«Компьютерные средства обучения в индивидуальной работе с дошкольниками, как одно из важных условий обновления коррекционно-образовательного процесса»
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Авсюкевич Наталья Ивановна

Предварительный просмотр:

«Компьютерные средства обучения в индивидуальной работе с дошкольниками, как одно из важных условий обновления коррекционно-образовательного процесса»

Бессмысленно отрицать тот факт, что современный мир значительно отличается от времен молодости наших бабушек и дедушек, и даже родителей. Сегодня уже весьма сложно представить себе, что еще в совсем недалеком прошлом не заходило и речи о том, чтобы использовать какие-либо инновационные технологии в ДОУ. Нынче такими передовыми технологиями, как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивить ни одного дошколенка. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. Преимущества использования информационных технологий в воспитательном процессе очевидны. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Анимационные компьютерные картинки заставляют малыша буквально примкнуть к монитору и внимательно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.

Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения в школе. Специфика реализации проблемы подготовки к школе ребенка с нарушениями речи обусловливается многими факторами и, прежде всего своевременным и личностно ориентированным воздействием на нарушенные звенья речевых и психических функций, оптимизацией коррекционно-речевой работы, позволяющей вернуть ребенка на онтогенетический путь развития.

Одним из важных условий обновления коррекционно-развивающего процесса становится его компьютеризация, направленная на создание обогащенной развивающей и речевой среды в целях коррекции языкового и речевого развития дошкольников, реализации коррекционно-образовательных задач на качественно новом уровне. Здесь под качественно новым уровнем следует понимать новые подходы к индивидуализации обучения как основополагающего в коррекционной педагогике, обеспечение градуированной системы помощи конкретному воспитаннику, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса и устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе.

Важная роль в развитии всех компонентов речи и формировании готовности ребенка к школьному обучению, в коррекционно-образовательном процессе отводится индивидуальным занятиям. Они предусматривают обучение правильной речи, подразумевая проведение регулярной, последовательной деятельности, формирующей у ребенка определенный динамический стереотип с учетом широкого спектра речевых, индивидуально-типологических и иных психофизических особенностей воспитанника. А поскольку многократные повторения и отработка речевого материала утомляют не только ребенка, но и педагога, в целях поддержания положительной мотивации к исправлению речевого дефекта многие педагоги стали активно использовать компьютерные технологии.

Включение в педагогический процесс специализированных компьютерных программ «Игры для Тигры» (Л.Р. Лизунова), «Мир за твоим окном» (Е.Л. Гончарова), обучающих компьютерных игр «Развитие речи: учимся говорить правильно» (изд. «Новый диск»), «Лунтик. Подготовка к школе» (изд. «1С»), «Лунтик учит буквы», «Лунтик. Русский язык для малышей», «Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой» (компания «Класс») и других позволяет успешно моделировать развивающую учебную среду и эффективно решать коррекционные задачи:

- повысить учебную мотивацию воспитанников;

- включить детей в активную коммуникационно-познавательную деятельность;

- формировать их самооценку и рефлексивные умения;

- повысить производительность обучения за счет принципа модальности;

- способствовать развитию знаковой функции сознания, содействовать развитию памяти, внимания, волевых качеств и зрительно-моторной координации.

Положительным является и то, что ресурсный потенциал компьютерных программ способствует индивидуализации обучения, адаптации к способностям, возможностям и интересам обучаемых, а это в свою очередь позволяет успешно решать задачи речевого и психофизического развития дошкольников с нарушениями речи.

Для успешной интеграции компьютерных средств обучения в индивидуальную деятельность педагогу необходимо соблюдать ряд условий:

- оснастить персональным компьютером учебное пространство;

- создать медиатеку компьютерных программ;

- пройти специальную подготовку по применению компьютерных средств обучения в коррекционно-образовательном процессе.

При подготовке к индивидуальной работе с использованием компьютера педагог должен:

- учитывать постепенность усложнения лексического, грамматического материала, предъявляемого ребенку;

- осуществлять дифференцированный подход к каждому воспитаннику с учетом индивидуальных и возрастных возможностей;

- кратко, четко, на доступном ребенку уровне продумывать и формулировать инструкции;

- планировать эмоционально положительное отношение к речевой и познавательной деятельности у ребенка с учетом увеличения сложности излагаемого материала;

- рассчитывать объем учебного материала в соответствии с возрастными нормативами, чтобы избежать переутомления;

- для детей, относящихся к группе по состоянию зрения нагрузку дозировать индивидуально.

         Примерный алгоритм структурно-временной организации индивидуальной работы с использованием компьютерных технологий следующий:

1. Организационный момент (беседа, игровой момент, сообщение темы) – 1 минута.

2. Подготовительные и профилактические упражнения – 1-2 мин.

3. Работа за компьютером – 8-9 мин.

4. Физкультминутка (подвижная игра, рефлексия) – 1-2 мин.

Современные подходы к организации индивидуальных занятий с использованием компьютерных технологий способствуют формированию новой развивающей среды обучения дошкольников с речевыми нарушениями. Это в свою очередь позволяет решать вопросы актуализации личностного и интеллектуального ресурса старших дошкольников. Формирования готовности детей к школе, повышения эффективности их познавательно-речевой деятельности в условиях дошкольного образования.

          Литература

1.«Дошкольная педагогика» ноябрь 2014г. С.А. Емченко «Компьютерные средства обучения в индивидуальной работе с дошкольниками» с.37

2. ФГОС ДО

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №33 «Радуга»

Выступление в рамках секции на тему

«Компьютерные средства обучения в индивидуальной работе с дошкольниками, как одно из важных условий обновления коррекционно-образовательного процесса»

                                                                                   

                                                                                    Подготовила:

                                                                                  воспитатель

Авсюкевич Н.И.

Губкин - 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с традициями и природой Вологодского края, как одно из важных условий воспитания патриотических чувств дошкольников

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окр...

Сообщение из опыта работы «Праздник в ДОУ - как одно из важнейших условий развития личности ребенка»

Праздники являются могучим воспитательным средством, атмосфера происходящего оказывает положительный эффект на эстетическое воспитание ребенка....

Взаимодействие педагогов детского сада и родителей как одно из важных условий гармоничного развития личности ребенка-дошкольника.

Статья написана в помощь начинающим педагогам, а также тем воспитателям, которые, проходя курсы повышения квалификации, систематизируют накопленный педагогический опыт....

Психоэмоциональный комфорт воспитанников, как одно из важнейших условий обеспечения здоровьесберегающего образовательного процесса.

В настоящее время проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

       Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от р...

Самообразование на тему:«Развитие познавательного интереса дошкольников как одно из важнейших условий успешного обучения в школе».

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно ...