Статья на тему: «Система работы по формированию аналитико-синтетической активности детей как предпосылки к овладению грамотой у дошкольников с ОНР».
статья по логопедии ( группа) на тему

Автор: Песоцкая Наталья Александровна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 267", г. о. Самара

Описание материала: Предлагаю вам статью на тему: " Система работы по формированию аналитико-синтетической активности детей как предпосылки к овладению грамотой у дошкольников с ОНР". Данный материал будет полезен учителям-логопедам ДОУ. В данной статье описывается система работы по формированию аналитико-синтетической активности детей с ОНР".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_pesotskoy.docx55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Система работы по формированию аналитико-синтетической активности детей как предпосылки к овладению грамотой у дошкольников с ОНР».

Автор: Песоцкая Наталья Александровна, учитель – логопед МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 267», г.о. Самара

Описание материала: Предлагаю вам статью  на тему: «Система работы по формированию аналитико-синтетической активности детей как предпосылки к овладению грамотой у дошкольников с ОНР ». Данный материал будет полезен учителям - логопедам ДОУ. В данной статье описывается система работы по формированию аналитико-синтетической активности дошкольников с ОНР».

Статья на тему: «Система работы по формированию аналитико-синтетической активности детей как предпосылки к овладению грамотой у дошкольников с ОНР ».

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

  В соответствие с ФГОС содержание ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать образовательные области. Одной из этих областей является речевое развитие.

          Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры. Оно направлено на обогащение активного словаря, на развитие связной, грамматически правильной диалогической  и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, а также на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

          Одним из компонентов речевого развития является звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, о котором впервые упомянул  К. Д. Ушинский. Если мы хотим, чтобы ребенок освоил письменную речь (чтение и письмо) легко и быстро, а также избежал нарушений письменной речи в школьном возрасте, следует сформировать у него фонематический анализ и синтез.

По мнению Эльконина Д.Б., фонематический анализ, во-первых, это выяснение порядка следования фонем в слове; во-вторых, установление различительной функции; в-третьих, выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

 Фонематический синтез - это мыслительный процесс соединения звуков  в целое слово.

Фонематический анализ и синтез требует планомерного специального обучения.

У детей  с ОНР отмечается  нарушенное формирование всех компонентов речевой системы (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте). При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.

Р.Е. Левина отмечает, речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Можно выделить три уровня ОНР. Первые два характеризуют более глубокие степени нарушения, а на третьем, более высоком уровне у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, которые указывают на системное нарушение речевой деятельности.

  Речь детей с ОНР малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Исходя из этого,  дети с общим недоразвитием речи с трудом овладевают операциями фонематического анализа и синтеза: отмечаются ошибки при выделении звука из слова, определении последовательности, места, количестве звуков в слове, а также ошибки при синтезе звуков в слова.

Таким образом, работа над формированием аналитико-синтетической активности у детей с ОНР  должна строиться с учетом описанных выше особенностей детей.

Анализируя практическую деятельность ДОУ, можно выделить недостатки в результатах, в основном процессе, в условиях профессиональной деятельности:

Анализ недостатков в результатах:

Анализ недостатков в основном процессе:

Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:

У многих  дошкольников отсутствует или недостаточная мотивация к коммуникативной деятельности;

Отсутствует учет познавательных потребностей детей воспитателями при индивидуальных формах работы;

Отсутствует выбор доступного теоретического материала и наглядности по формированию начальных представлений аналитико-синтетической активности для детей дошкольного возраста с ОНР;

У многих детей отмечается недоразвитие фонематического слуха;

Использование недостаточно эффективных форм и методов работы в индивидуальной и групповых формах работы;

Ограничение технических и демонстрационных возможностей;

Недостаточно сформированы операции фонематического анализа и синтеза у большинства детей;

Несоблюдение последовательности работы по формированию фонематического анализа и синтеза.

Нехватка квалифицированных педагогических кадров;

У многих дошкольников нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слова, которые мешают осуществлять фонематический анализ слов;

Недостаточное количество методических пособий, дидактических и мультимедийных игр, новых разработок.

