Проект "Учимся вместе"
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Чекашова Лариса Николаевна

Повышение уровня компентентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логопедический проект 50.66 КБ

Предварительный просмотр:

                 Автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  познавательно-речевого  развития детей № 6 «Сказка» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
городской округ город Радужный

«Учимся вместе»

Логопедический проект

Учитель – логопед: Чекашова Л. Н.

г. Радужный 2014

Логопедический проект «Учимся вместе»

«Недооценка своевременного исправления

речевых дефектов у детей приводит  впоследствии

к трудностям в овладении письмом и чтением.

Такой ребенок будет постоянно отстающим в школе,

будет страдать от того, что его старания

не приводят к положительному результату.

Его вины здесь нет.

Виноваты только родители, считавшие,

что малыш вырастет и «выговорится».

 В.А. Сухомлинский

Проблема

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья «закрыты», друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. 

В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей:

  • С адекватной позицией;
  • С неадекватной позицией.

При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.

Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем. 

Выделяется часть родителей, позиция которых также неадекватна. Они преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперрефлексию на дефект. Такие родители постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности. В результате может возникнуть комплекс явлений, обозначаемых в специальной литературе как поведенческий и речевой негативизм. 

Родителям с гиперрефлексией на дефект ребенка важно объяснить, что коррекция будет результативнее, если ребенок почувствует себя более спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть поначалу небольших успехов.

В ходе логопедической работы необходимо:

  • Помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;
  • Разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа;
  • Подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Актуальность

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы  дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
  • необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе.

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Цель проекта: 

  • Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, формирование положительного эмоционального настроя родителей  на совместную с педагогом работу по обучению и воспитанию детей.

Задачи проекта:

  • Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
  • Обучение родителей практическим приемам работы  с детьми;
  • Повышение уровня самосознания и заинтересованности родителей  в занятиях с детьми;
  • Заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда»;
  • Выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.

Ожидаемые результаты:

  1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха».
  2. Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
  3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Длительность проекта:

долгосрочный  сентябрь – май 2014г.

Участники проекта: 

  • учитель-логопед,
  • дети старшего дошкольного возраста,
  • родители,
  • педагоги.

                             Эффективность данных результатов

Для детей

Для родителей

Для педагогов

Для ДОУ

- положительная динамика речевого развития;

- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;

- индивидуальный подход к каждому ребенку.

- положительная оценка деятельности ДОУ;

- готовность и желание помогать ДОУ;

- использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время.

- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;

- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

- удовлетворенность собственной деятельностью;

- качественно организованная система повышения квалификации;

- учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов

- благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.

               

Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями

  • Родительские собрания;
  • Семинары-практикумы;
  • Мастер-классы;
  • Консультирования (индивидуальные, совместные);
  • Анкетирование;
  • Совместные занятия;
  • Речевые праздники;
  • Дни открытых дверей;
  • Викторины;
  • Конкурсы;
  • Выставки;
  • Родительские уголки.

Работа по взаимодействию учителя-логопеда и родителей

по речевому развитию детей

I этап — подготовительный (информационно-аналитический)

Задачи:

  • Выявление образовательных потребностей родителей и уровня их компетентности в вопросах речевого развития ребёнка (анкетирование);
  • Анализ особенностей семьи и выявление характерных черт семейного воспитания и выработка индивидуального подхода к ребёнку;
  • Сбор анамнестических сведений о ребенке;
  • Подбор методических  и наглядных материалов для работы с учётом индивидуального психофизического развития детей (подбор упражнений для развития мелкой моторики, дыхания, губ и языка);
  • Установление единых требований к ребёнку логопеда, педагогов и родителей.

Для решения этих задач начали работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных,  проанализировали особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявили уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 

II этап — основной (практический).

Задачи:

  • Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников. 
  • Привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе,
  • Закрепление и автоматизация полученных во время логопедических занятий знаний, речевых умений и навыков в повседневной жизни

Средства и методы проекта:

  • Проведение семинара-практикума; мастер – класса; консультаций; дня открытых дверей;  праздников; конкурсов; выставок;
  • Проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
  • Создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал); домашней игротеки;
  • Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках);
  • Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

III этап — заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
  • Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов, родителей.

