Конспект открытого подгруппового мероприятия непосредственно – образовательной деятельности по коррекции произношения звука «Л» в старшей группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. «День рождения гнома Лапушки».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

В ходе занятия решается задача по автоматизаци звука Л в слогах, предложениях, тексте. Для поддержания интереса, речевой активности, мотивации в данном мероприятии  внесён персонаж – гном Лапушка, которого помогают развеселить дети.  

Для эмоционального настроя на предстоящую деятельность  используется психогимнастика,  музыкального упражнение «Хлопай». Так как у детей слабо развито фонематико – фонематическое восприятие, включены упражнения на решение данной задачи: «Хлоп – топ», «Разложи игрушки по полочкам»,  «Песенки гномов», где дети закрепляют умение слышать звук «Л» в слове, находить его позицию , пропевать слоговые песенки  , меняя интонации и силу голоса. Использованы разные виды гимнастик в игровой форме: пальчиковая, артикуляционная а также самомассаж для язычка.

С помощью моделирования (схем, моделей) дети более уверенно справились с заданиями (выполняли артикуляционную гимнастику, составляли описательный рассказ о кукле Ладе). Дети упражняются в игровой форме подбирать слова – антонимы. В ходе НОД соблюдена последовательность и структура работы по коррекции звукопроизношения, наблюдается смена деятельности, проведена физминутка.

 Для проведения рефлексии были использованы изображения гномов, которые дети дорисовывают, оценив свою активность на занятии (весёлые и грустные лица).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_den_rozhdeniya_gnoma_lapushki.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого подгруппового мероприятия непосредственно – образовательной деятельности по коррекции произношения звука «Л» в старшей группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

 «День рождения гнома Лапушки».

Тема ««День рождения гнома Лапушки».

Коррекционно – образовательные задачи:

- Закрепить правильное и отчётливое произношение звука «Л» изолированно,  в различных позициях в слогах и словах, в предложениях, тексте;

- продолжать отрабатывать правильный артикуляционный уклад при произношении звука «Л»;

 - продолжать учить подбирать слова-антонимы;
- закреплять умение выделять позицию звука в слове;

Коррекционно – развивающие задачи;

- развивать слуховое и зрительное внимание, фонематический слух, связную речь;

- развивать логическое мышление;

Коррекционно – воспитательные задачи:

 - воспитывать языковую ситуацию

Оборудование:  Пособие «Подуй на травку» ,  3 картинки с изображением гномов, мягкая  игрушка - гном Лапочка, картинки гномов с изображением различных позиций рта (Овал – звук О, Большой круг - звук А, полукруг – звук Э, маленький круг – у) для автоматизации звука Л в слогах, зеркала по количеству детей, карточка схема  с картинками комплекса артикуляционной гимнастики на звуки Л и Ль, игрушечные самолёты,  схемы – маршруты (звуковые дорожки), чудесный мешочек с сюжетными игрушками, полочка с тремя этажами, схема для пересказа  текста на каждого ребёнка, аудиозапись музыкальной игры «Хлопай» Е.Д. Мокшпнцевой.  

Речевой материал:  прямые слоги со звуком [Л], слова со звуком [л],  речевые разминки, предложения, текст с описанием куклы Лады.

Ход занятия

1. Подготовительный этап.

1. Оргмомент. Упражнение на дыхание. Психогимнастика.

  • Упражнение на дыхание  «Подуй на травку».

Дети, к нам сегодня придёт необычный гость. А узнаем мы об этом, когда подуем на  зелёную травку полянки.

-  Не забывайте, что когда мы дуем на травку наши плечи не поднимаются, а щёки не надуваются.

 - Догадались кто это:

Дети: это гном.

Правильно, молодцы.

  • Психогимнастика.

Динь-дон, динь-дон! В гости всех зовет нас гном. Лапушка он!

-Дети, почему – то нашему гному Лапушке грустно. Лицо у него печальное. Покажите, как грустит гном.

- Сегодня у гнома Лапушки день рождения, а грустит он,  потому что его ещё никто из друзей не поздравил. Как вы думаете, какое у него будет настроение, когда придут поздравить друзья – гномы?

Дети - Весёлое настроение.

Давайте и мы улыбнёмся гному и покажем ему упражнение «Хлопай».

