Слова-паразиты в нашей речи
консультация по логопедии ( группа) на тему

Горбунова Татьяна Андреевна

семинар-практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slova-parazity_v_nashey_rechi.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Центр развития ребенка детский сад «Радуга» д. Николаевка

Республика Башкортостан

семинар для педагогов

учитель-логопед:

Горбунова Татьяна Андреевна

2016 год

Цель: Вызвать у педагогов желание и стремление  совершенствовать  свою  речь.

                                                                     Ход:

Ведущая: — Сегодня мы  собрались  для  того, чтобы  пообщаться.  Общение  для  человека  —  среда  его  обитания.  Без общения,  как  без  воздуха,  человек  не может существовать. Общение помогает организовать совместную работу: наметить и обсудить планы, реализовать их. Мы с вами за чашечкой чая поговорим о языке, о нашей с вами речевой культуре, так как так как наша с вами речь является для детей  образцом. Предлагаю налить всем по чашечке чая, сесть  поудобнее.

Речевая деятельность имеет  социальный характер. А для нас, педагогов, она  составляет основу общения. Персидский  поэт  и  мыслитель  13-го  века Саади  сказал:

Умен  ты  или  глуп,
Велик
  ты  или мал,
Не
  знаем мы,  пока
Ты
  слово  не  сказал!

— Слово,  речь  —  показатель  общей культуры человека, его интеллекта, его речевой  культуры.  Чтобы выглядеть привлекательно,  сколько  раз  за  день мы  заглядываем в  зеркало? Поправим прическу,  подкрасим  губы,  проверим чистоту  костюма,  платья,  обуви.  Для чего мы  это делаем? Чтобы  выглядеть привлекательнее.

— Но чистота важна во всем! «Замусоренный»  язык  ничем  не  лучше захламленной  комнаты,  заляпанного пятнами платья. Поэтому  как  мы  следим  за  внешним видом, так же необходимо заботиться о  том,  что  мы  говорим,  как  говорим и какими словами  говорим. Для этого не  нужно  прилагать  специальных  усилий,  достаточно  быть  внимательным ко  всему,  что  говорим. Следите, чтобы в речи не было  слов-паразитов.

— Давайте  рассмотрим,  какой  вред приносит каждый из элементов, засоряющих  нашу  речь.

— Слова-паразиты,  слова-сорняки… От них избавиться труднее всего. Эти слова обладают свойствами прилипчивости, живучести и  незаменимости. Слова-паразиты  опасны  тем,  что  из-за  частого  употребления  они  превращаются  в  своеобразную  вредную привычку.  

В  связи  с  этим  у  нас  в  ДОУ  было проведено  анкетирование  по  данной проблеме. Было опрошено 9 педагогов. Опрос  показал,  что  все  педагоги понимают, что такое  слова-паразиты.

6 педагогов  используют  в  своей  речи сленговые выражения, в «горячей десятке» которых устойчиво лидируют такие, как  супер,  классно,  клево.  Из них  7  педагогов  относятся  к  сленгу отрицательно, 1 человек положительно  , 1  педагог  относится  к  сленгу  безразлично.  И  только 3 педагога  не указали выражения.

  В  русском  языке  сами  по  себе эти  слова  несут  информативную,  интонационную,  лексическую  нагрузку. Но  из-за  частого  и  неуместного  их употребления  они  становятся  в  речи говорящего  пустыми,  ничего  не  выражающими. 

  Задание 1

Прочитайте предложения :

а) «По большому счету Таможенный союз не был экономически выгоден его основателям».
б)
  «Каждая  школа  получила  возможность,  скажем  так,  стать  яркой, самобытной».
в)
  «Я посетил, будем  так  говорить, сувенирный  цех».
г)
 «Момент действительно, скажем, весьма  своеобразен».
д)
  «Буквально  на  следующий  день последовало  заявление  начальника».

Какие  слова  в  этих  предложениях лишние? Прочитайте  эти  же  предложения, опустив лишние слова. Изменяется при этом  смысл  предложений?

