Консультация для педагогов "Игровые технологии как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в рамках ранней профориентации"
консультация по развитию речи

Надежда Александровна Чернова

Консультация для педагогов

«Игровые технологии как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в рамках ранней профориентации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsulttsiya_2021.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ- Югра

Октябрьский район

с. п. Унъюган

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

МБДОУ «ДСОВ «Сказка»

Консультация для педагогов

«Игровые технологии как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в рамках ранней профориентации»

Составитель:

воспитатель

 средней группы

Чернова Н.А.

Унъюган, 2021

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой  в разделе «Планируемые результаты освоения программы» в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования в одном из пунктов прописано: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуациях общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Однако, на практике мы видим, что проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у ребенка грамотную и связную речь.

На основании этого, в целях обеспечения полноценного речевого развития воспитанников я включила в образовательный процесс игровые технологии в рамках ранней профориентации.  

Возможность работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловлена следующим фактором: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к разным профессиям.

Исходя из этого, была поставлена цель: создание максимально благоприятных условий для речевого развития детей посредством игровых технологий в рамках ранней профориентации

Задачи:

  • Изучить теоретические основы и практическую значимость игровых технологий в направлении речевое развитие;
  • Осуществить поиск и отбор нетрадиционных форм образовательной деятельности с детьми, применяя игровые технологии по ранней профориентации;
  •  Определить тематику, место и время их применения в образовательном процессе и внести в перспективное планирование;
  • Создать предметно- развивающую среду для специально организованной образовательной деятельности в центре речевого развития и самостоятельной деятельности;

Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:
-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии»;

-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов  о профессиях и орудиях труда;
-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
-подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»

   - подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
   - оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
   - атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

Игра создает зону ближайшего развития, и сама выступает источником развития. Еще Л.С. Выготский подчеркивал, что «через игровую деятельность и движется ребенок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие». Поэтому, игра может по праву считаться наиболее эффективным способом развития ребенка. Под педагогической технологией игры понимается «система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная единой основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников.

Внедряя игровые технологии, способствую развитию у детей представлений о человеке той или иной профессии, инструментах труда, трудовых действиях, результатах труда, общественной пользе труда и формированию эмоционального отношения к профессиональному миру. 

  Стараюсь использовать различные формы и методы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников.

Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходит через наблюдения и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных знаний. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям труда.

В течение года мною запланированы экскурсии в прачечную детского сада, медицинский кабинет, пищеблок. В процессе таких экскурсий дети не только обогатятся новыми впечатлениями, но и получат прекрасную возможность удовлетворить свой интерес к тому, какие профессиональные и значимые для других людей действия выполняют работники детского сада.

С развитием технологий экскурсия может быть виртуальной. Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок применяет свои знания, а игра, например, сюжетно-ролевая становится более насыщенной и продуктивной. Так, знакомя детей с профессией «Почтальон» запланирована виртуальная экскурсия в отделение «Почта России».

Ещё один способ знакомства с трудом взрослых, который используется не часто, но не менее действенен, чем экскурсия, - это приглашение гостей, иначе сказать «Встреча с интересными людьми». Беседы с родителями, рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное - живое общение с мамой или папой, вызывают неподдельный интерес у дошкольников.

Широкое применение находят дидактические игры.

Игры с предметами: «Собери набор повара (парикмахера, врача и др.)», «Кто здесь был и что забыл?», «Оденем куклу на работу»;

Словесные игры: «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот», «Что делают этим предметом?», «Четвертый лишний».

     Настольно-печатные: «Кому. что нужно для работы?», «Кем быть?», «Отгадай, какую картинку спрятали?», «Профессии» (на основе колец Луллия) На первом большом круге изображено место работы человека.

На среднем круге изображен человек той или иной профессии. На третьем, самом маленьком круге изображены инструменты, необходимые для осуществления той или иной деятельности.

                В настоящее время удобно стало пользоваться лэпбуком, который создаётся тематически, и может включать несколько дидактических игр.  Пособие используется для организации совместной работы педагога и детей, а также для самостоятельной деятельности дошкольников.

