Консультация для родителей. "Современные подходы к взаимодействию воспитателя с родителями в логопедических группах в условиях ФГОС"
консультация по логопедии на тему

Морозова Жанна Вячеславовна

Данное выспутление предназначино для воспитателей, с целью сформировать представление о специфике работы воспитателя с родителями детей, имеющих речевые нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_vospitateley_logogruppy_s_roditelyami_.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида№83

муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

Выступление на круглом столе для воспитателей МДОУ д/с № 83 «Современные подходы к взаимодействию с родителями

в логопедических группах  в условиях ФГОС»

                                                       Подготовила и провела

                                                                         Учитель-логопед МДОУ д/c № 83

                                          Морозова Ж.В.

Цель: сформировать представление о специфике работы воспитателя с родителями детей, имеющих речевые нарушения.

План:

  1. Вступление. Организация взаимодействия с родителями, как одна из актуальных проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования
  2. Современные формы общения с родителями.  

Выступление.

Добрый день, уважаемые коллеги! Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи в условиях логопедической группы во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Эффективная коррекция речевого нарушения возможна только в результате активной скоординированной деятельности воспитателя, учителя-логопеда и родителей ребенка.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждой ДОО, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждой ДОО, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

 Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОО. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

В центре стандарта - требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим. Среди которых – сотрудничество с семьей.

«Сотрудничество» - это «общение на равных», где никому не принадлежит право контролировать, указывать, оценивать.

«Взаимодействие» представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социального восприятия и помощью общения.

Семейное воспитание стоит в приоритете.

В настоящее время взаимодействие строится на прицепах:

- доверия

- учета интересов родителей и их опыта

- диалога

-партнёрства.

Цель взаимодействия  - объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка; сформировать у родителя желание помогать своему ребенку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения малыша (радоваться успехам).

Эта работа осуществляется воспитателям в значительно большем объёме, чем логопедом, так как логопед видеться с родителями эпизодически.

К традиционном формам взаимодействия с родителями относят:

- беседы

- родительские собрания

-консультации родителей с педагогами группы

- открытые занятия.

- анкетирование

-оформление стендов

-выставки и др.

В логопедической группе воспитатель осуществляет и специфические формы общения с родителями .

 Первичной такой формой является объяснение задания логопеда, записанного в индивидуальной тетради ребенка. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом ( напр. звуковая и слоговая схемы, отхлопать по слогам). Все это подробным образом надо объяснить каждому родителю. Очень важно воспитателю следить , чтобы родители забирали тетради домой и приносили их обратно. Важно убеждать родителей в необходимости закрепления такого материала, так как без овладения этими знаниями и навыками невозможно продвинуться дальше в обучении.

 Вторая специфическая форма  - собрания и открытые занятия.

Как показывает опыт полезно объединять занятия с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению.

 Далее рассмотрим некоторые варианты форм работы воспитателя с родителями.

 Индивидуальные встречи с родителями, проводятся систематически в течение года.

Такие встречи проводятся в установленном порядке. Частота зависит от уровня речевого развития ребенка, его последующих успехов или проблем.

Каждая встреча включает в себя констатацию речевого развития, обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребенка, рекомендации и задания родителям ребенка.

Участие родителей в речевых традициях группы «Копилка слов». Традиция по расширению и закреплению словаря начинается в детском саду. Постепенно к этой работе начинаем привлекать родителей, напр. подбираем вместе с ребенком красивые (осенние, зимние, вкусные…) слова и подобрать картинку с интересным (красивым, тяжелым) предметом. По результатам этой работы в группе создаются книжечки, в которую объединяются картинки детей.  Например книжка «мягкие слова» : мягкая подушка, мягкий диван, мягкая игрушка.

«День рождения звука». Известно, что у всех детей посещающих логоруппу имеются нарушения звукопроизношения. При автоматизации правильного звука можно устроить праздник «День рождения звука». Ребенок или несколько человек готовят стихотворения с данным звуком, песни, сценки. Различные конкурсы, загадки, песни, все это включает в себя данный праздник. Можно создать стенд в раздевалке, что отмечаются напротив фотографии ребенка, какой звук «родился».

Общение с подгруппами родителей. «Душевный разговор». Присутствует только те родители, которые имеют общие проблемы ( СДВГ, заикание.._) На таких встречах родители получают более подробную консультацию наблюдают, как педагог работает над решением проблем, знакомится в необходимыми играми, осваивает приемы воздействия. Делятся друг с другом своим положительным домашним опытом в решении проблем.

Вечер вопросов и ответов. Уточнить знания родителей. Обсудить развитие ребенка. Непринужденная , равноправная форма общения . За 1 мес. объявляется тема. Собираются вопросы от родителей и готовятся ответы всех специалистов детского сада.

Газета. Эффективная форма взаимодействия с семьей. Газета дает возможность просвещать родителей в вопросах речевого развития, обучать и развивать детей через игру. Она может включать в себя рубрики:

-  «Уроки для родителей», в  этой рубрике обсуждаются следующие вопросы: «артикуляционная гимнастика», «Развитие слухового восприятия», как сделать речь грамотной», «Поговорим о связной речи» и т.д.

 - рубрика «Домашняя игротека». Посвящена знакомству родителей с простыми, интересными, а главное полезными играми для детей. Причем рубрика построена таким образом, что родителям предлагается не только игра , но и место проведения.  («Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге из детского сада», «Задания доктора Звукова», «Мастерская Золушки»).

- рубрика «Пришли мне чтения доброго». Посвящена вопросам посвящения детей приобщения в художественной литературе. Здесь родители знакомятся с материалами и рекомендациями для семейного чтения.

- рубрика «Спрашивали- отвечаем». Ответы на вопросы родителей, поступавшие специалистам и воспитателям ранее, напр. через «почтовый ящик».

- рубрика «Говорят дети». Включает в себя смешные высказывания и умозаключения детей.

Основная задача воспитателя при общении с родителями  - помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Важно разъяснить родителям о единстве требований педагогов и родителей. Только в этом случаи возможны наилучшие результаты.

Какой бы вид собраний ни выбрал педагог, помните:

- собрание должно запомниться!

-должно заставить задуматься;

- настроить родителей на позитивный, конструктивный лад;;

- собрание, не лекции и не урок, привлекайте родителей к диалогу;

- уважайте свое время и время родителей, собрание не должно затягиваться.

Будьте изобретательны – проводите собрания по новому!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Организация взаимодействия педагогов и родителей в логопедической группе"

Статья адресована воспитателям логопедических групп. В статье представлен опыт организации взаимосвязи педагогов и родителей, способствующий наиболее эффективному способу коррекции недостатков речевог...

План взаимодействия воспитателей с родителями воспитанников старшей группы

План взаимодействия воспитателей с родителями  воспитанников в старшей группе...

Консультация для педагогов ДОУ "Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями"

Попытка воспитывать детей младшего возраста без помощи и поддержки со стороны семьи подобна сбору листьев граблями в сильный ветер.А.В.Сухомлинский...

Перспективный план взаимодействия воспитателей с родителями в санаторной группе

Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей....

Информационный материал по взаимодействию воспитателя с родителями детей подготовительной группы.

В данном разделе мы подготовили информационный материал для родителей детей подготовительной группы (консультации, сообщения, беседы, памятки, анкеты, речевые игры)....