Недостаточный уровень развития словесно-логического мышления у многих детей.

Исходя из перечисленных  недостатков, можно сказать о том, что  в  системе работы не учитываются потребности детей, отсутствует тесная взаимосвязь между участниками образовательного процесса. Всё это затрудняет процесс формирования аналитико-синтетической активности. Присутствует явное противоречие между возможностями ДОУ и требованиями со стороны Государства, общества, семьи.

          2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

          На основе проведенного анализа  можно выделить профессиональную проблему. Решение её позволит устранить недостатки в образовательном процессе. Для формирования звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста с ОНР необходимо включение в систему работы специалистов ДОУ, родителей дошкольников, которые стимулировали бы  аналитико-синтетическую деятельность детей.

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом результаты освоения детьми образовательной области «речевое развитие» представляют возможные достижения ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.

Новые образовательные результаты

Целевой ориентир

Конкретизация в соответствии с возрастом и темой

Пример проявления качества в действии и речи ребенка

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Активно принимает участие в организации и проведении с/р игр («Семья», «Больница» и др.)

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры

Участвует в словесных, дидактических играх («Логопедическое ЛОТО», «Найди нужное слово», «У кого хороший слух»). Выполняет отличные работы по аппликации, лепке, ИЗО. Самостоятельно организует и активно участвует в подвижных играх.

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

ребёнок умеет различать и дифференцировать на слух и в произношении все формы родного языка. Осознанно контролирует звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять и определять звуковые элементы слова. Распределяет внимание между различными звуковыми и слоговыми элементами. Умеет удерживать в памяти порядок звуков, слогов и слов, их позицию в слове и предложении, тексте

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

         у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

Создаёт изображение мелкими обрывками цветной бумаги: «Цветная мозаика», раскрашивает мелкими штрихами, штрихует, использует в игровой деятельности мозаики разных видов, отлично выполняет все пальчиковые игры. Оречевляет свои действия. Участвует во всех видах соревнований, эстафетах, подвижных играх.

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Пересказывая небольшие произведения, сказки, размышляет, рассуждает, задаёт вопросы. Самостоятельно выполняет  практическую деятельность.

Работа, направленная на формирование аналитико-синтетической активности, является решающим фактором в предупреждении нарушений чтения и письма.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

        Для успешного формирования аналитико-синтетической активности дошкольников с ОНР необходимо внести изменения в систему работы по данному образовательному процессу, в соответствии с ФГОС, учитывая личностно-ориентированный подход, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

        Работа в ДОУ ведётся по основной образовательной программе ДОУ -  « От рождения до школы» (под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы и др.) Коррекционная работа в данном учреждении ведётся по программе  Филичивой Т.Б, Чиркиной Г.В, Тумановой Т.Т «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей».  

  Формирование  аналитико-синтетической активности у дошкольников должно проходить через всю деятельность детей в детском саду. Работа должна быть осуществлена всеми специалистами ДОУ: логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем, психологом. Также важна согласованность в работе всех педагогов ДОУ и родителей. Логопед является координатором логопедической деятельности, т.к. формирование аналитико-синтетической активности невозможно без коррекции других сторон речи ребенка.

Логопедическая работа по формированию аналитико-синтетической активности  осуществляется по следующим направлениям:

  • Развитие фонематического восприятия. Работа ведется в следующем порядке: узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем; развитие элементарных форм звукового анализа. Знания, умения и навыки, сформированные логопедом, закрепляются другими специалистами и родителями. Для этого воспитатели повторяют задания логопеда, (используют игры, например, «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?»), для родителей проводятся открытые занятия, консультации и видео-консультации по скайпу.
  • Работа над звукопроизношением. Необходимо устранить  недостатки в произношении фонем (замены, искажения, пропуски, смешения звуков). Работа по постановке и автоматизации  звуков ведётся параллельно с работой по формированию звукового анализа и синтеза. Знания, умения и навыки закрепляются специалистами и родителями во всех видах деятельности.
  • Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков.

