Как сформировать фонематический слух у детей дошкольного возраста
статья по логопедии по теме

Информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная  казенная  дошкольная  образовательная  организация «Центр  развития  ребенка – детский сад №7»  города  Калача  Воронежской  области

ИНФОРМАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

Как сформировать  фонематический  слух  у детей дошкольного возраста

                                                                                         

                                                                                     Подготовила

                                                                                      учитель – логопед

                                                                                      ГРЕЧКИНА

                                                                                      Татьяна Ивановна

2016 г.

Февраль

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной…

Как прекрасно слышать Звук:

Шум дождя и сердца стук!

Андрей Усачёв.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.  В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.
Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов (к одному году).  

К двум годам произношение ещё несовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов.

К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов. К четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-й). Удлиняется структура многосложных слов. К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звукослоговую структуру слов. Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух.

У дошкольников  в большинстве случаев нарушения звукопроизношения охватывают три и более фонетические группы звуков. На первом месте среди звукопроизносительных расстройств находятся дефекты произношения сонорных звуков [Л] и [Р], далее следуют дефекты произношения свистящих и шипящих звуков. Преобладающими среди нарушений звукопроизношения у детей  дошкольного возраста являются смешения звуков. Речевой дефект определяется как фонетико – фонематический.  А фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Овладение произношением фонем в значительной мере зависит от состояния речеслуховой и речедвигательной  функций. Точное слуховое восприятие звуков стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему фонематическому восприятию. Фонематическое восприятие - это умственное специальное действие при дифференциации фонем  и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический анализ и синтез - это умственное действие по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
Без достаточной сформированности фонематического слуха невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
В недоразвитии фонематического слуха у детей выявляется несколько состояний:
- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
- при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
- невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной.
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, систематической  работы по коррекции звуковой стороны речи и развития фонематического слуха. Для достижения положительного результата используется целый ряд игр и упражнений, направленных на различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой и собственной  речи.

Игры на формирование фонематического восприятия 

УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

Ребенок должен научиться различать неречевые звуки:

  • по характеру звучаний (разнообразные шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки),
  • по акустическим свойствам (громкость, высота, длительность);
  • по количеству звучаний, тембру, направлению появления звука.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЗВУЧАНИЯ

  •  «О чем говорит дом?» Взрослый  предлагает ребенку послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, кухни, другой комнаты.
  • «О чем говорит улица?» Взрослый  предлагает ребенку послушать и определить, какие звуки доносятся с улицы. Можно подключить зрительный контроль.
  • «Узнай шум». Ребенок определяет на слух бытовой шум, реально производимый или в записи: звонок телефона, звук льющейся (капающей) воды, работа пылесоса и т.д.
  •  «Слушай звуки»«Будь внимательным»
  • Взрослый, стоя сзади ребенка, ударяет палочкой по барабану (звенит колокольчиком, пищит игрушкой, стучит по столу, мнет бумагу и т.д.) Ребенок должен отреагировать на услышанный звук поднятием руки (поворотом головы, хлопком, откладыванием фишки).

ИГРЫ НА РАЗЛИЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ ПО АКУСТИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ

  • «Найди мишку». Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала (например, бубна). Чем громче звучит бубен, тем ближе ребенок к спрятанной игрушке.
  • «Близко — далеко». Воспроизводится аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором громкость звучания увеличивается или уменьшается. Ребенок должен ответить, далеко или близко слышится звук. Вариант: имитируется звук приближающегося или удаляющегося предмета (поезд, машина, самолет и т. д.)
  • «Тихо или громко». Взрослый хлопает в ладони (звонит в колокольчик) то тихо, то громко. Ребенок должен выполнить действие согласно громкости звука: тихо – ходить, громко – стоять на месте.
  • «Эхо».  Правила игры. Взрослый громко произносит любой гласный звук, а ребенок повторяет его, но тихо.

           Ход игры. Взрослый  громко говорит: а-а-а. Ребенок-эхо тихо

           отвечает: а-а-а. И так далее. Можно также использовать сочетание

           гласных звуков: ау, уа, эа  и тд.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА

  • «Сделай как я». Сначала упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор, затем – без опоры (с закрытыми глазами). Взрослый отстукивает по столу ритмические рисунки, потом просит ребенка повторить их: I-II, II-I, I-III, III-I, II-III, III-II. Усложненные рисунки: I-II-III, II-I-III, I-III-II, II-III-II и т.д. Рисунки воспроизводятся одной рукой, другой рукой, хлопками, ногами.
  • «Кошка и котенок». Взрослый предлагает послушать и посчитать

          (воспроизвести) количество повторяющихся ударов: 2 удара – котенок,

           3 удара – кошка. Простой вариант: II-II-II или III-III-III-III.

