Организация взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС..
статья на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_s_roditelyami.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ  С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС.

.

        Проблема привлечения родителей к жизни дошкольного учреждения  (организации) была и остается самой актуальной в работе педагогов. В современном мире родители малышей очень заняты своими проблемами и работой, спешат переложить всю заботу о ребенке на кого угодно – на бабушек, дедушек, нянь, а детский сад – первое удобное и незаменимое звено в ряде других вариантов.

Многие родители видят свою роль в воспитании ребенка, прежде всего в том, чтобы как можно раньше устроить его в дошкольное учреждение, вовремя туда привести и постараться вовремя забрать домой. В детском саду малыша окружат новые люди, которых он ранее не знал. Родители, воспитатели и специалисты учреждения должны объединиться для обеспечения малышу эмоционального комфорта, для создания интересной и содержательной жизни, а детский сад, в свою очередь, должен способствовать его развитию, умению общаться с другими детьми, помочь подготовиться к обучению в  школе. И тогда можно с твердой уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка пойдет ему на благо.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» 273 - ФЗ, в статье 44, говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [1;с110]. В соответствии с требованиями закона впервые в Российской истории разработались Федеральные государственные образовательные стандарты. Этот документ отвечает новым социальным запросам,  в нем большое внимание уделяется работе с родителями.

В современных условиях признания приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и детского сада. Новизна этих отношений заключается во  «взаимодействии», «сотрудничестве».

Главный момент в контексте «Семья – дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания. От культуры общения воспитателя с родителями зависит каким будет отношение к детскому саду, к коллективу организации в целом. Ежедневное доброжелательное общение значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Очень часто родители обращаются к воспитателю за помощью, по вопросу  сложных педагогических ситуаций, возникших с ребенком. И здесь  наставления не принесут хороших результатов, необходимо создание атмосферы взаимопомощи, поддержки семьи, демонстрация заинтересованности, желание разобраться в проблеме  и искренне помочь.               Мероприятия, которые воспитатель готовит для повышения педагогической культуры родителей, необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное здесь не количество, а качество проведенного собрания или семинара.

В работе с родителями, так же как и в работе с детьми очень важен индивидуальный подход. Здесь воспитателю пригодятся педагогические умение и человеческие качества, чтобы успокоить родителя и вместе с ним подумать как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Планирование работы по взаимодействию с семьей необходимо начать с изучения социального состава родителей, их настроя и ожидания конкретных результатов от посещения детского сада ребенком. Проведение личных бесед, анкетирования поможет правильно спланировать работу с семьей, подобрать новые, интересные формы работы по взаимодействию двух главных сторон жизни ребенка.

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни детского сада  [2; ч. III п. 3.1 п. п. 5.6]. В процессе становления открытости, немаловажную роль, играют родители, которые являются основными социальными заказчиками дошкольной организации. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Педагоги нашего детского сада вовлекли родителей в учебный процесс, прежде всего не только знакомя родителей с программными задачами воспитания и обучения, а демонстрируя им на открытых занятиях то, чему учили детей и чему они научились.

Добиваясь, чтобы детский сад стал реальной, открытой системой, пытаемся строить отношения на доверительности, обеспечивая родителям уверенность в хорошем отношении к их ребенку воспитателем. В общении с родителями педагоги стараются уйти от использования выражения типа: «ваш Сережа», «ваш ребенок», чтобы не подчеркивать отстраненность от проблем воспитания. Чаще воспитатели демонстрируют позитивные способы взаимодействия с родителями, приглашают в группу понаблюдать, чем занят их малыш.

Одной из форм взаимодействия педагогов и родителей по формированию художественно - творческих способностей детей, мы выбрали, организацию выставок совместного творчества, проведение смотров – конкурсов. Цель таких мероприятий: взаимодействие детского сада с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды [2; ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6], выявление творческих родителей и детей в каждой возрастной группе.

Организация взаимодействия с родителями воспитанников продолжается. Некоторые формы работы с родителями уже вошли в жизнь учреждения. В настоящее время разрабатывается проект такой формы взаимодействия, как клуб заботливых родителей, планируется проведение мастер – класса по нетрадиционным техникам рисования, мастер – класса направленного на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях, а так же на организацию игр в вечерние часы и выходные дни [6; с. 52].  

Сейчас признаки обновления форм и методов взаимодействия педагогов с семьей наметились. Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей, взаимоотношения стали партнерскими [5; с. 63].

Хотелось бы отметить один важный момент в работе с родителями, я думаю, многие согласятся со мной. Каждый человек, сделавший какую – либо работу, нуждается в положительной оценке своего труда. Это актуально всегда и везде, поэтому не следует забывать  хвалить родителей даже за малейшую помощь или внимание к детскому саду. Мы делаем это при любом удобном случае: во время индивидуальных бесед, во время проведения родительских собраний активным родителям вручаем благодарственные письма. Для отражения благодарности в саду оформлен стенд «Дождик добрых дел». На каждой капельке отражаются  полезные дела, которые сделали родители.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что правильная организация взаимодействия дошкольной организации с семьей, активное участие самой  семьи в воспитательно-образовательном процессе положительно влияют на воспитанников, позволяют повысить качество дошкольного образования.  

Список используемой литературы

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ.
  2. Проект  «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования»
  3. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
  4. Крылова Н. Каким должно быть общение  детского сада с семьей? // Воспитание дошкольников.
  5. Справочник старшего воспитателя // - 2010. - № 11.