Логопедический мониторинг в условиях ФГОС
консультация по логопедии на тему

материал раскрывает постороение системы логопедического мониторинга, проводимого учителем - логопедом в группе компенсирующей направленности в соответствие с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_2016.docx43.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОВЕДЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В СООТВЕТСТВИЕ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО.

Федеральный государственный образовательный стандарт ДО включает в себя требования к:

  • структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения основных образовательных программ.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

        В   ФГОС ДО сказано:

« III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ДО.

  1. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Для проведения такой оценки (мониторинга) в ДОО разрабатывается Положение о мониторинге образовательной программы.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. При этом согласно данной статье Стандарта такая оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Программы.

2) оптимизации работы с группой детей. Педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведению такой оценки в рамках педагогической диагностики в группе Организации, или проводить ее самостоятельно.

 Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит проблему педагогической диагностики в новом контексте развития образовательной деятельности.

В соответствии с профилем группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи образовательная область «Речевое развитие»  выдвинута на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности,   а также имеется в виду принцип интеграции образовательных областей, который включает задачи речевого развития не только в образовательную область «Речевое развитие», но и в другие области.

         Образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед,    а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

В        логопедической        группе коррекционное         направление        работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей, и  необходимость индивидуализации образования обусловлена тем, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности. Они составляют те «внутренние условия», без учета которых невозможно достичь эффективности коррекционной  деятельности.

ФГОС ДО предполагает, что при реализации программы учителем - логопедом проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Она связана с оценкой эффективности педагогических воздействий и лежит в основе дальнейшего планирования коррекционно-образовательной деятельности.

 По сути, согласно ФГОС ДО, педагогическая диагностика выступает как механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности развития ребенка, выявить характер речевой патологии, ее структуру, степень выраженности, индивидуальные особенности проявления, установить иерархию выявленных отклонений, а также наличие сохранных звеньев, на основе чего определить его перспективы и в направлении их достижения индивидуализировать коррекционную деятельность, выбрав  адекватные методы коррекции и компенсации дефектных механизмов. Дети с речевой патологией имеют различные стартовые возможности, вариативность недоразвития основных компонентов речевой системы. Динамика развития ребенка детерминирована большим количеством факторов, среди которых, в первую очередь, необходимо отметить уровень развития и возможность реализации компенсаторных возможностей. Важно иметь представления о различном реабилитационном потенциале детей, включающем когнитивный, мотивационный, коммуникативный компоненты.

Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных благоприятных условий для обучения и развития, то есть педагогическая диагностика позволяет  учителю-логопеду понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность с детьми, все ли образовательные потребности ребенка удовлетворяет, обеспечивает ли переход в процессе образования «зоны ближайшего развития» конкретного ребенка в «уровень актуального развития». Предлагаемый   педагогический мониторинг  предполагает, что на основе полученных диагностических данных будет скорректирован образовательный процесс в отношении и конкретного ребенка, и группы детей в целом.

Педагогический мониторинг логопедической работы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений в коррекции нарушений речевого развития детей.

         Мониторинг - многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития. За любым прогнозом развития всегда стоят такие понятия как: зона ближайшего развития (ЗБР) и зона актуального развития (ЗАР).

        Зона ближайшего развития - это уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия с взрослым. Это понятие было введено Л.С. Выготским для того, чтобы качественно развести его с понятием актуального развития ребенка, который проявляется им в индивидуальной деятельности. ЗБР это уровень более высокий, который реализуется развивающейся личностью, но лишь в рамках совместной деятельности с взрослым, вступая как «область несозревших, но созревающих процессов». Понятие ЗБР традиционно рассматривается как одно из важнейших в психологии и педагогике. Более того, подобный методологический ракурс рассмотрения процесса развития личности ребенка и позволяет выстроить содержательно углубленную диагностику уровня развития становящийся личности.

       Традиционная диагностика развития ребенка ориентируется на определение актуального уровня развития. Но прогноз, составленный на основе подобных методов недостаточно надежен. Для определения перспектив развития необходимо учитывать и «завтрашний день», а он определяется именно изменением ЗБР.