           Усложненный вариант: II-II-III-II, I-III-II-III-II и т.д.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗЛИЧЕНИЯ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО

ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ

  • «Выбери себе пару»

Цели: упражнять ребенка в подборе слов, отличающихся одним звуком; развивать фонематический слух, быстроту реакции.

Оборудование:  парные картинки с изображением предметов, отличающихся в произношении одним звуком, например: уточка — удочка, коза — коса, миска — мишка, крыша — крыса.

В руках у ребенка  карточки с картинками. Ребенок  находит по картинке, сходной по звучанию, пару и называет изображение по карточке.

  • Взрослый дает ребенку два кружка – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко,  медленно, четко произносит звукосочетание:   банан-паман-банан-банам.
  • Ребенку предлагается произнести похожие слова сначала по 2, затем по три в названном порядке: мак-бак-так, бык-бак-бок, будка-дудка-утка, тыква-буква-будка.
  • Из 4 слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных: утенок-утенок-утенок-котенок, билет-балет-балет-балет.
  • Из каждых 4 слов, названных взрослым, ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три: Пятка-ватка-лимон-кадка; совок-гном-венок-каток.
  • Взрослый, не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребенка определить, на какое из названных слов больше похоже четвертое: калитка-дом-каток (улитка, гном, платок, листок, ком).
  • Взрослый читает две стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в строке.

В выходной пошли куда-то

Мама, папа и … (детишки, ребята, малыши).

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш… (ручку, тетрадь, книгу).

                                 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ

Примерные игры:

  • Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:
  • та-та-Та, та- Та-та, Та-та-та. С акцентированием ударного слога; отхлопывание слогового ритма с одновременным проговариванием; отстукивание ритмического контура слова (например, «машина» — та-Та-та или па-Па-па).
  • Выполнение быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом произнесения слогов взрослым; воспроизведение слогов и слов в различном темпе скоординированном с темпом собственных движений. Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками: та-то-ту, бу-бо-ба, да-ды-до и т.д.
  • Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками: та-ка-па, по-ко-то, ву-му-ну.
  • Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости: та-да, по-бо, ву-фу; кА-га-ка, са-за-са..
  • Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости: та-тя, па-пя, вы-ви.
  • Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков: па-тпа, та-кта, на-кна.
  • Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: пта-пто-пту-пты,  кна-кно-кну-кны.
  • Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении: пта-тпа, кна-нка.

                               ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ   ФОНЕМ

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

  • Выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, присесть, сделать оговоренный жест.  Поднять зрительный символ и т.д.). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд. Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.
  • Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Взрослый называет и, многократно повторяя, добивается запоминания  ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук – хлопком, другим оговоренным движением либо жестовым символом.
  • Игра «Охотники»«Поймай звук».   Взрослый называет ряд звуков (слогов, слов). Ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук.
  • «Звуковое лото»

Игровой материал. Лото.

Правила игры. Ребенок должен определить, в названии какого предмета на карточках есть заданный звук, и закрыть изображение этого предмета пустой карточкой. Побеждает тот, кто быстрее других закроет все картинки.

  • «Найди ошибку и назови слово правильно».
    Цель:
    Развитие фонематического и речевого слуха.
    Описание игры.
    В стихах Незнайка в словах перепутал звуки. Какой надо поставить звук, чтобы было правильно?
    Ой! - кричат вокруг хозяйки - в огород забрались майки.
    Доску на гору везём, будем строить новый ком.
    Между гор издалека течёт бурная щека.
    Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.
    Писем мы не написали - тучку целый день искали.
    Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.
    Здесь хорошее местечко - протекает мимо печка.
    Слёзы льются у Оксанки: у неё сломались банки.
    Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.
    Прилетел из леса лук и залез под старый сук.
    Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку.
    Утром кости к нам пришли, всем подарки принесли.
    Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.
    Под водою рак живёт, в поле красный лак растёт.
    Подарила мама ночке разноцветные платочки.
    Очень рада бочка маленьким платочкам.

Смысл  этих игр заключается в том, что взрослый привлекает, обращает внимание ребенка на звучание разных предметов, звучащих действий, что способствует развитию слухового внимания, концентрации внимания, интереса, развитию познавательного процесса, мыслительных функций.. Эти игры хороши тем, что их можно начинать без специальной организации, привлекая и заинтересовывая ребенка определенным звуком: стуком, шелестом, звучанием колокольчика и т.д. В этих играх ребенку предоставляется возможность самостоятельно (естественно не без вашей помощи и желания) обратить внимание на какое-либо действие и заинтересовать  ребенка, а затем начинается игра.

Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...