  • Упражнение пальчиков с музыкальным сопровождением «Хлопки»

Какие слова в упражнении вам запомнились?

Постановка учебной задачи,  Сообщение темы занятия

Дети, нашему гному Лапушке стало веселее.

А какой одинаковый согласный звук есть в словах Лапушка, веселый?

Дети - Одинаковый звук [Л].

- Чему  мы сегодня будем учиться? (Ответы детей.)

 - Да, сегодня мы будем  закреплять правильное произношение звук [л] в слогах,  словах, предложениях, поздравим гнома Лапушку с Днём рождения и конечно подарим ему подарки, будем выполнять упражнения для пальчиков, губ и языка, поиграем со звуком [л] в разные игры.

Самомассаж языка, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика 

Чтобы красиво говорить, надо заставить язык и губы хорошо двигаться, для этого сделаем упражнения для губ и языка.

  • Самомассаж языка

Язычок погладим ласково губами,

А затем постукаем бережно губами (пя – пя – пя),

Нежно покусаем мы его зубами.

И опять погладим ласково зубами

И потом бережно губами (пя – пя – пя)

И в конце погладим ласково губами.

Расскажите, чем угощают гостей на празднике? (Ответы детей.)

А  гном Лапушка угостил своих друзей вареньем:

  • Пальчиковая гимнастика «Угостим вареньем»

Каждому гному досталось варенье (сжать, разжать пальцы рук)

Пальчики склеило то угощенье (прижать подушечки пальцев рук друг к другу)

Плотно прижалась ладошка к ладошке (с напряжением прижать ладони   друг к другу)

Гости не могут взять даже ложки.        

  • Артикуляционная гимнастика

«Блинчик»

Испекли блинов немножко, остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной, пригласим к обеду гномов.

   «Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем –

 Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать

  «Чистим зубки»

Зубки нужно чистить дважды,

Каждое утро и м вечер каждый.

 «Качели»

Сели гномы на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

               

4. Характеристика звука [Л],  изолированное произношение звука Л

  • Игра «Самолеты»

Гномы-пилоты подарили самолеты!

(Дети берут маленькие игрушечные самолётики).

-Давайте полетаем на самолетах вот по этим  маршрутам, правильно произнося звук [Л]. . Самолет летит от одного облака к другому. (У каждого своя звуковая дорожка и самолётик)

- А как надо правильно произносить звук [Л]?

Уточнение правильного звукопроизношения звука [Л]. (Ответы детей.)

Кончик языка вверх, в зубы упирается,

По бокам от языка воздух пробирается, звук [Л] получается.

[Л] получится певучий, плавный, ласковый и звучный.

-Дети, а какой звук [Л]? (Согласный, твердый.)

-Почему?  (Воздух проходит с преградой во рту, звук произносится кратко.)

(«Полеты» на самолетах по схематичным маршрутам «звуковых дорожек».

Упражнение на развитие силы голоса (

) Самолет приближается – (сначала тихо гудим, потом громче) л-л-л-Л-Л-Л.

Самолет удаляется – (сначала громко гудим, потом тихо) Л-Л-Л-л-л-л.

5.  Развитие фонематического слуха (игра “Хлоп-топ”) « Мне кажется, нам пора разомнутся? Сейчас я буду произносить различные слова, вы будете хлопать в ладоши когда услышишь слова со звуком [Л], если в слове этого звука нет – вы топаете ногами. Например: в слове “слон” – есть звук [Л]? Значит, что мы делаем? А в слове мяч?”.

Стол, кровать, мыло, нога, шкаф, школа, полка, подушка, ракета, слон, ласточка, диван, сумка, лампа, лошадь, рука, рубашка, плащ. машина, полка, шкаф, лопата, стул, мышь, пила, кошка, мел, лента, мишка.

6 Автоматизация звука в слогах

Ребята,  друзья гнома Лапушки придумали для наc задание

  • Этот гном, у которого губки «кружочком» поет «ла-ла-ла».
  • Этот гном, у которой губки «трубочкой» поет «лу-лу-лу».
  • Этот гном, у которой губки «овалом» поет «ло-ло-ло».
  • Этот гном, у которой губки «в улыбке» поет «лы-лы-лы».