Различение  между собой  звуков речи: гласных и согласных (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие). Выделение звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги в слова. Умение определять последовательность, место  звуков в слове и количество слогов. Придумывание слов на заданный звук или слог. Умение называть все звуки в слове по  порядку. Помимо формирования фонематического анализа и синтеза, необходимо развивать слоговой, языковой анализ и синтез, знакомить детей с ударением, интонацией.

Формирование аналитико-синтетической активности начинается в средней группе, а основная работа проводится в старшей и подготовительной группе.

В средней группе, опираясь на развитие фонематического восприятия, работу над правильным звукопроизношением и слоговую структуры слова происходит формирование простых форм анализа и синтеза. Происходит формирование умения осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков, а далее — звуков, в отношении которых проводится коррекционная работа.

Развитие простых форм фонематического анализа: выделение ударного гласного в начале слова; выделение звука из слова; определение последнего и первого звуков в слове, обучение фонематическому анализу и синтезу звукосочетаний, формирование фонематических представлений (подбор картинок, слов на заданный звук).

В старшей группе продолжается и усложняется работа по развитию фонематического анализа и синтеза. Отрабатываются навыки элементарного фонематического анализа и формируется способность к осуществлению более сложных его форм.
Развитие простых форм фонематического анализа (выделение ударного гласного в начале слова, выделение звука в слове, определение последнего и первого звука в слове).

Совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза звукосочетаний (например, АУ) и слов (например, ум).

Совершенствование фонематических представлений.

Формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец); последовательность и количество звуков в словах. Обучение детей осуществлению фонематического синтеза. Совершенствование фонематических представлений (по картинкам и по представлениям).

Знакомство детей с понятиями «слово» и «слог» (как часть слова).

В старшем дошкольном возрасте начинается знакомство детей с буквами (без их алфавитного названия).

В подготовительной группе  продолжается работа по формированию сложных форм анализа и синтеза. Предлагаются упражнения, направленные на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. Усложняется анализ и синтез слов.

Дети пробуют вставлять пропущенные буквы в напечатанных карточках, читать слоги в специально вставленных лентах-полосках, составлять из этих слогов слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного.

Сформированные на занятиях логопеда речевые умения закрепляются другими педагогами и родителями.

Работа воспитателей организуется в различных видах деятельности:

-игровая: возможно разыгрывание различных ситуаций: букву украли, потерялась, какая-либо проблема (беда, что-то не получается) у буквы, помочь букве добраться куда-то, победить кого-либо и т. д. Ситуация разыгрывается с использование различных персонажей, героев сказок, мультфильмов.

-коммуникативная: во время занятия дошкольники состязаются в командах, активно взаимодействуют друг с другом.

-познавательно-исследовательская деятельность: во время занятий по подготовке к обучению грамоте дети активно исследуют объекты окружающего мира: манипуляции с макетами бук, изготовленных из различных материалов, ощупывание «шершавых» букв, формирование представлений об образе букв, написание букв на песке, манной крупе, отбор спрятанных в песке фигурок, в названии которых встречается заданный звук. Разглядывание сюжетной картины, и нахождение на ней объектов, начинающихся с заданных звуков.

-восприятие художественной литературы. Чтение фонетических сказок о звуках, чтение рассказов, фонетически насыщенных изучаемым звуком, прослушивание аудиосказок по теме занятий.

-конструирование: выкладывание образа буквы из различных материалов (бусины, пуговицы, косточки от фруктов, нитки, счетные палочки, магнитные фигурки, мозаика, крышки от пластиковых бутылок, спичка, камушки, бумажные модули, построение букв из конструктора, природного материала.

-изобразительная деятельность: рисование «портрета» буквы, прорисовывание и дорисовывание букв, раскрашивание специально подобранных раскрасок. Лепка образа буквы из пластилина, соленого теста. Аппликация из различных материалов (крупы, макаронные изделия, цветная бумага, пластилин, нитки, блестки).

