Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
статья по логопедии на тему

Статья содержит материалы по проведению коррекционной работы по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями

Введение

В настоящее время очень часто возникает проблема нарушений письменной речи у детей, обучающихся в школе. Особенно остро эта проблема стоит у детей с речевыми нарушениями.

 Поэтому наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий профилактики нарушений письменной речи, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом.

Если полная коррекция дефекта не будет осуществлена в дошкольном возрасте, детям с нарушениями речи неизбежно грозят серьезные нарушения чтения и письма. У таких детей чтение бывает замедленным, побуквенным, угадывающим, что не может обеспечить понимание прочитанного текста. Письмо детей с речевыми патологиями отличается большим количеством ошибок.

Профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями является одним из важных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.

Психолого – педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями   заключается в формировании у детей правильного звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия и дифференциации звуков, лексического запаса, грамматического строя речи, звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза, а также  связной речи. 

Для выбора адекватных коррекционных приемов предупреждения нарушения чтения и письма необходимо понимание причин, лежащих в основе речевого нарушения .

Нередко причиной речевых нарушений является слабость акустико-гностических процессов, когда при сохранном слухе наблюдается пониженная способность к восприятию речевых звуков. В этом случае недостаточное различение акустических признаков фонем приводит к нарушению произношения звуков и воспроизведения структуры слова.

Нарушения речи часто возникает в результате органического поражения или недоразвития определенных отделов центральной нервной системы. Наличие социальных причин (двуязычие, воспитание ребенка глухими родителями и т. д., физическая ослабленность ребенка приводит к задержке речевого развития.

Для этих детей, наряду с речевыми нарушениями, характерно отставание в формировании различных видов восприятия, низкий уровень развития основных свойств внимания, заметно снижена память и продуктивность припоминания, имеется отставание в развитии наглядно-образного мышления, трудности в овладении анализом и синтезом.

Для всех детей с нарушениями речевого развития характерно нарушение оптико-пространственного гнозиса.

Нарушения речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

У детей с речевыми недостатками часто отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляционной.

Если полная коррекция дефекта речи не будет осуществлена в дошкольном возрасте, детям неизбежно грозят серьезные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия).

  

Особенности  коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями.  

Системы подготовки к обучению грамоте детей с нарушениями речи разработаны такими ведущими специалистами, как Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер, Г. А. Каше, Н. В. Нищева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. А. Ткаченко.

Обучение грамоте – это определенный способ формирования навыка чтения и письма. Работа ведется по трем направлениям:

- развитие фонематического восприятия, создание четких представлений о каждом звуке речи;

- совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;

- обучение чтению и письму по особой системе.

В старшей группе начинается работа по подготовке к обучению грамоте, которая продолжается и в подготовительной группе параллельно с обучением чтению и письму:

- развитие фонематического восприятия (узнавание неречевых звуков, выделение изучаемого речевого звука среди других звуков, в слогах, словах, предложениях и в коротких текстах);

- формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции каждого звука;

- формирование оптико-пространственных ориентировок;        

- формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза обратных и прямых слогов, односложных и двухсложных слов (закрепляются практическим путем знания о том, что звуки, буквы бывают гласными и согласными, гласные образуют слог – в слове столько слогов, сколько гласных звуков, слог является частью слова и самостоятельного значения не имеет) ;

- развитие тонкой моторики;        

- развитие графических навыков (штриховки, а в подготовительной группе – графическое письмо) .

Процесс обучения грамоте в подготовительной группе базируется на следующих условиях:

- обучение происходит только на правильно произносимых звуках и словах;

- параллельно с изучением звуков и букв дети знакомятся с элементарными правилами грамматики и правописания (раздельное написание одного слова от другого, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в именах собственных и в начале предложения);

- производится систематическое повторение и закрепление пройденного материала;

- звук и обозначающая его буква изучаются одновременно, при этом необходимо называть букву не ее официальным названием, например – эм, а так как мы называем звук – м ;

- при обучении письму (т. н. печатанью) дети знакомятся с буквой только в печатном варианте, для профилактики оптической дисграфии проводится работа по закреплению зрительного образа буквы: анализ ее элементов, определение сходства и различия между буквами, выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами;

- при проведении звуко-слогового анализа используется максимальная наглядность (составление схем, игры в «Живые слова», кассы букв и слогов для первоклассников и т. д.);

- анализируются слова, произношение которых не расходится с произношением (окна, но не окно – «акно») .

Рассмотренные системы обучения грамоте широко используются логопедами-практиками в коррекционной работе с детьми с ОНР.

Методика коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями.

В первый год обучения (старшая группа)  главной задачей является развитие фонематического восприятия – умение различать речевые и неречевые звуки, выделять звуки на слух изолированно, в слогах, в словах, предложениях и в тексте.

Сначала дети учатся различать неречевые звуки – шумы (шуршание бумаги, звон ложечки о стакан, монет, звук льющейся воды и т. д., звучание музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, губная гармошка, дудочка, металлофон) : игры «Далеко – близко», «Громко – тихо», «Кто в гости пришел».

На индивидуальных и фронтальных занятиях с логопедом дети изучают легкопроизносимые звуки (у, а, и, ы, о, э, п, т, к, м и т. д.) . При знакомстве со звуком дети учатся описывать его артикуляцию, давать характеристику звуку (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий, звонкий или глухой,  каким цветом данный звук обозначается в схеме. А затем учатся выделять заданный звук на слух и в произношении в звукокомплексах (ауи, уоа, слогах, словах, предложениях, стихах, рассказах).

