Тема: Фонематическое восприятие и как его развивать.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Трушникова Алла Геннадьевна

Методическая разработка по организации вовлечения родителей в образовательную деятельность по познавательно-речевому направлению развития в условиях реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по организации вовлечения родителей в образовательную деятельность по познавательно-речевому направлению развития в условиях реализации ФГОС.

Тема: Фонематическое восприятие и как его развивать.

             Трушникова Алла  Геннадьевна , учитель-логопед,

             МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида»,

             г. Исилькуль , Омская область

Цель: познакомить родителей с понятием фонематическое восприятие, приёмам его развития в домашних условиях и ролью в преодолении речевого недоразвития.

Возраст  детей: старший дошкольный возраст.

Условия осуществления мероприятия: музыкальный зал.

Время осуществления мероприятия: апрель-май

Оборудование: изображение Незнайки и Светика, предметные картинки со звуками «С», «З», солёное цветное тесто.. разрезная картинка, текст предложений.

Ход мероприятия:

  1. Вступительная беседа.

- Здравствуйте! Если ваш ребёнок говорит неправильно, то это вначале   не  беспокоит  родителей - их  даже  умиляет беспомощный  детский  лепет, и  они  сами  повторяют  смешные  детские  словечки.  Время  идёт, речь  постепенно  исправляется.  Но  всегда  ли? К  сожалению, нет. Иногда  ребёнок  привыкает  неправильно  произносить  звуки, и  то, что  вначале  казалось  милым  и  забавным, становиться  неприятным  для  постороннего  слуха  и, главное, вредным  для  самого  ребёнка. Недостатки  речи  могут задерживать  умственное  развитие: ведь  речь  не  только  служит  выражением  мысли, но  и  формирует  мышление. Если  ребёнок  до  поступления  в  школу  не  научиться  правильно,  говорить, он  будет  делать  ошибки  в  письме  и  чтении. Ему  не  придётся  прочесть  стихи  на  детском  утреннике , участвовать  вместе  с  другими  ребятами  в  спектакле. Скольких  радостей  лишиться  такой  ребёнок  и  сколько  слёз  ему  предстоит  пролить!

         Речь  ребёнка  формируется  на  основе восприятия  им  речи  окружающих  людей, которую  он  первоначально  учится  осознавать, различать  и  которой  затем  подражает. Вот  почему  для  преодоления  недостатков  произношения   необходимо, чтобы  ребёнок  умел  узнавать  и  выделять  звуки  речи. Поэтому  большое значение для  формирования  хорошей, чистой  речи  играет слуховое  внимание- фонематический слух.    

Фонематический слух- способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематический анализ и синтез- умственные действия по анализу и синтезу звуковой и слоговой структуры слова.

Без сформированного фонематического восприятия неизбежны затруднения в овладении письменной речью. Зачастую фонематическое недоразвитие делает очень трудным, а порой и невозможным овладение грамотой, навыками чтения.

  1. Игры на кухне.

        Игры, направленные на развитие фонематического восприятия просты в использовании и очень нравятся детям, они не требуют специальных условий -  в них можно играть во время прогулки с ребёнком по улице, в общественном транспорте и даже на кухне во время приготовления пищи.Вот некоторые из них:

1)  «Узнай  предмет  по  звуку»

     Возьмите  погремушку, флейту, барабан, гармошку. Познакомьте  ребёнка  со  звучанием  каждой  из  них. После  этого  предложите  ему  отвернуться  и  отгадать , на  какой  из  них  вы  только  что  поиграли.

2)  Теперь  предложите  ребёнку  отгадать, по  какому  предмету  вы  постучали  палочкой (стакан, блюдце, картонная  коробка, пластмассовая  игрушка).

3)  «Кто  это? ». взрослый  подражает  крику  животных  или птиц, жужжанию  насекомых. Ребёнок  должен  отгадать, кому  он  подражал.

4)  «Внимателен  ли  ты?». Ребёнок  запоминает  звук, который  он  хорошо  произносит. Затем  вы  произносите  ряд  слов, содержащих  этот  звук  и  не  имеющих  его. Ребёнок  должен  поднять  руку, когда  услышит  слово  с  задуманным  звуком.

5)  Определение  места  данного  звука  в  слове.

6)  Отобрать  картинки, в  названии  которых  есть  заданный  звук.

7)  Когда  ребёнок  научиться  хорошо  выделять  звуки, произносимые  без  нарушений, поручите  ему  узнавать  один  из  искажаемых  звуков.

8)  Сопоставление  двух  звуков  С-З, П-Б, Ш-Ж, Ч-ТЬ, Ц-С.    

9)  Вычленение  и  различение  правильного  звука  от  того, которым  он  заменяется  (Р-Л, С-Ш, Ц-С).

10) Сам  назови  слова. Ребёнок  сам  называет  слова  с  определённым  звуком.

  1. Настольная игра .

      Дети входят в зал и садятся рядом с родителями.

Логопед:   Живёт в Цветочном городе отчаянный малыш!