Ребята, давайте вспомним, какие песенки пели гномы. А теперь вместе повторим эти песенки тихо, громко, шепотом, радостно, удивленно.

Физминутка

Руки в стороны – в полёт,

Отправляем самолёт,

Правое крыло – вперёд,

Левое крыло – вперёд

Полетел наш самолёт.

Автоматизация звука Л в словах

  • Игра «Чудесный мешочек», упражнение «Разложи подарки по полочкам»

Ой, ребята, посмотрите, пока мы занимались, Гному Лапушке подарили целый мешок подарков. Посмотрим что там? Достаём подарки  по одному, называйте их, четко произнося звук [Л], и кладём  подарки на полочки. На первую полочку мы поместим подарки, в названиях которых звук «Л» находится в начале слова, на вторую полочку – в середине слова, на  третью – в конце слова.

Гномики очень любят играть в игру «Скажи наоборот» Поиграем? (с мячом) Я буду начинать предложение, а вы заканчивать подходящим по смыслу словом.

Чай горячий, а мороженое …
Перышко легкое, а гиря …
Тетрадь тонкая, а книга …
Великан сильный, а Дюймовочка …
Собака сытая, а волк …
Заяц трусливый, а лев …

Автоматизация звука «Л» в предложениях.

Упражнение «Исправь предложение».

Гном Лапушка тоже приготовил вам задание, но пока шёл к нам из лесу, все слова в предложениях перепутались. Он очень расстроен, что вы ничего не поймёте. Давайте поможем ему разобраться. Найдём и исправим ошибки.

Халат надел маму.
На белке сидела ёлка.
Флажок махал Павлом.
Стол поставили на лампу.
Стул укатился под клубок.
У голубого платья есть кукла.
Ладони вымыли Аллу мылом.
Шёлковый галстук купил Володю.

Автоматизация звука «Л» в тексте

Упражнение «Подарим гному Лапушке куклу Ладу»

Мы подарим гному Лапочке куклу Ладу. У куклы белые волосы. Голубые глаза. Алые губы. Гладкий лоб. Кукла в белом платье. Туфли на каблуках. Она кивает и улыбается.

.Девочки составляют рассказ по схеме, а мальчики проверяют правильность.

Итог занятия:

Чем мы сегодня занимались на занятии? (ответы детей)

Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Вы были внимательны, активны, старались четко и правильно произносить звук [Л].

Перед вами лежат изображения гномов. Вам надо дорисовать лицо, изобразив глаза, нос, брови и рот. Если вы считаете, что вы справились со всеми заданиями на занятии, сумели поднять настроение нашему гному Лапушке, нарисуйте весёлого гнома, если нет – грустного. Давайте попрощаемся с нашими гостями. Гному Лапушке очень понравилось у нас в гостях!

                Список используемой и рекомендуемой литературы.

1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.

2. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. (старшая группа детского сада). – М. – 1993.

3. Чернякова В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

 4. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. –

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 216с.

5. Громова О.Е. Говорю правильно Л – Л`. М., 2011.

8. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. М., 2008

9. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: Пособие для логопедов. - СПб.: КАРО, 2006. -256 с. + 32 с. цв.вкл. — (Серия «Популярная логопедия».)

Интернет – ресурсы:

http://novprospekt.ru/cliparts/gnomi-gnomiki.html  картинки -  гномики 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ с детьми подготовительной логопедической группы в области коммуникация и познание.Тема:Зимняя сказка.

Интегрированное занятие по развитию речи Включает в себя образовательные области:коммуникация,познание,музыка,социализация,здоровье.В занятие включены презентации с иллюстрациями зимних пейзажей и зим...

Конспект открытого интегрированного мероприятия непосредственно-образовательной деятельности

Конспект открытого интегрированного мероприятия непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет)...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) слуха в старшей группе для детей с ЗПР, тема: «Звук и буква К»

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) слуха в старшей группе для детей с ЗПР, с тяжелыми нарушениями речи и интелектуал...

Конспект открытого подгруппового мероприятия непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему "Зима. Зимующие птицы" Звук [С]. Буква "С".

Цель: Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Формирование, усвоение знаний, почему зимующие птицы так называются,  как люди помогают птицам в зимнее время....