Консультация "Чтобы научиться говорить, надо говорить"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Путем практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи. Последовательность занятий по обучению связной речи должна быть построена в порядке возрастающей сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Чтобы научиться говорить, надо говорить»

Речь – удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться ей.

Г. Гегель

В современном обществе успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.

Связная речь включает в себя две языковые формы – диалог и монолог. Обе формы объединяют единая природа происхождения (потребность людей общаться друг с другом). Однако они отличаются друг от друга, каждая имеет свои особенности и специфику. Поэтому развитие диалога и монолога протекает по-разному, и каждая форма связной речи требует своего методического подхода.

Первичная по происхождению форма речи – диалогическая (диалог).

Диалогическую речь отличает краткость, преобладание простых предложений, широкое использование внеречевых средств (жестов, мимики), большую роль в диалоге играет интонация. Диалог – это явление социальной жизни человека. Поэтому для поддержания и развития диалога необходимо владеть следующими умениями: слушать собеседника и понимать его, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным. Для формирования данных умений необходимо создавать в жизни детей определенные условия, требующие от них активного использования диалогов (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, театрализованная деятельность и т.п.).

Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи. Она формируется в онтогенезе позже, чем диалогическая речь, и требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка. Монолог, как более сложная форма речи, зарождается и совершенствуется в диалоге. В отличие от диалогической речи формирование монолога требует целенаправленного обучения, осознанного отношения ребенка к построению связных высказываний. Психологические исследования отмечают появление элементов монологической речи лишь к пяти годам. Процесс формирования монологической речи трудный и медленный. Он зависит от созревания различных отделов головного мозга, совершенства психических процессов, развития внутренней речи (краткий план высказывания) и умения развернуть ее в случае необходимости во внешнюю речь. Поэтому становление монологической речи происходит за пределами дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описания, повествование и элементарные рассуждения.

Многим детям плохо удается пересказывать тексты и составлять рассказы по картинкам, так как они испытывают затруднения при передаче последовательности содержания. Их рассказы получаются путанными, сбивчивыми.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами монологической речи: пересказом и рассказом (пока ещё в элементарной форме). Пересказ – это наиболее легкий тип речевой деятельности, поскольку дети излагают готовое содержание и пользуются готовой речевой формой. Важно, чтобы они могли осмыслить текст, передать его свободно, но с сохранением основной лексики автора.  События при пересказывании передаются в определенной последовательности: экспозиция – вступление; развитие действия – основное содержание; развязка – окончание.

Дошкольники, как, правило, любят рассказывать, но не всегда удерживают логику событий, путают факты и их последовательность.

Обучение составлению предложений является неотъемлемой частью методики развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, М. Р. Львов, Т. А. Ладыженская и др.). Распространение предложений второстепенными членами – один из важных этапов развития речи.

В логопедической практике распространение предложений – работа не только по формированию синтаксиса, но также и по преодолению аграмматизма, по расширению словаря и развитию функции словоизменения, по формированию длительного речевого выдоха в момент произнесения полученных предложений, по восстановлению речевых функций, частично утраченных в результате органических поражений головного мозга.

Так, развитие функции словоизменения может иметь целью распространение предложений, если сделан акцент на добавление в предложения второстепенных членов. Распространение предложений, в свою очередь, нацелено на расширение словаря, если внимание учащихся обращают на выбор второстепенных членов из ряда возможных и их сравнение. Эти цели актуальны при работе с детьми, имеющими диагнозы «общее недоразвитие речи» и «аграмматическая дисграфия».

Последовательное распространение предложений несколькими второстепенными членами способствует также формированию длительного речевого выдоха, что необходимо в работе с детьми, страдающими заиканием, дизартрией и ринолалией. Если же последовательное распространение предложений ориентировано на развитие слухового и зрительного внимания и памяти, то этот вид работы особенно нужен для детей, имеющих диагноз «общее недоразвитие речи».

Пособие «Занятия с логопедом по обучению связной речи детей 6 – 7 лет на основе разрезных картинок», авторов Ивановской О. Г., Гадасиной Л. Я., Савченко С. Ф., из серии «Популярная логопедия», представляет собой ряд сюжетных картинок, разделенных линиями на составные части  - слова, из которых складывается предложение, описывающее каждую данную ситуацию.

Детям предлагается найти сначала части картинки, соответствующие главным членам предложения (слова, отвечающие на вопросы КТО? / ЧТО? И ЧТО ДЕЛАЕТ? / ЧТО ДЕЛАЮТ?), и составить с ними предложение. Затем добавляются картинки – предложение распространяется второстепенными членами (по вопросам).

Распространение полученных предложений определениями (прилагательными) по вопросам КАКОЙ? / КАКАЯ? носит более творческий характер, чем распространение второстепенными членами – дополнениями (существительными). Предлагаемые картинки ребенок должен раскрасить сам, поэтому выбор признаков, как цвет предметов, а следовательно, и ответ на эти вопросы, дается самим ребенком.

Помимо раскрашивания картинок, дети составляют картинки из частей, что напоминает складывание пазлов. Кроме того, большинство картинок разрезаны либо только по  горизонтали, либо только по вертикали, либо только по диагонали, действия с такими фрагментами улучшают ориентировку детей на поверхности листа бумаги.

Итогом работы по развитию речи детей является сформированное у них умение составлять рассказ. Поэтому в пособии рассмотрены примеры составления рассказов из разрезных картинок путем последовательного распространения предложений с опорой на вопросы.

Особое внимание уделяется и стилистической стороне детских высказываний. Так, дети учатся не повторять на протяжении рассказа одно и то же существительное в качестве подлежащего, а усваивают возможность его замены местоимениями ОН – ОНА.

Даже самый маленький успех каждого ведет к общему благосостоянию.

Используемая литература

Ивановская О. Г., Гадасина Л Я., Савченко С. Ф. «Занятия с логопедом по обучению связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок. – СПб.: КАРО, 2014. – 56 с. (Серия «Популярная логопедия»)

Чохонелидзе Т.А. «Учусь составлять рассказы». – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Чтоб красиво говорить надо с пальцами дружить"

Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)....

ЧТОБЫ ЧЁТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ!

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария    Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверня...

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить

В данной статье подобран материал , который поможет укрепить мелкую моторику рук и подготовить руку к письму....

Говорите правильно! Основные правила при разговоре с ребёнком или как НЕ НАДО говорить

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в играх. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг: дома, на улице, в детском саду....