                    Весёлый, беззаботный Незнайка-Коротыш!

                    Живёт в Цветочном городе ещё один герой.

                    Он Светиком зовётся, разумненький такой!

     - Познакомьтесь с коротышками  из Цветочного города: одного из них зовут Незнайка, а другого Светик.          

     Чтобы разделиться на две команды (родители вместе с детьми), нужно вытянуть из «Чудесного мешочка» картинки. Те, у кого на картинке нарисован предмет, название которого начинается на звук «С», будут командой Светика. Те, у кого на картинке нарисован предмет со звуком «З», командой Незнайки.

       За победу в конкурсе команда получит часть рисунка (разрезной картинки), а к концу игры сможете помочь Незнайке и Светику из деталей составить свой рисунок.

1-й конкурс: Расскажите о своём звуке. Та команда, которая наиболее полно расскажет о звуке получит часть картинки (согласный, твёрдый\ мягкий, звонкий\глухой).

Расскажите  стихотворение о своей букве и покажите её из пальцев рук:

                      Букву «С» писать мне просто

                       «С», как серп кривой и острый.

                       «З» загнулась. как змея,

                       Но ей не запугать меня.

                                      

                                       

2-й конкурс: «Превращение».

Каждая команда за 3 минуты должна дорисовать на альбомном листе букву «С» или «З» , превратив её в какой-либо предмет.

3-й конкурс: Дидактическая игра «Будь внимательным». 

Команды получают музыкальные инструменты: команда Светика - колокольчики, команда Незнайки – бубны. Сначала нужно «ловить» ваш звук:

- среди других звуков: п, н, с. т, л, д., з, в, с, и т.д.;

- в слогах:  са , па, за , ба, ну, су, лу , зы, и т. д;

- в слова:  суп, зонт,  папа,  мак,  дым,  сын,  ваза, и т.д..

- Кто услышит свой звук – начинает греметь или звенеть.

4-й конкурс: Дидактическая игра «Найди картинки».

Перед каждой командой лежит карточка с изображением предметов, в названиях которых встречаются звуки «с»= «з».

- Выберите  и назовите только те картинки,  в названиях которых встречается ваш звук: забор, самокат, снеговик, зубы, самолёт, замок- «З» и т.д..

5-й конкурс: Дидактическая игра «Твёрдый- мягкий».

Возьмите  карточку  и выберите из двух картинок только ту, в названии которой слышится мягкий звук.

6-й конкурс: Конкурс «Небылицы».

Незнайка часто допускает ошибки, нужно их исправить (предложения с ошибками использования предлогов, нарушением согласования и управления).

  «З»       Язык показывает Незнайку.

                Глаза закрыли Незнайку.

                У зубов заболел Незнайка.

                Земляника ела Незнайку.

  «С»      Самокат катается на Светике.

               У сабли в руках Светик.

               Собака кормит Светика.

               Краски рисуют Светиком.

   

7-й конкурс: Работа с раздаточным материалом.

Выложите  букву «С» или «З» из раздаточного материала, который находится на вашем столе (шнурки, орехи, фасоль, пуговицы и др.).

8-й конкурс: «Два сундука».

Перед командами появляется изображение двух сундуков, в которых наши герои  хранят предметы со своими любимыми звуками- «с», «з», например «сапог» и «зонт», которые видны на рисунке.

- А что ещё можно в них можно хранить, вспомните слова со своими звуками? Кто больше придумает слов со звуком «С» или «З»?

  1. Подведение итогов.

Логопед: Каждая команда активно участвовала в конкурсах и заработала 8 деталей.

   

  1. Методические советы по организации и подведению итогов.

Если у команды не хватает деталей, то следует произнести скороговорку со звуком «С» или «З», а разрезную картинку собрать на время. Обсуждение предложенных игровых приёмов и  подведение итогов.

  1. Список литературы:

С.П. Цуканова «Учим ребёнка говорить и читать», 2008.

Ж-л «Логопед», №8, 2011г., М., «Творческий центр Сфера»

О.В.Бачина, Л.М. Самородова «Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи». 2009г., М. «Творческий центр Сфера»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативно - методическая работа с воспитателями " Развиваем фонематическое восприятие у старших дошкольников ".

Консультация для воспитателей " Развиваем фонематическое восприятие у старших дошкольников "....

Развиваем фонематическое восприятие, слуховое внимание и память в игре

В моей работе указаны этапы развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Памятка. Серия "Развиваем фонематическое восприятие"

Методическая подборка из памяток для родителей, рассказывающих о необходимости развития фонематического восприятия у етей, а также о разнообразии игр, способствующих развития фонематического слуха[[{"...

"Развиваем фонематическое восприятие у детей с общим недоразвитием речи" Консультация для воспитателей.

Театрализованные игры и упражнения имеют дидактический характер. Использование творческих заданий в общении с детьми должно быть ситуативным, естественным и гармоничным в сочетании с другими ви...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?»...

Что такое фонематическое восприятие и как его развивать

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в серед...