Презентация на тему коррекция звука [j]
презентация к уроку по логопедии (средняя группа) на тему

Филиппова Лилия Николаевна

Практический материал при постановки звука [ j].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_zvuka_j.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекция звука Й [j] . Филиппова Лилия Николаевна

Слайд 2

Классификация в русском языке согласного звука [j] . По наличию или отсутствию вибрации голосовых складок звук [j] - сонорный (звонкий), при образовании которого шум почти не присутствует и преобладает тон голоса; 2) По способу артикуляции звук [j] - щелевой ( фрикативный)

Слайд 3

Классификация в русском языке согласного звука [j] . По месту артикуляции звук [j] – язычно-средненёбный ; 4) По наличию или отсутствию подъема спинки языка звук [j] -мягкий ; По месту резонирования звук [j] –ротовой.

Слайд 4

Нормативное произношение звука [j] Нормальное положение органов артикуляции при произношении звука йот . Губы несколько растянуты, расстояние между резцами примерно 2мм . Кончик языка лежит у нижних резцов. Средняя часть спинки языка сильно поднята к твёрдому нёбу. Задняя её часть и корень продвинуты вперёд. Края языка упираются в верхние боковые зубы. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки колеблются и образуют голос. Выдыхаемая струя воздуха слабая. В зависимости от фонетического положения звука он может артикулироваться при более узкой или более широкой щели.

Слайд 5

Нарушение произношения звука [ j ] Й Йотацизм - А) отсутствие звука; Б) искажение звука (в практике встречается крайне редко).

Слайд 6

Нарушение произношения звука [ j ] Й Парайотацизм – замена звуками И, Л', З, Х’ Недостатки произношения звука j [ й ] встречаются преимущественно у дошкольников и состоят обычно в его замене звуком л' (« ляблоко », « обезляна », « трамваль » вместо яблоко, обезьяна, трамвай; « лёжик », « ружлё » вместо ёжик, ружьё; « любка », « игралю » вместо юбка, играю).

Слайд 7

ЛЕЙКА Звук [j] и буква й в середине слова

Слайд 8

Звук [j] и буква й в середине слова ЗАЙКА

Слайд 9

Звук [j] в конце слова ТРАМВАЙ

Слайд 10

Звук [j] в конце слова МУРАВЕЙ

Слайд 11

Йотированные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я Йотированные гласные – это гласные буквы, обозначающие 2 звука, один из которых [ Й ’] – мягкий согласный . При нарушении звука [ j ] (йот) также страдает произношение йотированных гласных звуков [ jа ]- Я [ jо ]- Ё [ jу ]- Ю [ jэ ]- Е

Слайд 12

БУКВА Е даёт 2 звука - [ Й ’ Э ] ЕЛЬ – [ Й ’ Э ] ЛЬ Е

Слайд 13

БУКВА Ё ДАЁТ 2 ЗВУКА – [ Й ’ О ] Ё ЖИК – [ Й ’ О ] ЖИК Ё

Слайд 14

БУКВА Ю ДАЁТ 2 ЗВУКА – [ Й ’ У ] ЮБКА – [ Й ’ У ] БКА Ю

Слайд 15

БУКВА Я ДАЁТ 2 ЗВУКА – [ Й ’ А ] Я БЛОКО – [ Й ’ А ] БЛОКО Я

Слайд 16

Коррекционная работа над правильным звукопроизношением звука [j] . Основными его задачами являются: развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

Слайд 17

Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия Логопед обращает внимание детей на краткое произнесение звука й ( йот ) в разных словах МОЙ, ПЕЙ, ПЛАВАЙ, КИДАЙ, ЧИТАЙ, ПРЫГАЙ, СЛУШАЙ, ТОПАЙ, ХЛОПАЙ, КИДАЙ, МОРГАЙ, ЛЕЙ, ДУЙ, ПОЙ Логопед предлагает детям произносить эти слова. Постепенно он добивается правильного и отчетливого произнесения каждым ребёнком звука йот в конце слов.

Слайд 18

Статические артикуляционные упражнения для языка «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с.(рис.1) «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 — 15 с. (рис№2) Рис. № 1 Рис.№2

Слайд 19

Статические артикуляционные упражнения для языка «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с .(рис.1) «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с . (рис.2) Рис.№1 Рис.№2

Слайд 20

Динамические артикуляционные упражнения для языка «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. (рис.1) «Качели ». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10 — 15 раз .(рис.2) Рис.№1 Рис.№2

Слайд 21

Другие артикуляционные упражнения для губ и языка Чередование положений губ «Улыбка» – «Хоботок «Заборчик» – «Бублик»

Слайд 22

Формирование произносительных умений и навыков. В задачи этого этапа входит : устранение неправильного звукопроизношения; развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию; формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.

