О речевом дыхании детей с дизартрией.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

В статье представлены основные различия физиологического и речевого дыхания. Даны упражнеия для координации ротового и носового дыхания, выработки нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_rechevom_dyhanii.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

О речевом дыхании детей с дизартрией.

Цель дыхательных упражнений – увеличение объема дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Существует определенная система, которой желательно придерживаться при работе над дыханием; при этом следует различать физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которые значительно отличаются друг от друга. Основные различия представлены в таблице.

Физиологическое (жизненное) дыхание

Речевое дыхание

Фазы: вдох – выдох - пауза

Фазы: вдох – пауза - выдох

Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания

Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо

Назначение: осуществление газового обмена

Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодики

Вдох и выдох через нос

Вдох и выдох через рот

Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое (4:5)

Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох

Смена фаз дыхания однообразно - ритмическая

В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет

Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения. Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

  1. Вдох и выдох через нос.

Вдох – глубокий, выдох длительный, плавный.

Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю – выдох через другую. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.

  1. Вдох через нос, выдох через рот.

Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами.

Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю – выдох обычный. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.

3. Вдох через рот, выдох через нос.

Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги.

Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох обычный – выдох через одну ноздрю. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох быстрый – выдох медленный.

4. Вдох и выдох через рот.

Если упражнение не получается, зажать нос пальцами.

Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.

Примечание. При речи и пении мы пользуемся комбинированным носоротовым дыханием, поэтому одновременно тренируем и то и другое.

5. Комбинированный вдох.

Задержка дыхания, выдох через нос.

Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).

Примечание. При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать.

После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая проводится в следующей последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков, слогов, слов, предложений и фраз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая консультация для воспитателей: «О РЕЧЕВОМ ДЫХАНИИ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ»

Всем воспитателям, работающим с детьми-дизартриками, необходимо знать особенности их речевого дыхания....

Игровые упражнения для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста.

Игровые упражнения для развития речевого  дыхания детей дошкольного возраста....

Развитие речевого дыхания детей (материал для родительского уголка)

Развитие речевого дыхания детей (материал для родительского уголка)...

Картотека игр направленные на развитие речевого внимание и речевого дыхание детей среднего возраста

Научить детей слышать и правильно произносить звуки помогут игры и игровые упражнения....

Консультация учителя - логопеда "Как развивать речевое дыхание детей"

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания.   Консультация учителя - логопеда           Как ...

Предметно- развивающая среда для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Предметно-развивающая среда  для развития речевого  дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Формирование физиологического и речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевой патологией

Дыхание-одна из немногих способностей оргаганизма, которая может контролироваться сознательно и неосознанно.Люди с ослабленной нервной системой дышат на 12% чаще, чем люди с сильной нервной системой.В...