Главные вкладки

    Аналитическая справка по теме: «Выполнение требований к речи воспитателя детского сада педагогами ДОУ»
    материал по логопедии ( группа) по теме

    В справке представлены требования к речи воспитателя и анализ соответствия речи воспитателей требованиям, а также даны рекомендации воспитателям по данной теме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Аналитическая справка

    по теме:

    «Выполнение требований к речи воспитателя детского сада педагогами ДОУ»

    Подготовила учитель-логопед Стуенко Т.Г.

    2016г.

    Аналитическая справка

    по результатам тематического контроля по теме:

    «Выполнение требований к речи воспитателя детского сада педагогами ДОУ»

    Цель проверки: выявление соответствия речи воспитателей ДОУ требованиям, предъявляемым к речи педагогов.

    Задачи: проведение анализа правильности речи воспитателей и оказание помощи в повышении грамотности и совершенствовании качеств речи педагогов.

    Сроки проведения: 14 по 18 марта 2016г.

    Анализ проводил учитель-логопед Стуенко Т.Г.

    Форма контроля: наблюдение за педагогами  в период НОД и в неорганизованной деятельности

    Оценка речи воспитателей проводилась  по следующим критериям:

    • Правильность – соответствие речи языковым нормам.
    • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
    •  Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
    • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
    • Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
    • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
    • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.

               

        В ходе  наблюдения за речью воспитателей хочется отметить, что речь некоторых воспитателей отличается четкостью, грамотностью, выразительностью, доступностью в соответствии возрасту детей, богатством языкового материала, что соответствует требованиям к речи педагога.

    Однако,  в результате проведения тематического контроля были выявлены и  недочеты речи, отмеченные в процессе наблюдения за педагогами  разных возрастных групп в период НОД и в неорганизованной деятельности:

      Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия);

      Невнятность произношения;

      Монотонность речи,  утомляющая детей и  снижающая их  интерес к содержанию);

      Повышенная громкость голоса (переходящая в крик).

      Неточность произнесения отдельных звуков или слов;

      Нарушения в лексико – грамматическом оформлении:

    • Употребление в речи слов – паразитов;
    • Неправильное  употребление слов, например – ложить и класть.

    (можно – положить, сложить, уложить, приложить  т.е.- использование основы с приставками, а вот слово класть с приставками не используется).

    • застегай – вместо застегивай, ворачивайся – вместо возвращайся
    • Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
    • Произнесение слов с неправильным ударением;
    • Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Ангелиночка, Катенька ,головки, ручки; убери чашечку со столика и т.п.);
    • Засоренность речи лишними словами (так, ну, вот, значит);

      употребление в речи сложных новых слов, не учитывая возраст детей.

      речь детей не контролируется, не  исправляются ошибки звукопроизношения и лексико-грамматического характера.

     педагоги редко  дают  речевой образец детям,  и не всегда проверяют, как овладели им дети.

    Рекомендации:

    воспитателям следует  обратить внимание на следующее:

    • Следить за  ясностью, четкостью и отчетливостью речи, т.е. за дикцией;
    • Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;
    • Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;
    • В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
    • Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов,  точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);
    • Разговаривать с детьми спокойно, уравновешенно, вежливо, используя слова -пожалуйста, спасибо. При необходимости (шум в группе), следует,  несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
    • знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
    • педагогам соблюдать  чистоту собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
    • использовать различные средства выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), что способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
    • Педагогам следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому необходимо постоянно обогащать свой лексикон, что поспособствует расширению словарного запаса детей и поможет сформировать у них навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
    • формировать у детей культуру речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
    • связно,  интересно, в доступной форме доносить до детей то или иное  передаваемое в речи содержание, что  является необходимым качеством речи педагога;
    •  Последовательно излагать мысли, не  загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами, т.к речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;
    •  использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, а не ограничиваться употреблением только простых предложений,
    •  При рассказе выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. (Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия)

            Во время НОД  воспитатели широко пользовались вопросами как приёмом обучения детей. 

    Выявилось, что воспитатели не всегда могут правильно сформулировать и задать правильно вопросы детям, поэтому дети, как правило, не дают верных четких ответов.

    Вопрос воспитателя—очень действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.

    И потому основными рекомендациями для воспитателей при  постановке  вопросов   являются:

    -внимание к смысловому значению вопроса, к точности, краткости и правильности формулировки;

    - доступность пониманию детей, целенаправленность;

    - соблюдение  последовательности в постановке вопросов.

    Также  воспитателям рекомендовано предъявлять  требования к речи детей:

    1. Давать  речевой образец детям, и проверять, как овладели им дети.

    2. Воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения).

    3. Систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки звукопроизношения и лексико-грамматического характера.

       4.  Воспитателям рекомендовано уделять серьёзное внимание речи детей как на

        занятиях, так  и в повседневной жизни.

    По результатам тематической проверки соответствия речи воспитателей требованиям:

      - педагоги были ознакомлены со всеми требованиями к речи, рекомендовано их соблюдение

      -  постоянно совершенствовать качество своей речи, так как именно речь воспитателя  – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Примерный план составления аналитической справки по результатам реализации ООП ДО воспитателями детского сада по итогам работы за учебный год

    Этот план поможет воспитателю составить проблемно-ориентированный анализ реализации ООП ДО по итогам работы за учебный год...

    Аналитическая справка воспитателя детского сада

    Аналитическая справка к портфолио воспитателя детского сада это краткий обзор ваших групповых уголков и всех правил использования их.Но ,на мой взгляд,справка должна быть не просто "сухим" отчетом или...

    Консультация для педагогов " Речь воспитателя. Требования к речи воспитателя".

    Составила воспитатель ГБОУ СОШ №956 (дошкольное отделение): Смирнова Н.В.«Речь воспитателя. Требования к речи воспитателя»Ребёнок постоянно вращается среди взрослых: и дома, и в дошкольном учреждении....

    Деловая игра для воспитателей детских садов «Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи у детей»

    Деловая игра направлена на повышение уровня грамотности, ясности, выразительности и эмоциональности речи педагогов ДОУ....

    Реализация требований ФГОС в практике работы воспитателя детского сада.Воспитатель Алексеева Людмила Николаевна ГАДОУ № 15 детский сад

    С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона...

    Консультация для педагогов "Требования к речи воспитателя в группе для детей с нарушениями речи".

    Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребенка с  ТНР, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи....