Главные вкладки

    Логопедический проект на тему: «Совершенствование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с помощью ИКТ»
    проект по логопедии ( группа) на тему

    Каткова Эльза Юрьевна

    Краткая аннотация проекта

     

    Вид проекта: коррекционно-педагогический, творческий.

    Исполнитель: учитель-логопед первой квалификационной категории МАДОУ д/с №9 «Петушок» комбинированного вида.

    Адресованность: проект рассчитан на детей старшей группы «Сказка», посещающие логопедический пункт; воспитателям группы; родителям.

    Продолжительность: долгосрочный, сентябрь-март 2014-2015 учебный год.

    Предполагаемый результат: организации коррекционно-логопедической работы с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ, через успешное использование ИКТ. 

    Данный проект направлен на развитие фонематического слуха и восприятия детей с нарушениями речи с приоритетным использованием информационно-коммуникативных технологий.

    Проект носит открытый характер: изучив инновационные технологии используемые в логопедической практике и опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета, на 2014-2015 учебный год мной запланирована работа по использованию информационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение фонематических процессов.

    Информационная технология обучения - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

    Реализация проекта будет осуществляться через использования информацинно-коммуникативных технологий: компьютерные специальные программы, игры, презентации, картинки, аудиозаписи (стихи, потешки, скороговорки), музыка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_katkova_eyu.doc138.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Петушок» комбинированного вида

    Логопедический проект

    на тему:

    «Совершенствование фонематических процессов у детей

    старшего дошкольного возраста

    с помощью ИКТ»

    «Ты и твое здоровье»

    Автор проекта: учитель-логопед

    I квалификационной категории

    Каткова Эльза Юрьевна

    г. Благовещенск

    Краткая аннотация проекта

    Вид проекта: коррекционно-педагогический, творческий.

    Исполнитель: учитель-логопед первой квалификационной категории МАДОУ д/с №9 «Петушок» комбинированного вида.

    Адресованность: проект рассчитан на детей старшей группы «Сказка», посещающие логопедический пункт; воспитателям группы; родителям.

    Продолжительность: долгосрочный, сентябрь-март 2014-2015 учебный год.

    Предполагаемый результат: организации коррекционно-логопедической работы с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ, через успешное использование ИКТ. 

    Данный проект направлен на развитие фонематического слуха и восприятия детей с нарушениями речи с приоритетным использованием информационно-коммуникативных технологий.

    Проект носит открытый характер: изучив инновационные технологии используемые в логопедической практике и опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета, на 2014-2015 учебный год мной запланирована работа по использованию информационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение фонематических процессов.

    Информационная технология обучения - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

    Реализация проекта будет осуществляться через использования информацинно-коммуникативных технологий: компьютерные специальные программы, игры, презентации, картинки, аудиозаписи (стихи, потешки, скороговорки), музыка. 

    Постановка проблемы

    В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.

    Нормативно-правовая база и положение о логопедическом пункте ДОУ даёт возможность пересмотреть приоритеты оказания логопедической помощи и использование инновационных технологий, что будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта ДОУ.

    Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

    Внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Я, работая в детском саду активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи, развитие и совершенствования всех высших психических функций. Овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе.

    Бесспорен тот факт, что достаточный уровень сформированности фонематических процессов положительно влияет на формирование фонетической стороны речи, слоговой структуры слова,  а их недостаточная сформированность влечет за собой специфические ошибки на письме и  к нарушениям чтения.

       Таким образом, в настоящее время стала актуальной проблема поиска новых подходов и средств к обучению детей с проблемами в развитии, которые отвечали бы современным достижениям науки и техники и интересам детей, вызывая их повышенную мотивацию, познавательную активность и любознательность, ведь не секрет, что детей любого возраста привлекают компьютерные игры.

    Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

    Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.

    Именно поэтому в настоящее время востребованным является внедрение в логопедический процесс новых технологий и методик,  которые предполагает сделать коррекционный процесс эффективным, не утомительным для детей, а интересным, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

    Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации произвольного внимания, повышению мотивации к занятию, расширению возможностей работы с наглядным материалом.

    Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

    Для работы с ИКТ в логопедическом кабинете имеется компьютер.

    В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, но недостаточно разработано игр по коррекции фонематических процессов детей.

    В рамках проекта мной была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе:

    1. Отобраны, установлены и используются в работе компьютерные программы для развития фонематического слуха у дошкольников:

    - компьютерная программа «Звуковой колейдоскоп»;

    - компьютерная программа «Лёлик готовится к школе» 1 и 2 часть;

    - компьютерная программа «Лёлик учится читать».

    2. Созданы и закачаны из интернета и используются презентации для развития фонематических процессов.

    3. «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова

    4. Аудиокниги сказок, потешек и др.

    5. Регулярно использую в работе интернет-ресурсы

    Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

    1. Работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.)

    2. Проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

    Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда, электронные ресурсы делают процесс коррекции фонематических процессов более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

    Цели и задачи:

    Цель проекта: развитие  фонематического восприятия и навыков звукового анализа через приоритетное использование компьютерных технологий  в коррекционно-речевом процессе у детей с ФФН.

    Задачи проекта:

    Для детей

    Для педагогов

    Для родителей

    1. Развивать слуховое восприятие;

    2. Формировать навыки восприятия и воспроизведения простых и сложных ритмов;

    3. Формировать умение дифференцировать звуки речи по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости;

    4. Развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов;

    5. Формировать умение делению слов на слоги;

    6. Познакомить с буквами.

    Обучение специальным методам и приёмам в проведении игр и упражнений по развитию слухового восприятия,  фонематического слуха, развития ритмического чувства, речевого дыхания.

    Привлекать родителей к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.

    Познакомить родителей с использованием  речевых игр по развитию фонематического слуха в домашних условиях.

    Стратегия достижения поставленных целей и задач:

    № п/п

    Вид деятельности

    Сроки реализации

    I этап - Диагностический

    1.

    Логопедическое обследование, сбор анамнестических данных о ребёнке, индивидуальные беседы с родителями, наблюдения за детьми

    Сентябрь

    (с 1 по 15)

    2.

    Изучение методической и научно – популярной литературы; составление плана; подбор и создание компьютерных программ, игр и презентаций.

    Сентябрь

    II этап - Основной

    3.

    Создание копилки методических, практических и электронных материалов (программы, игры, презентации, аудио и видеозаписи, картинки).

    Сентябрь-декабрь

    4.

    Проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми с использованием ИКТ.

    Сентябрь-май

    5.

    Памятка для родителей «Календарь речевого развития ребенка»

    Октябрь

    6.

    Консультация в папку-передвижку для родителей «Характеристика речи детей»

    Ноябрь

    7.

    Памятка для родителей «Занимаясь с ребенком, помните …». Консультация в папку-передвижку «Послушные буквы»

    Декабрь

    8.

    Консультация в папку- передвижку для родителей и воспитателей «Развиваем фонематический слух у дошкольников»

    Февраль

    9.

    Семинар-практикум для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

    Февраль

    10.

    Буклет для родителей «Игры для развития фонематического слуха у детей».

    Март

    III этап – Заключительный

    11.

    Обследование на заключительном этапе для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы с помощью ИКТ; анализ результатов работы, формулирование выводов по использованию ИКТ в работе с детьми с нарушением фонематических процессов.

    Март

    12.

    Презентация проекта. Рефлексирование опыта проектной деятельности и определение перспективы его дальнейшего развития.

    Март

    Ожидаемый результат:

    Качественные

    • Снижение количества детей нуждающихся в логопедическом сопровождении (механизм оценки – количественный анализ);
    • Создание копилки методических, практических и электронных материалов (программы, игры, презентации, аудио и видео записи, картинки).
    • Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве предоставляемых услуг (критерий оценки – результаты анкетирования родителей).
    • Расширение информационного поля о деятельности логопункта ДОУ.

    Количественные

    • Повышение качества коррекционно-образовательного процесса;
    • Увеличение числа старших дошкольников, выпущенных из логопедического пункта с отсутствием недостатков речи;
    • Увеличение числа родителей старших дошкольников, удовлетворенных качеством образовательных услуг.

    В начале учебного года мною была проведена диагностика детей старшего возраста с нарушением речи, где было выявлено, что у 50 % нарушено фонематическое восприятие. При выполнении заданий дети затрудняются определить наличие звука в слове, придумать слово на заданный звук, отбирать картинки на заданный звук. Возникают проблемы в определении неречевых звуков. Дети допускают ошибки при выполнении заданий на различение слогов.

    После проведения коррекционной логопедической работы по развитию фонематического восприятия с использованием ИКТ диагностика показала, что уровень развития фонематического восприятия стал выше.

    Динамику показала в сравнительной диаграмме на начало года и конец года.

    Заключение

    Анализируя проведённую работу с детьми, сделала вывод, что использование современных компьютерных технологий позволяет эффективно построить работу, направленную на развитие фонематических процессов и дает положительную динамику в развитии всех сторон речи. У детей повышается мотивация к логопедическим занятиям, достигаются высокие результаты и повышается эффективность всего коррекционно-образовательного процесса.

    Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;

    Использование ИКТ повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности
    способствует повышению самооценки ребенка
    использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи детей позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым, преодолевая преграды на пути достижения успеха.
    В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

    В дальнейшем работа по данной теме будет продолжена с детьми подготовительной к школе группы. Планирую пополнить картотеку игр, разработать пособия, а также подобрать информацию для родителей детей подготовительной группы, используя нетрадиционные формы работы (Вечер вопросов и ответов, круглый стол, устный журнал).

    Сетевая паутина проекта


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад "Система логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"

    В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей.Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поск...

    План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

    Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

    План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

    Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

    План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».

    Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить  артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...

    Логопедическая коррекция фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

    Согласно статистике количество детей с ФФН в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции фонематических нарушений необходимо уделять большое внимание....