Слайд 23

Постановка звука Й После устранения дефектов произношения свистящих, шипящих и соноров Р, Л, Р', Л'. I способ – по подражанию: А) путем отраженного и сопряженного проговаривания звука Й; Б) от мягкого глухого звука Х’ с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем; В) от гласного звука И в сочетании с гласными А, О, У, Э, с постепенным ускорением.

Слайд 24

Исправление недостатка в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены звука j ( й ) гласным и. Ребенку предлагают произнести сочетания гласных типа иа , аиа , ио , аи, ои и др., несколько протягивая фонему и . Так же произносятся простейшие слова с восходящими и нисходящими дифтонгами: иа — иаблоко ; ио — иожик ; аи — играй; ои — стой и т. п. Далее вводят более трудные слова: маиак , смеиотся , играиут . Наконец, следуют самые трудные: обезиана , пиот , шиут и др. Постепенно длительность гласного и сокращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой.

Слайд 25

II способ - исправление недостатка в простейших случаях может быть достигнуто механическим способом постановки j ( й ) от з От сочетания «за» или «аза» с механической помощью. Ребёнка просят произнести это сочетание, а логопед в это время шпателем приподнимает язык так, чтобы получилось « жя », затем шпатель продвигается вглубь рта, чтобы получилось «Я» . Можно использовать и другие слоги ( зо , зу , зе ). Далее из сочетаний зо , зу , зе , азо , азу, азе получаются слоги jo ( e ), jу ( ю ), jэ (е), аё , аю , ае и т. п.

Слайд 26

Произнесение слогов и слов я-ё-ю-е [ йа-йо-йу-йэ ] ё-ю-е-я [ йо-йу-йэ-йа ] ю-е-я-ё [ йу-йэ-йа-йо ] е-я-ё-ю [ йэ-йа-йо-йу ] ай-ай-ай – май, край, чай, лай ой-ой-ой – бой, зной, пой, твой ей-ей-ей – змей, лей, клей, чей

Слайд 27

ЙОД

Слайд 28

ЙОГУРТ

Слайд 29

ВОРОБЕЙ СОЛОВЕЙ

Слайд 30

ЛАЙКА ЧАЙКА

Слайд 31

БАЛАЛЛАЙКА ЯЙЦО

Слайд 32

Формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей. ЗАЙКУ БРОСИЛА ХОЗЯЙКА – ПОД ДОЖДЕМ ОСТАЛСЯ ЗАЙКА СО СКАМЕЙКИ СЛЕЗТЬ НЕ СМОГ ВЕСЬ ДО НИТОЧКИ ПРОМОК .

Слайд 33

Формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей . Андрей-воробей, Не гоняй голубей! Голуби боятся, На крышу не садятся !

Слайд 34

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: «Коррекция нарушений фонематического восприятия у детей с ОНР»

Что такое фонематическое восприятие? «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватыва...

Презентация на тему "Автоматизация звука [С]"

Задачи: 1.Освободить лицевые мышцы от компенсаторных движений.2.Развивать подвижность мягкого нёба.3.Увеличивать силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи..4.Улучшить деятельность артик...

Презентация по теме "Автоматизация звука [Р]"

Презентация по теме "Автоматизация звука [Р] в слогах и в начале слова " рекомендована  учителям-логопедам, работающим с детьми с нарушением зрения. В презентации  использована наг...

Презентация на тему "Дифференциация звуков З - Ж"

В презентации в сжатой форме отражены основные  этапы дифференциации звуков З - Ж. Форма презентации позволяет использовать данный продукт как на занятии (уроке), так и в индивидуальной работе....

Презентация на тему: "Дифференциация звуков Ж, З, С, Ш" для детей старшего дошкольного возраста

Презентация на тему: "Дифференциация звуков Ж, З, С, Ш"  для детей старшего дошкольного возраста....

Презентация на тему: Автоматизация звука [P] в открытых слогах в начале слова

Автоматизация звука р в слогах.Ваш ребенок уже научился правильно произносить изолированный звук Р, то есть громко рычать, как тигр: ррррррр..., но никак не хочет вставлять его в слова? Давайте попроб...