбор слов, заканчивающихся на определенный звук;

5)  определение второго звука в слове, придумывание с ним слов:

а)  если в слове второй звук  гласный,

б)  если в слове второй звук  согласный;

6)  определение третьего звука (гласный и согласный) в слове, придумывание  слов, в которых этот звук стоит в начале, в середине, в конце (Маша – шапка, мишка, карандаш; волк – лес, пила, стол);

7)  придумывание слов на первый, второй, третий звуки анализируемых слов;

  1. придумывание слов из определённого количества звуков:

а)  оканчивающихся на гласный звук (луна, окно, игры),

б)  оканчивающихся на согласный звук (аквариум, эскалатор, дом);

9) придумывание слов из двух-трёх звуков с называнием их в той последовательности, в какой они следуют в слове;

10)  определение количества гласных и согласных звуков в словах, состоящих из трёх, четырёх, пяти звуков; придумывание слов на указанный звук:

а)  которые бы начинались со второго гласного звука (лапа – астра, аквариум; аист – индюк, иголка),

б)   которые бы начинались со второго согласного звука (гуси – солнце, стол; утка – кукла, кот),

в)  которые бы начинались с третьего согласного звука (книга – гуси, гитара);

11)  придумывание слов из трёх звуков, в котором второй и третий известны (ом – дом, кот, сом, лом);

12)  нахождение одинаковых и разных звуков в словах мак и рак и т.д.

Предлагаю варианты некоторых игр, которые я применяю в своей работе для активизации фонематического восприятия  дошкольников

«Поезд»

            Цель: развитие фонематического восприятия (умения слышать заданный звук в слове).

            Оборудование: игрушечная грузовая машина или поезд , мелкие игрушки, карточки с рисунками.

            Ход игры: Ребенку предлагается загрузить в кузов или  вагон столько карточек, игрушек, сколько раз он услышит заданный звук или такие карточки и игрушки, в названии которых имеется заданный звук.

«Три медведя»

           Цель: развитие умения определять позицию звука в слове, работа над интонационной выразительностью речи.

           Оборудование: фигурки трех медведей, предметные картинки со звуком [к] в разных позициях: кот, крот, удочка, рак, цыпленок, лягушка, полка, мак, клевер, щетка, сок, собака.

            Ход игры: Если звук [к] в названии картинки находится в начале слова – нужно подарить ее Михайло Потаповичу, если в середине слова – Настасье Петровне, в конце слова – Мишутке. Медведи говорят «спасибо» с соответствующей интонацией.

«Узелки»

             Цель: развитие умения выделять заданный звук из состава слова, развитие мелкой моторики.

             Оборудование: шнур

             Ход игры: Необходимо завязать столько узелков, сколько раз прозвучит заданный звук изолированно, в ряду звуков, в составе слов.

«Птички на дереве»

            Цель: развитие умения различать звуки [ш], [с].

            Оборудование: два дерева из картона с буквами Ш и С, силуэты птиц из картона с приклеенными предметными картинками (шуба, мышь, кошка, душ, крыша, собака, коса, сапоги, нос, сыр).

            Ход игры: Птички размещаются на соответствующих деревьях (по наличию заданных звуков в названиях картинок).    

   «Расставь цветы по вазам»

            Цель: дифференциация звуков [р], [л].

            Оборудование: предметные картинки или искусственные веточки, цветы, две вазы (красного и голубого цвета).

            Ход игры: В красную вазу поставить розовые, серые, черные, оранжевые и пр. цветы. А в голубую вазу: белые, алые, желтые, золотые и пр. цветы. 

 «Звуковое лото»   

Цель: развитие фонематического анализа, слухового и зрительного внимания, активизация словаря.
             Оборудование:
1. Фишки синего, зеленого, красного цвета.
2. Картинки для водящего.
3. Карты для играющих с изображением предметов:
- названия которых начинаются с согласных и гласных звуков;
- названия которых начинаются с мягких и твердых согласных звуков;
- в названия которых входят звуки [c-с']; [з-з']; [с-з]; [з-ж] и т.д.
           Ход игры: Водящий называет слово или показывает картинку молча, игроки закрывают фишками названную (показанную) картинку, имеющуюся на карте. По окончании игры взрослый проверяет правильность выбора фишек.
Важно, чтобы водящий правильно произносил дифференцируемые звуки.

Еще некоторые игровые приёмы для активизации фонематического восприятия.

  • Можно использовать компьютерные технологии, я использую в своей работе игру, где ребенок может активно и самостоятельно работать с кнопками презентации.

Также  дети любят играть в следующие игры:

  •  Перепрыгни через скакалку столько раз, столько звуков в названном слове.
  •  Покажи столько пальцев на руке, сколько звуков в  анализируемом слове.
  •  Пройди столько шагов, сколько согласных звуков в слове кукла. 
  •  Пусть подойдёт к столу тот , в имени которого столько звуков, сколько раз ударили в барабан (3 – Ира, 4 – Саша и т. д.).
  •  Игра «Начало слова за тобой» (назови первый звук  слов с ак – рак, лак, бак и т. д.).
  •  Найди и опусти в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук гласный у (кукла, жук, Буратино и т. д.). 
  •  Игра «Конец слова за тобой» (добавь третий звук слова: ма  - мак, мал; ко – кот, ком, кол и т. д.).

Работа по активизации  фонематического восприятия у дошкольников должна носить систематический характер, игровые методы сделают эту задачу максимально результативной, Что приведет к необходимому результату: к старшему дошкольному возрасту фонологические нарушения речи будут встречаться гораздо реже и дети, хотя и в разной степени, будут подготовлены к обучению грамоте в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

Доклад для педагогов: «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста ».

Тема доклада: «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста ». Подготовила и провела:Воспитатель Ферафонтова О.А. г.Долгопрудный5.03.2019...

Консультация для педагогов. Игровые технологии в развитии коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста.

Мы живем в век технологий, которые активно развивают и облегчают нам во многом жизнь. Гаджеты и компьютерные технологии связаны с нашей повседневной жизнью напрямую. Но не смотря на очевидные плюсы ис...

Консультация для педагогов "Игровые технологии как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в рамках ранней профориентации"

Консультация для педагогов«Игровые технологии как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в рамках ранней профориентации»...

Консультация для педагогов "Приемы развития фонематических процессов детей дошкольного возраста в условиях групп общеразвивающей направленности"

Практикоориентированная консультация для педагогов, работающих в области речевого развития детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Игровые упражнения в театральной деятельности для детей дошкольного возраста»

Театр – это самый доступный вид искусства для детей, обогащающий положительными эмоциями, жизненным опытом, дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде, раскрывающий духовн...

Консультация для педагогов «Игровая деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов  «Игровая деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста»...