Дети осваивают навыки звуко-слогового анализа и синтеза обратных и прямых слогов (ак, уп, ма, пи, односложных слов (типа кот). Дифференциация в начале касается контрастных в акустическом плане звуков (а-у, к-т, затем – сходных (к-х, д-т). Использование на занятиях значительного количества слов с заданным звуком способствует созданию устойчивых фонематических представлений. К концу года дети способны выполнять анализ односложных и двусложных слов (мак, ваза, осознанно пользовались терминологией и не путали понятия «звук», «слог», «слово», «гласный», «согласный» и т. п.

На втором году обучения (подготовительная группа) проводится повторение программы первого года обучения, потом дети переходят к изучению более сложных в произносительном плане звуков (с, з, ш, ж и т. д., так как эти звуки уже были поставлены и введены в самостоятельную речь детей.

Слова с заданным звуком подбираются с учетом разной позиции в слове (в начале, в конце, в середине: К – кот, лук, тыква, сначала в простых словах, а затем в более сложных (скамейка, стакан).

Одновременно с изучением звуков А, У, И, Ы, О, П, Т, К, М, Х, С –  проводится ознакомление с буквами. Детям предлагаются опорные картинки с буквой, дети обводят пальцем объемные буквы, составляют их из палочек, разрезных частей, выкладывают фасолью и другими мелкими предметами по нарисованному контуру и по представлению. Так же можно предложить детям найти  одинаковые буквы среди букв разного шрифта: печатные; прописные; строчная; стилизованная; угадать буквы, «написанные» на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы, на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами, в старшей группе мы рисовали геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Это позволяет добиться более быстрого запоминания букв.

Одновременно проводится длительная планомерная работа по развитию тонкой моторики пальцев рук и графических навыков. Так как у дошкольников с нарушениями речи необходимо формировать некоторые базовые моторные навыки, необходимые для письма. Упражнения на развитие тонкой моторики позволяют детям легче овладевать графическими навыками.

Умение ориентироваться на листе бумаги  вырабатывается, начиная с развития соматоориентировки (на себе и от себя) .

В  тетрадях дети штрихуют буквы, печатают их по клеточкам, ищут правильно написанные буквы среди искаженных.

Дети систематически придумывают слова на данную букву. Связь звука и буквы, а так же их различия объясняется на каждом занятии. Дети должны усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем.

Весь материал, предложенный для чтения и письма, подбирается таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением, что так важно на начальных этапах обучения грамоте, особенно для детей с речевой патологией.

В ходе обучения чтению и письму закрепляется навык предварительного анализа слова: дети составляют схему слова, выкладывают буквы под схемой, а потом читают слово. Таким образом, каждое слово должно быть проанализировано, прежде чем написано, а затем прочитано ребенком. Так дети усваивают навыки планирующей и контролирующей деятельности, которые при самостоятельном письме в школе позволят избежать ошибок.

Обычно к концу обучения дети знают достаточно букв, чтобы начать читать и писать простые предложения. (Тут Тома. У мамы кот. Нина спит.) В процессе занятий дети знакомятся с элементарными правилами правописания: раздельным написанием слов, в том числе и предлогов, точкой в конце предложения, употреблением прописной буквы в начале предложения и в написании собственного имени. Точно также дети сначала составляют схему по следам анализа состава предложения, выкладывают под схемой буквы, читают предложение, а только потом его записывали.

Навыки чтения, которые у разных детей могут быть различны, отрабатываются на индивидуальных логопедических занятиях.

Очень важным является развитие у детей мотивации к овладению чтением и письмом. Для этого  у детей формируется понимание, что чтение является неотъемлемой частью образа жизни современного человека. Проводятся беседы с родителями о том, как важно для ребенка общение со взрослым во время чтения, что привлекательным чтение делает не только выразительность речи взрослого, но и комментирование по ходу чтения, беседы с детьми, заинтересованность взрослого в том, как дети оценивают содержание прочитанного.

Для того, чтобы знания закреплялись, их необходимо повторять многократно. В этом  помогают и родители. Необходимо  поддерживать с ними тесный контакт: приглашали на занятия, консультации, проводили собрания.

Заключение

Своевременная диагностика речевых нарушений, а в дальнейшем правильно подобранные методы и приемы, а так же систематическая и планомерная работа способствуют развитию у детей с речевой патологией познавательных способностей, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, оптико-пространственных ориентировок, тонкой моторики пальцев рук, устной речи (расширение словарного запаса, исправление звукопроизношения, развитие грамматических навыков, связной речи). Это позволит в дальнейшем избежать ошибок при чтении и письме во время обучения в школе.

Литература        

1. Генинг М. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. - Чувашское книжное издательство. Чебоксары. 1976.

2. Воскресенская А. И. Грамота в детском саду. - Издательство

«Просвещение». Москва. 1965.        

3. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. - М .: Айрис – пресс, 2006.

4. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. - М. : Изд. ГНОМ и Д. 2006.

5. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. – М. : Изд. ГНОМ и Д, 2006.

6. Обучение дошкольников грамоте. Л. Е. Журова и др. - М. : Школа- Пресс, 1998.

7. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции

ОНР у детей 6 лет. - М. : «Изд. ГНОМ и Д, 2002.

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. – М. : Айрис- пресс, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада

Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения чтения и письма       Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транённ...

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями

Cодержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями   заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон р...

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по предупреждению у детей дисграфии и дислексии, для подготовки детей к школе перед воспитателями стоят такие задачи, как: развитие слухового внимани...

«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов по профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста....

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОНР

Коррекционные задачи, виды работ у упражнений по предупреждению нарушений чтения и письма у детей с ОНР...

Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".

Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе  группы....