"У истоков чтения"
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

К.Д. Ушинский при обучении детей чтению выделял три цели: во-первых, развить в детях ту врожденную душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить логику этого языка, то есть грамматические его законы в их логической системе. Эти три цели достигаются не одна после другой, но совместно. Чем больше к моменту чтения у ребенка накопилось собственного прожитого и прочувствованного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "У истоков чтения"38.52 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Marat\Мои документы\Документы сканера\чтение.jpg              У  истоков чтения.

Чтение- это только верхушка айсберга, которая виднеется над водой. Умение читать, как бы вырастает из знания языка; обучение языку начинается задолго до того, как ребенок достигает школьного возраста.

К.Д. Ушинский при обучении детей чтению выделял три цели: во-первых, развить в детях ту врожденную душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить логику этого языка, то есть грамматические его законы в их логической системе. Эти три цели достигаются не одна после другой, но совместно. Чем больше к моменту чтения у ребенка накопилось собственного прожитого и прочувствованного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат.

Так как дар слова – врожденная сила человеческой души, то она, как и любая другая сила, крепнет от упражнений. Диалоги являются замечательным упражнением в развитии у детей дара слова. Давая полные ответы на вопросы, детишки учатся правильно выстраивать фразы, находить уместные и точные слова. Это происходит при напряженной мыслительной работе, ибо отдельно от мысли язык не развивается.

«Васильки». Рассказец.

«Как мало в этом году во ржи васильков!»- говорили дети. «Как бы мне совсем вывести эти васильки!» - думал отец.

В. Про что говорили дети?

Р. Дети говорили про васильки, про цветы.

В. Где растут васильки?

Р. Васильки растут в поле, во ржи.

В. О чем дети сокрушались?

Р. Они огорчались, что васильков мало.

В. А о чем думал отец?

Р. Как бы васильки вывести совсем.

В. Зачем, они  же такие красивые и так нравятся детям?

Р. Они- сорняки, мешают ржи расти, отцу нужен урожай ржи.

В. Зачем нужна отцу рожь?

Р. Отцу нужна рожь, чтобы детей кормить.

В. Кто же прав?

Р. Каждый по-своему.

«Других не суди, на себя погляди».

Прибаутка.

Пришла свинья к коню и говорит: и ноги-де кривы, и шерсть не гладка.

В. Кто такие свинья и конь?

Р. Животные.

В. Что у них общего во внешнем виде?

Р. У них есть четыре ноги, шерсть, голова.

В. Чем они отличаются?

Р. Конь высокий, свинья низкая. У коня - шерсть, у свиньи – щетина. У коня- грива, у свиньи гривы нет. У коня нет пяточка. Конь стройный, свинья толстая.

В. Что хотела сказать свинья коню словами «ноги кривы, шерсть не гладка»?

Р. Она хотела сказать, что конь некрасив.

В. А сама-то она красива? Что бы вы посоветовали свинье?

Р. Других не суди, на себя погляди.

Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, и, во –вторых, по своему содержанию. Они органично вплетаются в речь детей, становятся противоядием бессловесности и сленгу. Кроме того, это замечательные упражнения в логике, «маленькие умственные задачи», которые решаются, как и математические задачи – по действиям, по вопросам.

Не мучь мухи: и ей больно.

В. Кто такая муха?

Р. Муха – это насекомое, живое существо.

В. Какого размера муха?

Р.Маленькая.

В.Может, она и боли не чувствует, раз такая маленькая?

Р.Нет, ей больно, ее нельзя мучить.

 

 Как обязательный, выделяется добуквенный звуковой период, позволяющий детям изучить звуковую сторону языка, развить фонематический слух. От детей необходимо требовать «ясного выговора», четкого произношения, помогающего вслушаться в слово и осознать его смысл.

К.Д. Ушинский напоминает, что скорость чтения зависит от уровня сознания, и если она стремиться опередить его, то единственным результатом становится разрушение мышления, превращение чтения в бессознательное извлечение звуков, препятствующее восприятию содержания читаемого.

Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все  последующее обучение – математике, биологии, общественным наукам – будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.

Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ

Познание, речь, готовность к чтению

познание

Развитие речи

Готовность к чтению

1.Сенсорно-моторная стадия (до двух лет)

*двигается от рефлекторного к целенаправленному поведению;

*реагирует на движение и изменение;

*начинает искать исчезнувшие предметы- развивается чувство постоянного существования предметов;

*ищет способы и пути получить желаемое;

*начинает формироваться образ и ощущение себя;

*исследует окружающий мир, манипулирует предметами, трогает все руками, ползает, учится ходить;

*пускает пузыри;

*выговаривает все гласные звуки;

*понимает сказанное;

*взаимодействует со взрослым;

*произносит слова;

В 2 года

*пользуется словами-предложениями;

*может повторить короткие детские стишки и считалки;

Родители:

*говорят с младенцем, заботясь об удовлетворении

его физических потребностей;

*держат малыша на руках, поют ему колыбельные, рассказывают истории по картинкам;

2.Дооператорная стадия (от 2 до 6 лет)

*учится ,действуя и двигаясь: всюду  «сует свой нос»;

*начинает рассуждать;

*развивается память;

*для рассказа о пережитом начинает пользоваться речью

*появляются зачатки обобщения и классификации;

*запас внимания ограничен;

В 2 года

*с удовольствием слушает все ритмичное и рифмованное;

*может сказать 15-20 слов;

В 3 года

*в состоянии понять и выполнить два указания;

*задает много вопросов;

В 4 года

*С удовольствием слушает знакомые истории;

*может назвать множество предметов;

*практически вся речь ребенка становится связной;

В 5 лет

*пользуется понятиями:

Вверх-вниз, левый-правый, пониже, впереди, позади;

*переворачивает страницы в книге;

*узнает знаки и названия;

*любит слушать рассказы и стихи;

*ассоциирует некоторые звуки с буквами;

В 4 года

*начинает осознавать, что истории, которые ему читают, как-то связаны с буквами на страницах;

*начинает «прочитывать» рассказы в картинках

* начинает посещать библиотеку;

 

3. Конкретные операции (6 (7) – 11 лет)

*осуществляет конкретные действия с предметами;

*в мышлении появляется логика; начинает прослеживать связи;

*может классифицировать и обобщать предметы;

*может располагать предметы и явления последовательно, по порядку;

*начинает понимать многозначность слова.

*по мере развития интересов и увлечений увеличивается запас слов;

*заводит беседы о незнакомых словах , которые ему встречаются;

*в основном говорит грамматически правильно;

*успешно пользуется страдательными конструкциями;

* любит читать и слушать когда ему читают

*ребенок умеет соотносить звук с буквой;

*растет понимание прочитанного;

*развивается интерес к чтению;

*пользуется навыками чтения при изучении естественных, общественных наук, математики;

*читает самые разнообразные материалы

4. Формальные операции (11 лет- взрослый)

*способен абстрагировать и рассуждать;

*может систематизировать, оценивать идеи, принимать решения, решать задачи, думать о будущем;

*в разговоре пользуется словами и выражениями, употребляемыми во множестве разнообразных ситуаций;

*много читает из интереса к книге и ради получения информации;

Задержка развития

Задержка в развитии речи – один из самых первых предвестников плохой успеваемости в школе. Если к моменту поступления в школу у ребенка есть проблемы с устной речью, в девяти случаях из десяти у него будут трудности с письмом и чтением. Чаще всего дети не в состоянии естественным путем «перерасти» выраженные, а тем более серьезные речевые нарушения: для этого потребуется помощь родителей и специалиста по развитию речи.

Ребенок с задержкой развития речи точно так же нуждается в поддержке родителей, разнообразии впечатлений, как и всякий другой малыш. Не стоит ни чересчур оберегать ребенка, ни, наоборот, давить на него. И конечно же ему, как никому другому, важно понимание и терпение родителей. Необходимо помочь такому ребенку справиться с речевыми трудностями задолго до поступления в школу.

  1. Горячева И.А. Учимся читать, писать и любить мир: Школа К.Д.Ушинского.
  2. Чейпи ДЖ. Готовность к школе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Приобщение младших школьников к истокам национальной культуры на уроках литературного чтения»

Методическая разработка«Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДУШЕПОЛЕЗНОГО СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ (В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПО ДУХОВНО—НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»)

·        Считаем, что совместные размышления по прочитанному– одна из сильных позиций книг для развития детей дошкольного возраста. Родители и дети осмысливая жизнен...

Консультация "Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».

Чтение - один из источников мышления и умственнного развития...

Консультация для родителей Книга лучший друг ребенка «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». (В.А. Сухомлинский)

Ознакомления детей с художественной литературой, является главной задачей для воспитания интереса и любви к книге, умению слушать и понимать художественный текст, сопереживать героям произведени...

Консультация для родителей "Чтение-один из истоков мышления и умственного развития"

Консультация для родителей "Чтение-один из истоков мышления и умственного развития"...

«Чтение- как один из истоков мышления и умственного развития детей дошкольного возраста»

Давайте представим, хотя бы на миг, Что вдруг мы лишились журналов и книг,Что люди не знают, что значит поэт, Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет. Что будто никто никогда в этом мире,И слы...