Аналитическая справка по теме: «Выполнение требований к речи воспитателя детского сада педагогами ДОУ»
материал по логопедии ( группа) по теме
В справке представлены требования к речи воспитателя и анализ соответствия речи воспитателей требованиям, а также даны рекомендации воспитателям по данной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
по теме:
«Выполнение требований к речи воспитателя детского сада педагогами ДОУ»
Подготовила учитель-логопед Стуенко Т.Г.
2016г.
Аналитическая справка
по результатам тематического контроля по теме:
«Выполнение требований к речи воспитателя детского сада педагогами ДОУ»
Цель проверки: выявление соответствия речи воспитателей ДОУ требованиям, предъявляемым к речи педагогов.
Задачи: проведение анализа правильности речи воспитателей и оказание помощи в повышении грамотности и совершенствовании качеств речи педагогов.
Сроки проведения: 14 по 18 марта 2016г.
Анализ проводил учитель-логопед Стуенко Т.Г.
Форма контроля: наблюдение за педагогами в период НОД и в неорганизованной деятельности
Оценка речи воспитателей проводилась по следующим критериям:
- Правильность – соответствие речи языковым нормам.
- Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
- Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
- Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
- Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
- Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
- Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.
В ходе наблюдения за речью воспитателей хочется отметить, что речь некоторых воспитателей отличается четкостью, грамотностью, выразительностью, доступностью в соответствии возрасту детей, богатством языкового материала, что соответствует требованиям к речи педагога.
Однако, в результате проведения тематического контроля были выявлены и недочеты речи, отмеченные в процессе наблюдения за педагогами разных возрастных групп в период НОД и в неорганизованной деятельности:
Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия);
Невнятность произношения;
Монотонность речи, утомляющая детей и снижающая их интерес к содержанию);
Повышенная громкость голоса (переходящая в крик).
Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
Нарушения в лексико – грамматическом оформлении:
- Употребление в речи слов – паразитов;
- Неправильное употребление слов, например – ложить и класть.
(можно – положить, сложить, уложить, приложить т.е.- использование основы с приставками, а вот слово класть с приставками не используется).
- застегай – вместо застегивай, ворачивайся – вместо возвращайся
- Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
- Произнесение слов с неправильным ударением;
- Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Ангелиночка, Катенька ,головки, ручки; убери чашечку со столика и т.п.);
- Засоренность речи лишними словами (так, ну, вот, значит);
употребление в речи сложных новых слов, не учитывая возраст детей.
речь детей не контролируется, не исправляются ошибки звукопроизношения и лексико-грамматического характера.
педагоги редко дают речевой образец детям, и не всегда проверяют, как овладели им дети.
Рекомендации:
воспитателям следует обратить внимание на следующее:
- Следить за ясностью, четкостью и отчетливостью речи, т.е. за дикцией;
- Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;
- Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;
- В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
- Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);
- Разговаривать с детьми спокойно, уравновешенно, вежливо, используя слова -пожалуйста, спасибо. При необходимости (шум в группе), следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
- знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
- педагогам соблюдать чистоту собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
- использовать различные средства выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), что способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
- Педагогам следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому необходимо постоянно обогащать свой лексикон, что поспособствует расширению словарного запаса детей и поможет сформировать у них навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
- формировать у детей культуру речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
- связно, интересно, в доступной форме доносить до детей то или иное передаваемое в речи содержание, что является необходимым качеством речи педагога;
- Последовательно излагать мысли, не загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами, т.к речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;
- использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, а не ограничиваться употреблением только простых предложений,
- При рассказе выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. (Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия)
Во время НОД воспитатели широко пользовались вопросами как приёмом обучения детей.
Выявилось, что воспитатели не всегда могут правильно сформулировать и задать правильно вопросы детям, поэтому дети, как правило, не дают верных четких ответов.
Вопрос воспитателя—очень действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.
И потому основными рекомендациями для воспитателей при постановке вопросов являются:
-внимание к смысловому значению вопроса, к точности, краткости и правильности формулировки;
- доступность пониманию детей, целенаправленность;
- соблюдение последовательности в постановке вопросов.
Также воспитателям рекомендовано предъявлять требования к речи детей:
1. Давать речевой образец детям, и проверять, как овладели им дети.
2. Воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения).
3. Систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки звукопроизношения и лексико-грамматического характера.
4. Воспитателям рекомендовано уделять серьёзное внимание речи детей как на
занятиях, так и в повседневной жизни.
По результатам тематической проверки соответствия речи воспитателей требованиям:
- педагоги были ознакомлены со всеми требованиями к речи, рекомендовано их соблюдение
- постоянно совершенствовать качество своей речи, так как именно речь воспитателя – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план составления аналитической справки по результатам реализации ООП ДО воспитателями детского сада по итогам работы за учебный год
Этот план поможет воспитателю составить проблемно-ориентированный анализ реализации ООП ДО по итогам работы за учебный год...
Консультация для педагогов " Речь воспитателя. Требования к речи воспитателя".
Составила воспитатель ГБОУ СОШ №956 (дошкольное отделение): Смирнова Н.В.«Речь воспитателя. Требования к речи воспитателя»Ребёнок постоянно вращается среди взрослых: и дома, и в дошкольном учреждении....
Требования к речи воспитателя детского сада.
О речи воспитателя...
Реализация требований ФГОС в практике работы воспитателя детского сада.Воспитатель Алексеева Людмила Николаевна ГАДОУ № 15 детский сад
С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона...
МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ » (для воспитателей детского сада)
МАСТЕР - КЛАСС«Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ »(для воспитателей детского сада)...
Консультация для молодого педагога "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в ДОУ. Требования к речи воспитателя"
Консультация обращает внимание на то, что молодой педагог должен следить за своей речью и подавать пример детям. Культурная речь педагога - залог успешности речевого развития детей!...
Требования к речи персонала детского сада
Консультация - памятка для педагогов детского сада....