Иногда  привычка  вставлять  в  речь одно  какое-либо  «любимое»  слово (например:  понимаешь,  однозначно) становится  отличительным  признаком говорящего  и  служит  объектом  пародирования.  Мы,  педагоги,  должны внимательно  следить  за  тем,  чтобы  в нашей  речи  не  было  таких  слов,  так как наша с вами речь является для детей  образцом.

А в речи дошкольников наблюдается такие слова? В  последнее  время  и  в  речи  дошкольников используются «навязчивые» слова.  В  школьном  возрасте  они  вырастают в более сложные, но не менее пустые,  ничего  не  выражающие  слова  и  даже  целые  выражения,  которые искажают  содержание  речи,  затрудняют ее восприятие и понимание: «Слушай, ты… ну… это… как там тебя… Сашка! Короче… это… значит… такое дело… Ну, в общем… пошли гулять!»

Кроме  того,  лишние  слова  психологически  действуют  на  слушателей, которые незаметно для себя начинают подсчитывать  количество  таких  слов  в устном выступлении. Подобную ситуацию можно увидеть в  

  Задание 2

Прослушайте отрывок  видеозаписи.

«Уважаемая,  а-а-а-а-э-э-э-э, редакция!  Давно  я-а-а-а-а  собирался вам, м-м-м-м, написать письмо по-о-о-о-о поводу вот такого, э-э-э-э, оборота речи,  а-а-а-а,  тех,  кто  выступает, м-м-м-м, перед  телезрителями ежедневно, ежечасно  с  у-у-у-утра  до,  м-м-м-м, глубокой  ночи».

Можно  ли  этот  недостаток  считать нарушением  чистоты  речи? Почему все-таки слова-сорняки появляются  в  нашей  речи?

— причиной  появления таких звуков может  быть волнение,  но  может  быть  и  неумение мыслить  публично,  подбирать  нужные слова  для  оформления  своих  мыслей и,  конечно, бедность индивидуального словаря  говорящего. Предлагаю  вам  подумать,  есть  ли в  вашей  речи  слова-сорняки,  слова-паразиты.  Напишите  их  на  листочке, выбросите  этот  листок  в  мусорную корзину  и  старайтесь  больше  не  употреблять  эти  слова  в  речи.

В  ряду  словесных  сорняков  выделяют слова по социальным признакам: жаргон  и сленг. Жаргон — нелитературные  слова  и  выражения,  которые используются в непринужденном общении  в  группах  людей,  объединенных профессией,  общими  интересами, увлечениями (врачи, музыканты, спортсмены,  студенты  и  т.  д.). В  отличие  от  общенародного  языка, призванного  содействовать  широкому общению  людей,  жаргон  —  «тайный» язык,  цель  которого  —  скрыть смысл произносимого от  «чужака».  

Или вспомним хотя бы общеизвестные  школьно-студенческие  словечки:

 если  ты  не  ботан  и  не  сделаешь хорошую шпору,  то автомат  тебе не светит и можно легко завалиться (пролететь, срезаться, схватить пару) на экзамене,  отрастить  длинный  хвост к следующему  году.

Особую  разновидность  жаргона представляет речь представителей преступного мира, так называемый «блатной язык», который принято определять как разновидность  арго  (от  французского  —  замкнутый)  —  лагерный  жаргон. К  сожалению,  в  наше  время  получил значительное распространение, и люди, побывавшие  в  непростых  жизненных ситуациях,  употребляют  такие  слова, как  заказать,  наехать,  крыша,  разборка,  стрелка. К сожалению эти слова употребляют и дети.

В современном русском языке выделяют молодежный жаргон или сленг. Именно  этот  термин  можно  наиболее точно применить для таких «приглянувшихся» современному поколению слов, как тусоваться,  клевый, прикольный, суперский, фишка  и  т.  п.