Перспективный план реализации проекта

N п/п

Формы и
методы работы

Содержание работы

Результат

Срок

Ответст-венный

I. Подготовите-льный

этап

(информа-ционно – аналитический)

Анкетирование

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития

Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика»

Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку, посещающего логопункт

Анкета для родителей

Сентябрь

Учитель -логопед

II этап основной

(практический)

Мастер-класс «Артикуля-ционная гимнастика».

Рекомендации по выполнению артикуляцион-ной гимнастики

Протокол проведения отзывы родителей.

Октябрь

Учитель-логопед

Мастер-класс «Речевое дыхание основа правильной речи»

Презентация с практической частью.

Протокол проведения, отзывы родителей

Ноябрь

Учитель-логопед

Семинар-практикум
«Пальчиками играем - речь развиваем»

Презентация о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

Протокол проведения семинара-практикума, отзывы родителей

Декабрь

Учитель-логопед

«День открытых дверей»

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются.

Отзывы родителей.

Февраль

Учитель-логопед

Семинар-практикум «Развиваем фонематичес-кий слух»

Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей

Протокол проведения отзывы родителей.

Март

Учитель-логопед

Выставка «Умелые ручки – язычку помогают»

Развитие мелкой моторики

Выставка поделок

Март

Учитель-логопед

Викторина

«Что? Где? Когда?»

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях, вручение дипломов

Отзывы родителей

Апрель

Учитель-логопед

Родительское собрание

Ознакомить родителей с результатами проведения коррекционной работы. Награждение родителей выпускников благодарностями

Май

Учитель - логопед

«Домашняя игротека»

Знакомить родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей.

Картотека игр и упражнений

Ежемесяч-но

Учитель-логопед

Индиви-дуальные консультации

Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам

Журнал регистрации консультаций для родителей

Еженеде-льно

Учитель - логопед

Оформление информацион-но -методического стенда «Уголок логопеда»

Теоретический материал, направленный на  формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей

Анкета для родителей

Ежемесяч-но

Учитель - логопед

III. Заключи-тельный (контрольно – диагностичес-кий)

Мониторинг
(анкетирова-ние)
работы логопеда с родителями

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей

Апрель

Учитель - логопед

Мониторинг детей

Выявление уровня речевого развития детей

Логопедичес-кая диагностика

Май

Учитель - логопед

Результаты работы:

  • Выросла заинтересованность и степень участия родителей в коррекционной работе с детьми.
  • Повысилась педагогическая компетентность родителей по вопросам речевого развития детей.
  • Возросла активность детей при совместной работе с родителями.
  • Улучшилась  динамика речевого развития детей.
  • Сформировались творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.
  • Развились  эмоционально – позитивные отношения между родителями и детьми, родителями и учителем - логопедом.
  • Возросла степень удовлетворённости родителей работой логопеда.

Результативность   работы   с родителями:  

Начало года

Компетентность   - 17%

Заинтересованность  - 27 %

Активность  - 44 %

        

Конец года

Компетентность   - 34 %

Заинтересованность  - 54 %

Активность  - 34 %

        Таким образом, из результатов анализа видно, что большинство родителей, показывает на начало года сравнительно невысокий уровень педагогической компетентности, считают, что дефект не столь серьёзен и может пройти спонтанно. Такому же большинству родителей не хватает грамотности, они видят дефект поверхностно, обращая внимание лишь на произносительную сторону речи. В последнее время появляются родители, которые проявляют якобы осведомлённость и огромный интерес к процессу коррекции, сетуют, если он затягивается, но на самом деле, дома с ребёнком практически не занимаются.

На конец года результаты незначительно улучшились, это говорит о необходимости проведения просветительской работы с родителями, привлекая внимание родителей к проблеме ребёнка.

Список литературы:

1. Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.

2. Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.

3. Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.

5. Миронова С.А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.

6. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.

7. Вакуленко Л.С., Верещагина Н.В. Вариативность организованной совместной деятельности в детском саду.СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013.

8. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.

9. Горшенина В.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания.М.,2010

10. Иванова А.И. Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка // Логопед. 2004. №4

11. Козина И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников. М.,2009.

12. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., 2012.

13. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.

14. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2007.

15. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. 2011. № 1

16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».

 Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...

Вместе с мамой, вместе с папой

Консультативный центр...

Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"

Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...

Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".

«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий         Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...

"Вместе с папой, вместе с мамой"

Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....

Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"

Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...