Развитие и формирование грамматического строя речи
презентация к уроку по логопедии ( группа) на тему

Сидорова Елена Борисовна

Представлены направления логопедической работы по развитию и формированию грамматического строя речи в связи с основными периодами его становления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16_marta_rechi.pptx634.55 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие и формирование грамматического строя речи Подготовила : учитель-логопед Сидорова Е.Б.

Слайд 2

Периоды формирования грамматического строя

Слайд 3

I период предложений (от 1 до 2 лет) 1 этап - однословное предложение. Слово используется для выражения своих эмоций, пожеланий, потребностей, впечатлений. Для уточнения использует жесты и интонацию . Грамматической формы не имеют . Это существительные и лепетные слова . 2 этап. Предложения из нескольких слов. Характеризуется появлением фразы . Грамматическая связь отсутствует . Существительные употребляются либо в им.п.. либо в искаженной форме . Глаголы представлены в неопределенной форме, либо в форме 2 –го лица един.числа повел.наклонения Дети усваивают общее содержание , а не форму.

Слайд 4

II период усвоения грамматической структуры предложений ( от 2 до 3) 1 этап – формирование первых форм слов. Дети начинают замечать различную связь между словами в предложении. Появляются различные формы слова: формы И.П. ед.и мн.числа с –Ы-И-( куклы) В.П . с -У-( куклу) Р.П . с –Ы-(нет куклы), окончание –Е- для обозначения места(толе вместо на столе)без употребления предлога. Появляются глаголы повелительного наклонения 2-го лица един.числа ( иди.дай ),формы 3-го лица ед.числа настоящего времени .возвратные и невозвратные глаголы. Появляются прилагательные в форме именительного падежа мужского и женского рода.но без согласования с существительными. ПЕРВЫЕ грамматические отношения между словами, но много аграмматизмов . Увеличивается количество слов в предложении до 3 -4. 2 этап - этап использования системы окончаний для выражения связей слов. Из -за сложности словоизменения ребенок не может одновременно усвоить все формы. Последовательность усвоения грамматических форм обусловлена частотой использования в речи окружающих. Общая тенденция – усвоение наиболее частотных окончаний,т.е . усваивает наиболее продуктивные правила формообразования. Идет усвоение форм Р,.В.,Тв.п ., усваивается изменение по лицам , разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, хотя в прошедшем времени родовые формы могут смешиваться. Словоизменение прилагательных не усвоено. Усвоены личные местоимения. Появляются простые предлоги В,НА, У,С. наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний. Происходит расширение и усложнение структуры предложений(5 -8 слов),появляются сложные предложения, сначала бессоюзные, а затем с союзами. 3 этап- этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений. Усвоение предлогов происходит лишь после усвоения основных форм окончаний. Употребляет предлоги и союзы. но при употреблении сложных предлогов наблюдаются аграмматизмы , продолжается усвоение правил словообразования, З акрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. Идет усвоение многих грамматических форм .

Слайд 5

III период - период дальнейшего усвоения морфологической системы языка (от 3 до 7 ) Систематизируются грамматические формы по темам склонение и спряжение, усваиваются многие единичные формы, исключения. Значительно сокращается словотворчество . К школьному возрасту ребенок овладевает сложной системой практической грамматики.

Слайд 7

Методы логопедической работы над словоизменением (морфология) Отрабатываются категории числа (один-много) рода ( мой-моя-мое ) падежа (И. (один-много)- Р. (чего не стало?) –Д.(кому что дадим? письмо кому? подарок кому?) – В.(кормим кого? «бинокль» – вижу что, кого?) – Т. (рисую чем?) – П. (говорю о ком? мечтаю о чем?)

Слайд 8

Этапы формирования словоизменения Первый этап Второй этап Третий этап

Слайд 9

Словообразование представляет, собой с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, т.к. происходит путем соединения и комбинирования морфем. Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных.

Слайд 10

Работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов и прилагательных Этапы логопедической работы по формированию словообразования

Слайд 11

Первый этап Второй этап Третий этап Существительные Образование уменьшительно-ласкательных существительных (суффиксы – ик , -к, -чик) Существительные - оньк -, - еньк -, - ышек -, - ышк - -ниц (сахарница) -инк (пылинка) -ин (виноградина) Существительные Образование названий профессий Глаголы Дифференциация: совершенный-несовершенный вид, возвратные-невозвратные глаголы Глаголы Приставочные глаголы (в, вы, на) Глаголы пространственного значения с приставкой при- Глаголы Пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-,под -, пере-, до- Прилагательные Притяжательные прилагательные с суффиксом - ин Прилагательные Притяжательные прилагательные с суффиксом –и- без чередования (лисий) Относительные прилагательные с суффиксами – н -, -ан-, - ян -, - ен - Качественные притяжательные - н -, -ив-, - чив -, -лив- Прилагательные Притяжательные прилагательные с суффиксом –и- с чередованием (волчий) Относительные прилагательные с суффиксами –ан-, - ян -, - ен - Качественные прилагательные с суффиксами – оват -, - еньк - Этапы формирования словообразования

Слайд 12

Существительное + местоимение ( чей? чья?) Существительное + прилагательное ( игра «Магазин», «Повар») Существительное + Числительное (Один-два-пять) Глаголы прошедшего времени с местоимением (я-ты-мы)

Слайд 13

Работа над формированием фразы (предложения) *Простые нераспространенные предложения; *Распространенные предложения (наречия, определения); *Предложения с однородными членами (предложно-падежные формы); *Сложносочиненные предложения с союзами (а, но, да); *Сложноподчиненные предложения (потому, потому что, для того, чтобы, затем, чтобы).

Слайд 14

Виды работ и заданий, используемые с опорой и без опоры на конкретный материал Образование новых слов с помощью суффиксов Объяснение образования сложных слов Подбор и употребление имен существительных (мальчик рисует...дом ), глаголов (собака ...рычит), прилагательных ( цветы...полевые ) Подбор предлогов (разные цветы растут...на лугу) Составление словосочетаний: добавление слова, изменение типа связи слов по образцу (компот из яблок, яблочный компот), по определенной тематике (осень поздняя, золотая) противопоставленных по значению (поднял-опустил), с предлогом и без предлога с помощью вопроса(пил чай –с кем? с чем? когда?) Использование одного слова в разных падежных формах Отработка синтаксических структур (собака грызет, собака грызет кость, голодная собака грызет кость...) Исправление преднамеренно допущенной ошибки в предложении Выбор правильного предложения Определение лишнего слова в ряду

Слайд 15

Методическое сопровождение образовательного процесса

Слайд 16

Используемая литература: 1 . Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи 2 . Ишимова О.А. Развитие речемыслительных способностей детей 3 . Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР 4 . Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №951        ГОРОДА МОСКВЫ, СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №2 «Солнышко» Консультация для воспитателей:«Речевые и...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Автоматизация звуков, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи. Памятка для родителей по дороге домой.

Автор- составитель Светлана Константиновна Лаура.Эта "памятка" для родителей поможет автоматизировать звуки по дороге домой от детского сада до дома, в магазине, в машине. А также расширять словарный ...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является ...