Аналитическая справка по теме: «Выполнение требований к речи воспитателя детского сада педагогами ДОУ»
материал по логопедии ( группа) по теме

В справке представлены требования к речи воспитателя и анализ соответствия речи воспитателей требованиям, а также даны рекомендации воспитателям по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по теме:

«Выполнение требований к речи воспитателя детского сада педагогами ДОУ»

Подготовила учитель-логопед Стуенко Т.Г.

2016г.

Аналитическая справка

по результатам тематического контроля по теме:

«Выполнение требований к речи воспитателя детского сада педагогами ДОУ»

Цель проверки: выявление соответствия речи воспитателей ДОУ требованиям, предъявляемым к речи педагогов.

Задачи: проведение анализа правильности речи воспитателей и оказание помощи в повышении грамотности и совершенствовании качеств речи педагогов.

Сроки проведения: 14 по 18 марта 2016г.

Анализ проводил учитель-логопед Стуенко Т.Г.

Форма контроля: наблюдение за педагогами  в период НОД и в неорганизованной деятельности

Оценка речи воспитателей проводилась  по следующим критериям:

  • Правильность – соответствие речи языковым нормам.
  • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
  •  Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
  • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
  • Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
  • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
  • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.

           

    В ходе  наблюдения за речью воспитателей хочется отметить, что речь некоторых воспитателей отличается четкостью, грамотностью, выразительностью, доступностью в соответствии возрасту детей, богатством языкового материала, что соответствует требованиям к речи педагога.

Однако,  в результате проведения тематического контроля были выявлены и  недочеты речи, отмеченные в процессе наблюдения за педагогами  разных возрастных групп в период НОД и в неорганизованной деятельности:

  Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия);

  Невнятность произношения;

  Монотонность речи,  утомляющая детей и  снижающая их  интерес к содержанию);

  Повышенная громкость голоса (переходящая в крик).

  Неточность произнесения отдельных звуков или слов;

  Нарушения в лексико – грамматическом оформлении:

  • Употребление в речи слов – паразитов;
  • Неправильное  употребление слов, например – ложить и класть.

(можно – положить, сложить, уложить, приложить  т.е.- использование основы с приставками, а вот слово класть с приставками не используется).

  • застегай – вместо застегивай, ворачивайся – вместо возвращайся
  • Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
  • Произнесение слов с неправильным ударением;
  • Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Ангелиночка, Катенька ,головки, ручки; убери чашечку со столика и т.п.);
  • Засоренность речи лишними словами (так, ну, вот, значит);

  употребление в речи сложных новых слов, не учитывая возраст детей.

  речь детей не контролируется, не  исправляются ошибки звукопроизношения и лексико-грамматического характера.

 педагоги редко  дают  речевой образец детям,  и не всегда проверяют, как овладели им дети.

Рекомендации:

воспитателям следует  обратить внимание на следующее:

  • Следить за  ясностью, четкостью и отчетливостью речи, т.е. за дикцией;
  • Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;
  • Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;
  • В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
  • Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов,  точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);
  • Разговаривать с детьми спокойно, уравновешенно, вежливо, используя слова -пожалуйста, спасибо. При необходимости (шум в группе), следует,  несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
  • знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
  • педагогам соблюдать  чистоту собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
  • использовать различные средства выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), что способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
  • Педагогам следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому необходимо постоянно обогащать свой лексикон, что поспособствует расширению словарного запаса детей и поможет сформировать у них навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
  • формировать у детей культуру речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
  • связно,  интересно, в доступной форме доносить до детей то или иное  передаваемое в речи содержание, что  является необходимым качеством речи педагога;
  •  Последовательно излагать мысли, не  загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами, т.к речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;
  •  использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, а не ограничиваться употреблением только простых предложений,
  •  При рассказе выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. (Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия)

        Во время НОД  воспитатели широко пользовались вопросами как приёмом обучения детей. 

Выявилось, что воспитатели не всегда могут правильно сформулировать и задать правильно вопросы детям, поэтому дети, как правило, не дают верных четких ответов.

Вопрос воспитателя—очень действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.

И потому основными рекомендациями для воспитателей при  постановке  вопросов   являются:

-внимание к смысловому значению вопроса, к точности, краткости и правильности формулировки;

- доступность пониманию детей, целенаправленность;

- соблюдение  последовательности в постановке вопросов.

Также  воспитателям рекомендовано предъявлять  требования к речи детей:

1. Давать  речевой образец детям, и проверять, как овладели им дети.

2. Воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения).

3. Систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки звукопроизношения и лексико-грамматического характера.

   4.  Воспитателям рекомендовано уделять серьёзное внимание речи детей как на

    занятиях, так  и в повседневной жизни.

По результатам тематической проверки соответствия речи воспитателей требованиям:

  - педагоги были ознакомлены со всеми требованиями к речи, рекомендовано их соблюдение

  -  постоянно совершенствовать качество своей речи, так как именно речь воспитателя  – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план составления аналитической справки по результатам реализации ООП ДО воспитателями детского сада по итогам работы за учебный год

Этот план поможет воспитателю составить проблемно-ориентированный анализ реализации ООП ДО по итогам работы за учебный год...

Консультация для педагогов " Речь воспитателя. Требования к речи воспитателя".

Составила воспитатель ГБОУ СОШ №956 (дошкольное отделение): Смирнова Н.В.«Речь воспитателя. Требования к речи воспитателя»Ребёнок постоянно вращается среди взрослых: и дома, и в дошкольном учреждении....

Реализация требований ФГОС в практике работы воспитателя детского сада.Воспитатель Алексеева Людмила Николаевна ГАДОУ № 15 детский сад

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона...

МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ » (для воспитателей детского сада)

МАСТЕР - КЛАСС«Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ »(для воспитателей детского сада)...

Консультация для молодого педагога "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в ДОУ. Требования к речи воспитателя"

Консультация обращает внимание на то, что молодой педагог должен следить за своей речью и подавать пример детям. Культурная речь педагога - залог успешности речевого развития детей!...

Требования к речи персонала детского сада

Консультация - памятка для педагогов детского сада....