       Собственно говоря, основная идея зоны ближайшего развития направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей к образовательной деятельности.

        Таким образом, для того, чтобы оценить потенциал развития, необходимо оценить «разрыв» между результатами самостоятельной деятельности ребёнка и тем, что он может достичь при помощи взрослых.

Но и этого недостаточно. Чтобы взаимодействие между ребенком и взрослым было наиболее продуктивным для первого, второму необходимо еще и замотивировать ребенка к образовательной деятельности. Остаётся открытым вопрос: Каким образом? Давайте обратимся к истокам понятия «мотивация».

Итак, мотивация - это совокупность причин психологического характера,

объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

         Одним их ведущих методов мотивации детей старшего дошкольного возраста служит инновационная деятельность, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

         К подобным методам мотивации можно отнести не так давно появившееся в современном отечественном образовании понятие эдьютеймент: (от англ. «эдьюкейшн» - образование и «ентертеймент»- развлечение). По сути, это означает следующее:

«Учись развлекаясь, развлекайся в процессе обучения!»

          Эдьютейнмент отличается от традиционной парадигмы обучения тем, что в данном случае субъект принимает активное участие в процессе образовательной деятельности. Он — активный потребитель: высказывает личностные предпочтения, проявляет субъективную реакцию на опыт.

          Таким образом, при взаимодействии информативно-развлекающего объекта и активного в обучении субъекта как результат мы получаем знания, умения, навыки, индивидуальный опыт, субъективные эмоции, т.е. «эдьютейнмент».

           Основная цель эдьютейнмента - повысить мотивацию к учебе, сделать процесс освоения знаний более увлекательным, разнообразным, доступным. Психологи утверждают, что в игровой форме информация легче усваивается и запоминается. Обучение становится игрой, выиграть в которой значит чему-то научиться. Любая победа приносит удовольствие, а когда выигрыш — это знания, то еще и пользу.

           Сразу возникает вопрос: может ли развлечение стать основой для реализации

программы дошкольного обучения? Может! Так как ведущей деятельностью дошкольного детства является как раз деятельность игровая.

   Таким образом, эдьютеймент - это особый тип обучения, который основывается на развлечении и формировании первичного интереса к образовательной деятельности, с получением удовольствия от процесса.

 

                 Принципы работы по формированию мотивационной сферы детей

(на основе ФГОС)

  • принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных

         особенностей каждого ребенка, при котором ребенок становится активным в

         выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  • принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка

         полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • принцип уважительного отношения к личности ребенка;
  • принцип системности в работе по реализации образовательной программы:
  • принцип безусловного сотрудничества с семьей воспитанника;
  • принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий

         ребенка в различных видах деятельности;

  • принцип инновационного подхода к образовательной деятельности.

Формы работы по выявлению интересов, способствующих формированию мотивационных потребностей детей в группе

  • изучение специальной литературы, касающейся возрастной психологии детей

       данного возрастного периода;

  • индивидуальная беседа, сбор информации об интересах ребенка;
  •  наблюдение за ребенком в условиях детского образовательного учреждения;
  • опрос  воспитателей   группы   об  интересах  и  особенностях   каждого из воспитанников;
  • опрос   родителей   (законных   представителей)   детей,   беседа   с каждым индивидуально.

Методические рекомендации по организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы

     Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

         Объектом мониторинга являются познавательные, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Организация мониторинга предполагает отслеживание промежуточных и итоговых результатов освоения программы.

Сформированные универсальные учебные действия ребёнка - итоговый результат освоения примерной адаптированной программы.

Основным методом в данной работе является метод объективного наблюдения за каждым ребенком во время образовательной деятельности.

Технология наблюдения включает алгоритм следующих действий:

  • определение цели и задач (выявить эффективность, состояние, уровень, характер педагогического явления);
  • выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать, когда и при каких условиях);
  • выбор способа наблюдения (открытое или скрытое в деятельности или вне ее, эпизодически или длительно по времени, неоднократно, повторно и др.).
  • выбор способа фиксации результатов наблюдения (протокол, бланки, карты видеозапись и т.д.)
  • анализ полученной информации — экспертная оценка.