Содержание дидактических игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий, пополняет и активизирует словарь, формирует правильное произношение, развивает связную речь.

Следующий методический прием, на который хочется обратить внимание- синквейн. Синквейн – это не способ проверки знаний у детей, а способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Синквейн обладает следующими преимуществами:

1. Помогает детям понять и запомнить новое содержание.

2. Развивает коммуникативные и речевые навыки.

3. Обогащает словарный запас.

4. Учит формулировать ключевую фразу (идею).

5. Подготавливает к краткому пересказу.

6. Совершенствует творческие и мыслительные способности.

7. Учит взаимодействовать со сверстниками, оценивать свои и чужие способности.

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.

Структура синквейна:

1-я строка Тема синквейна – одно слово (существительное) Предмет, о котором идет речь (Кто? Что?)

2-я строка Два слова (прилагательные) Описание признаков предмета или его свойства (Какой? Какая? Какие? Какое?)

3-я строка Три слова (глаголы) Действия предмета (Что делает? Что делают?)

4-я строка Предложение из нескольких слов.  

5-я строка Одно слово (существительное) Чувства, ассоциации, связанные с предметом, о котором говорится, личное отношение автора к теме.  Как назвать одним словом?

      Например: Познакомить детей с цирком (людьми, работающими в нем: канатоходцами, дрессировщиками, клоунами, фокусниками), их атрибутами) поможет просмотр мультимедийной презентации «Что такое цирк?», а затем можно предложить детям составить синквейн об этих профессиях.

Пример:

1. Клоун

2. смешной, добрый

3. веселит, смешит, прыгает

4. клоун веселит детей

5. арена

Для обогащения словарного запаса, при заучивании стихотворений, при составлении  описательного рассказа о людях разных профессий, использую мнемотаблицы.

 Например, знакомя детей с профессией «Повар» с помощью мнемотаблицы можно легко запомнить стихотворение (Ходит повар в колпаке, с поварешкою в руке. Он готовит нам обед: кашу, суп и винегрет)

Дети научатся составлять описательный рассказ о разных профессиях,

придерживаясь следующего алгоритма:

1. Название профессии

2. Место работы

3. Трудовые действия

4. Спецодежда

5. Орудия труда

6. Польза труда для общества

Например: Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Для работы нужны ножницы, расческа, фен, краска для волос. Парикмахер носит фартук. Он подстригает людей и делает им красивые прически.

Работа в данном направлении ведется в тесном сотрудничестве с родителями:

- Фотовыставка «Профессии наших родителей»;

- Консультации «Роль родителей в формировании ранней профориентации у детей среднего дошкольного возраста»; «Поиграем, вместе»

- В течение года в мессенджере «Вайбер» размещение фотоотчета (знакомство детей с той или иной профессией):

- Участие родителей «Встреча с интересными людьми»

Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать о том, что применение игровых технологий помогает организовывать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего периода обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме.

А именно: совершенствуется диалогическая речь, дети охотно принимают участие в беседе, понятно для слушателей отвечают на вопросы и задают их; словарь пополняется существительными, обозначающие профессии; глаголами, характеризующие трудовые действия; расширятся и обогатятся представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда; сформируется интерес к профессиям родителей; расширится область самостоятельных действий в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развиваются социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

В данной статье представлены материалы ученых о роли и значении пальчиклвых игр для детей дошкольного возраста и об эффективности их использования в развитии  речи детей....

«Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Материалы разработки содержат описание, задачи, этапы разучивания пальчиковых игр....

Сюжетно-ролевые игры в средней группе, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий не...

"Пальчиковые игры, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста"

Закономерность: "Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в норме и наоборот"....

Программа по самообразованию на 2021-2022 учебный год по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

quot;Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, это источник любви к Родине...Пусть ребенок почувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсе...

Мастер-класс "Игровые технологии как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в рамках ранней профориентации"

В данном мастер-классе можно увидеть какие были созданы благоприятные условия  дпя речевого развития детей среднего дошкольного возраста посредством игровых технологий в рамках ранней профориента...