Давайте прослушаем диалог:

«—  Смотри,  какой  трактор  прикольный.  Круто  он  тарахтит,  офигеть. Да?  —  восторженный  взгляд  пятилетнего  малыша  прикован  к  старенькому агрегату,  сгребающему  в  парке  опавшие  листья.
  Это  что еще  за слова  такие, а? Где только нахватался! Я сейчас тебе рот туалетным ежом буду чистить!!!  гневно восклицает мама. Ребенок смотрит на нее  в  полном  недоумении:
  Ну-у-у… Все так говорят… И Мишка, и Колька, и даже Ольга Сергеевна. Знаешь, она сегодня крикнула Баранову, когда он полез на подоконник: „Офигел совсем!“ Вот!»

Этот диалог наглядно показывает, что в  последнее  время  не  только  в молодежной среде, в общении подростков, но и в речи дошкольников используется сленг. Рассматривая причины внедрения сленговых выражений в речь дошкольников,  необходимо,  прежде  всего,  говорить  о  подражании  взрослым  и  более  старшим  детям.

По данным  анкетирования, опрос  показал,  что  все  педагоги понимают  значение  слова  сленг. 6 педагогов  используют  в  своей  речи сленговые выражения, в «горячей десятке» которых устойчиво лидируют такие, как  супер,  классно,  обалдеть, клево.  Из них  8  педагогов  относятся  к  сленгу отрицательно, 1 человек положительно. И 3 педагога не указали сленговые  выражения.

Оправдывая  использование  в  своей речи  сленга,  педагоги  привели  следующие  доводы:

  • примитивная  привычка  —  5  человек;
  • экономия языковых средств  0 человека;
  • для  выражения  ярких  эмоций — 7  человека;
  • релаксация,  отдых   —  1 человек;
  • для  понятности,  доступности речи   1  человек;
  • эстетический критерий — приятное звучание, оригинальность формы, возможность  словесной  игры  — 1  человек.

Сленг находится в постоянном движении: одни жаргонизмы забываются, другие  появляются  и  закрепляются  в речи. Многие любят повторять одни и  те же оценочные слова: классно, клево и  т. д. Но  когда мы слышим: клевый фильм,  клевая погода,  клевая история,  клевая подруга,  возникает вопрос:  неужели  в  русском  языке  не нашлось более  точных, ярких, выразительных определений, которые могли бы заменить эти слова? Увлечение сленгом свидетельствует  не  только  о  низкой речевой культуре говорящего, но и его примитивном восприятии окружающего мира.

  Задание 3

Прочитайте  следующий  текст: (по двое)

а)  «Один  фитиль  такое  сморозил! Подкатывает  к  шкету:  „Дай,  —  говорит,  велик погонять“. Сел и почесал».
б)
  «А  тут  училка.  А  он  давай  выпендриваться, варежку разинул, да как дерябнется».
в)
 «Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек. А велик чикнулся. Во ржачка!»
г)
  «Весна!  Лужи,  грязь,  сырость, блин,  кругом. Вот  такая, нафиг, общая видуха. Вроде бы  все должно быть по кайфу,  но  все  так  фигово,  что  базара не  хватает».

Замените сленговые слова на слова,  соответствующие  литературному русскому  языку. Примерный перевод:

а) «Один высокий парень такое натворил! Подходит к маленькому мальчику и говорит: „Дай велосипед покататься“. Сел  и  поехал».
б)
 «Подходит учительница. Он решил похвастаться. Рот открыл и тут же упал».
в)
  «Сам  с  синяком.  Учительница испугалась. Велосипед упал. Смешно!»
г)
  «Весна!  Лужи,  грязь,  сырость кругом. Вот такой общий вид. Вроде бы должно  все  радовать,  но  все  так  противно,  что  слов  не  хватает».

Сленговые слова применяются бездумно, неосознанно, смысл их  весьма приблизителен, а происхождение чаще всего неизвестно для  говорящего. Хочется надеяться, что сленг  это «детская болезнь» и люди смогут повысить свою культуру речи и избавятся от вульгарных жаргонизмов.

Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности. 

ВИДЕОРОЛИК «8 СЛОВ-ПАРАЗИТОВ, ПО КОТОРЫМ МОЖНО СУДИТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ»

Когда мыслительный процесс слишком медленный, а говорить уже надо, именно лишние слова помогают выиграть время. Слова-паразиты. И каждое из этих слов или словосочетаний помогает понять особенности характера человека.