        Мониторинг в группе компенсирующей направленности позволяет провести исследование состояния общего и речевого развития дошкольников 4-7 лет в группах коррекционной направленности и составить коррекционную программу с учётом особенностей ребёнка и разработать рекомендации родителям.

        Методика мониторинга представляет цели, методы,  исследования и критерии оценки развития ребёнка с тяжёлым нарушением речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития. Учитель – логопед  и воспитатели коррекционной группы ДОУ, используя данную методику, имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития по всем образовательным областям в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребёнка и группы в целом.

        Задача мониторинга образовательной области «Речевое развитие»: 

выявить характер патологии, её структуру, индивидуальные особенности проявления; планировать индивидуальные и групповые занятия с детьми; определить индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребёнка.

Объектом изучения при обследовании, является речь и ее моторно-психологическая база у ребенка дошкольного возраста.

Периодичность  педагогического логопедического обследования детей: входное обследование 1– 3 неделя сентября; промежуточное обследование 3 неделя января (дети «групп риска»); итоговое обследование 3– 4 неделя мая.

Обследование  уровня речевого развития детей проводится по следующим направлениям:

  • состояние звукопроизношения;
  • фонематические процессы;
  • состояние связной речи;
  • лексико-грамматическое оформление фразы;
  • состояние мелкой моторики;
  • уровень подготовки к обучению грамоте: формирование навыка усвоения букв и чтения.

Логопедическая диагностика в течение продолжительного времени переживает кризис и пока не удовлетворяет требованиям, как науки, так и практиков-логопедов. Проблема диагностики речевых расстройств имеет большое теоретическое и практическое значение. С теоретической точки зрения, вопрос диагностики речевых нарушений связан с проблемой нарушений речи. С точки зрения практической, обоснованное решение этого вопроса и  анализ психолого-педагогической литературы по данной теме показал, что нет разработанных систем мониторинга  для  дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.  Исходя из этого для педагогической диагностики и изучением состояния выше перечисленных компонентов речи осуществляется, используют методики З.А. Репиной, Т.Б. Филичевой, Л.Н. Ефименковой, В.П. Глухова, Н.В. Нищевой, О.Б. Иншаковой, Л.В.Лопатиной, а также Ю.А. Афонькиной, Н.В.Верещагиной, адаптировав их  к  работе  с  детьми  с  тяжелыми  нарушениями  речи.  

 Состояние речевого развития изучается во время привычных и естественных для дошкольников видов деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская), а также в качестве основного метода, наиболее органично вписывающегося в образовательную деятельность в условиях ДОО, является включенное наблюдение, которое может дополняться логопедом изучением продуктов детской деятельности, свободными беседами с детьми, анкетированием и интервьюированием родителей как экспертов в отношении особенностей их ребенка.

 С целью отслеживания результатов логопедической работы в МБДОУ д/с № 50 разработана система педагогического мониторинга, определены способы и средства контроля.

         Новизна предлагаемой модели педагогической диагностики индивидуального развития детей определяется тем, что она разработана с учетом образовательной области «Речевое развитие» и её приоритетных направлений, определенных ФГОС. Инновационным является и способ обработки и предоставления результатов.

Для контроля качества данного метода, используется сводный лист (см. приложение 1), заполняемый в начале, середине и конце учебного года и  индивидуальные маршруты речевого развития детей (см. приложение 2). В  индивидуальный маршрут речевого развития включаются данные каждого периода.

Процедура оценки предполагает три этапа:

Первый этап – подготовительный (сентябрь).

 На данном этапе происходит знакомство и исследование навыков речи детей. Логопед знакомится с особенностями речи, поведения, из интересов всей группы, мотивирующие механизмы, которые в дальнейшем будут служить средством контроля освоением детьми образовательной программы. На этом же этапе происходит знакомство детей с правилами поведения во время непосредственной образовательной деятельности (НОД). Логопед озвучивает детям правила поведения, мотивируя их к совместной образовательной деятельности. На этом этапе, дети получают свой первый опыт образовательного процесса. Логопед заполняет речевую карту, выстраивает индивидуальные маршруты для каждого ребёнка.

Второй этап - основной (октябрь - январь - апрель).