1. «Кстати» — это слово употребляют люди, которым не хватает внимания. Они часто ощущают неловкость и неуверенность в новой компании и поэтому и прикрывают свое смущение словом «кстати». Даже в том случае, если это вообще не кстати.

2. «Короче» — показатель торопливости, нервозности и агрессии.
Чаще всего этим словом пользуются вспыльчивые люди. Можно встретить также часто употребление этого слова у людей болтливых и не умеющих справляться с этим своим качеством.

3. «Это самое» — говорят те люди, которым лень исполнять свою работу и свои домашние обязанности. Они могут быть ненадежны и импульсивны, так что на них нельзя слишком сильно надеяться. А еще подобные личности ловко избегают наказаний, вовремя сваливая свою вину на ближайших подходящих для этого жертв.

4. «Вообще-то» — еще одно слово из ежедневного лексикона неуверенных в себе людей.
Но, в отличие от «кстати», эти личности обладают завидным талантом закатывать скандалы буквально на ровном месте. Правда, делают они так по причине той же неуверенности в себе.

5. «На самом деле» — проскакивает в разговорах самоуверенных и эгоистичных людей.
Они доверяют только своему опыту и своему мнению, а все остальное их просто не интересует. Как правило, человек-«на самом деле» тяжело заводит друзей и завязывает отношения, потому что считает себя одного единственным и неповторимым. Другие же люди – это просто публика для его выступлений.

6. «Типа» и «Значит» любят повторять настоящие консерваторы.
Они против всего нового и правоту своего мнения всегда могут доказать агрессивным отношением к собеседнику.

7. «Как бы» — это признак творческой натуры, которая часто проводит время в своем выдуманном мире. Именно этим словосочетанием такие люди неосознанно подчеркивают свою оторванность от социума и всю относительность каждого события в собственной жизни.

8. «Просто» часто произносят в речи те люди, мнение которых не бывает самостоятельным.
Они зависят от своего окружения и боятся взять на себя хоть какую-то ответственность. А еще они часто оправдываются, чем окончательно «роняют» себя в глазах знакомых людей.

Анкета (для педагогов)

1.  Что Вы понимаете под словом «сленг»?

(Примечание: к сленгу относятся такие  слова,  как  клевый,  суперский, фишка,  чувак  и прочее.)

2. Как вы понимаете, что такое слова-паразиты?

3.  Как Вы  в  целом  относитесь  к  сленгу?  Считаете  ли Вы,  что  он  засоряет речь?  Да или Нет

4. Как Вы  в  целом  относитесь  к словам-паразитам?  Считаете  ли Вы,  что  они  засоряют речь?  Да или Нет

5.  Используете  ли Вы  сленг  в  своей  речи? В  каких  ситуациях? Почему?

  • возможность  выражения  ярких  сильных  чувств;
  • релаксация,  отдых;
  • необходимость  уподобления  окружающим,  следование моде;
  • экономия  языковых  средств;
  • понятность,  доступность;
  • эстетический критерий — приятное звучание, оригинальность формы, возможность  словесной  игры;
  • примитивная  привычка.

5.  Перечислите  наиболее  часто  употребляемые  Вами  сленговые  слова:                                       слова паразиты:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как отучить ребенка от слов-паразитов

Если в речи ребенка появились слова-паразиты, нужно как можно быстрее от них избавиться. Мало того, что они засоряют речь ребенка, они еще и создают впечатление у окружающих, что ваш малыш не вос...

Как избавиться от слов-паразитов

практикум с воспитателями...

КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА ОТ СЛОВ-ПАРАЗИТОВ.

КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА ОТ СЛОВ-ПАРАЗИТОВ5 советов, которые помогут сделать речь благозвучной и чистой Речь — это отражение нашего мышления. Для того чтобы говорить правильно, мы должны держать мысли...

Консультация для педагогов и родителей. «Слова паразиты в нашей речи»

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Слова паразиты в нашей речи»....

Слова-паразиты в речи педагогов

Методы и способы предотвратить слова-паразиты в речи воспитателей...