На втором этапе ежемесячно происходит смена мотивационных интересов. Дети должны стать участниками образовательного процесса.

Основанная цель периода: вовлечь воспитанников в образовательный процесс через игру, используя традиционные методы мотивации в обучения в нетрадиционной интерпретации.

В середине этапа (январь), следует провести предварительную диагностику освоенных детьми универсальных учебных действий в данном периоде.

Третий этап - заключительный. Проводится диагностика освоения детьми учебных навыков примерной адаптированной программы в логопедической группе детского сада. Результаты мониторинга анализируются с данными диагностики в первый и промежуточные периоды исполнителем и заносятся в  индивидуальные маршруты речевого развития.

Результаты мониторинга к концу каждого периода интерпретируются следующим образом:

«С»- сформирован» - преобладание спец. значков за один период свидетельствует об успешном освоении детьми требований примерной адаптированной программы;

«СФ»- находится в стадии формирования» -  большее количество спец. значков указывает на то, что   следует усилить мотивационную потребность детей в следующем периоде;

«НС» - не сформирован»-  преобладание количества спец. значков указывает на  необходимость усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком в данном направлении, выявить причины незаинтересованности образовательным процессом, устранить проблему, исходя из потребностей личности ребенка.

        Итоговые   результаты   освоения   программы   реализуются   через заполнение

всего сводного листа.

Таким образом, контроль образовательного процесса происходит на протяжении всего периода, что позволяет сделать наиболее точные выводы по каждому из воспитанников. Система мониторинга дает возможность наглядным образом контролировать уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия с взрослым. Регулярный контроль результатов  коррекционно-развивающей деятельности позволяет не только отслеживать динамику речевого развития детей, но и способствует эффективному планированию дальнейшей коррекционно-развивающей работы. Используемая в работе система мониторинга индивидуальных достижений воспитанников отражает динамику речевого развития каждого ребёнка и группы детей в целом. Мотивация способствует лучшему усвоению материала, стремлению к познавательной деятельности, самоконтролю.

        Воспитатели мониторинг проводят по  5 - ти образовательным областям: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие» (мониторинг по физическому развитию проводит инструктор по физической культуре).

         Данные мониторинга вносят в индивидуальный маршрут развития ребёнка (см. приложение 3).

Список литературы:

1.Афонькина Ю.А Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Первая младшая группа.  Издательство: Учитель, 2014.

2.Афонькина Ю.А Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Подготовительная к школе группа.  Издательство: Учитель, 2015.

3.  Верещагина  Н.В. Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе (с 6 до 7 лет) дошкольной образовательной организации.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014. - 16 с.  

4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Москва. Изд-во «Аркти», 2004.

5.Ефименкова Л.Н.  Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Изд.: «Просвещение», 1985г.  

6.Лалаева Р.И.   Методические рекомендации по логопедической диагностике.

7.  Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Санкт-Петербург, 2014 г.

8.Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.  Под ред. профессора Л.В. Лопатиной- СПб .: 2014 г.

        9. Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного

             образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.

            № 1155).  

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования с комментариями. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования  Свердловской области «Институт развития образования» (ГАОУ  ДПО СО «ИРО») кафедра педагогики и психологии. Екатеринбург 2014

11.Федеральный закон  от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МОНИТОРИНГ В УСЛОВИЯХ ФГОС В ДОУ»

Семкнар - практикум для педагогов «МОНИТОРИНГ В УСЛОВИЯХ ФГОС В ДОУ»...

Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета в условиях ФГОС

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной средеРазвивающая  предметно-пространственная  среда   логопедического кабинета:     1. Обеспечивает мак...

Консультация для родителей. "Современные подходы к взаимодействию воспитателя с родителями в логопедических группах в условиях ФГОС"

Данное выспутление предназначино для воспитателей, с целью сформировать представление о специфике работы воспитателя с родителями детей, имеющих речевые нарушения....

Педсовет "Диагностика и мониторинг в условиях ФГОС ДО"

Педагогическим работникам дошкольного образования...

Консультация для педагогов Мониторинг в условиях ФГОС ДО в детском саду

На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом дошкольной образовательной организации. В конце учебного года перед педагогами встает задача, как оце...