-музыкальная деятельность: пропевание «песенки звука», прохлопывание ритма.

-двигательные формы активности: перемещения во время занятия, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, пропрыгивание дорожки слогов, построение буквы собственным телом.

         Необходимо помнить, что очень важным является формирование мотивации  к самостоятельной деятельности по развитию  звуковой аналитико-синтетической деятельности детей. Способствует этому  организация развивающей предметно-пространственной среды. Среда является важным фактором воспитания и развития ребёнка.  Согласно ФГОС  среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения, реализацию различных образовательных программ.

           Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Такая организация пространства позволяет  чередовать игровую деятельность детей  в течение  дня, а педагогу дает возможность эффективно организовать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.

Характеристика изменений в средствах обучения и воспитания.

          Для более успешной организации работы по формированию звуковой аналитико-синтетической деятельности детей следует использовать:

  • дидактические пособия:  разрезная азбука, разрезные слоги и наборное полотно;
  • дидактические и настольные игры по теме;
  • мультимедийные пособия;
  • магнитофон для отработки произношения звуков, а также для воспроизведения записей выразительной речи, главным образом художественных произведений;
  • технические средства: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Характеристика изменений в контроле

         Контроль за формированием звуковой аналитико-синтетической деятельности  должен осуществляться по трём направлениям: формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности у детей, осуществление этой деятельности воспитателями, участие в данной деятельности родителей.

          Анализируя результаты контроля планируется дальнейшая деятельность ДОУ.  В ДОУ учитель-логопед проводит мониторинг по формированию звуковой аналитико-синтетической деятельности с помощью речевой карты, разработанный Филичевой Т.Б., Чиркиной. Обследование происходит в начале, середине и конце учебного года.

Показатель

Автор, диагностика

Цель диагностики

  1. Уровень сформиронности фонематического восприятия

Речевая карта, разработанная Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.

Изучить умение различать на слух слова-паронимы.

  1. Уровень сформированности фонематических представлений

Изучить умение определять наличие заданного звука в словах.

  1. Уровень сформированности фонематического анализа

Диагностировать навыки определять место звука в слове, количество звуков в слоге-слове, последовательность звуков в слоге-слове.

  1. Уровень сформированности фонематического синтеза.

Изучить способность составлять слова из предложенных звуков.

        Контроль за деятельностью специалистов осуществляется при помощи журнала взаимодействия специалистов.

Контроль за деятельностью родителей осуществляется при помощи журнала взаимодействия с родителями и индивидуальных тетрадей.

5.   Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижения новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

        Согласно ФГОС требования к условиям организации Программы включают требования к кадровым, научно-методическим, материально-техническим, нормативно-правовым, информационным, организационным условиям реализации Программы.

Кадровые изменения:

  • знакомство работников с новыми программами и технологиями и их применение на практике;
  • профессиональная подготовка на курсах повышения квалификации не реже, чем каждые три года в образовательных учреждениях;
  • участие в районных и окружных методических мероприятиях;
  • обмен педагогическим опытом на педагогических советах;

Научно-методические изменения:

  • Посещение и участие в мероприятиях, направленных  на повышение педагогического опыта;
  • Организация в ДОУ ПМПк, своевременное выявление детей, имеющих нарушения в формировании аналитико-синтетической активности;
  • Составление картотеки тематических игр для детей («Поезд», «Домики», «Слоговое лото», «Звуковое лото», «Лабиринт» и т.д.);
  • Выбор новых современных эффективных средств и форм работы (в том числе с применением ИКТ) с воспитанниками, педагогами, родителями  по данной теме (сайт детского сада, буклеты, электронная почта, проектор, интерактивная доска и т. д.0;
  • Пополнение библиотеки ДОУ новыми разработками по данной теме.

  Материально-технические изменения:

  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Речевое развитие»;
  • Подбор         дидактических игр, видеоматериалов по теме;
  • Приобретение методической литературы по проблеме;
  • Использование технических средств обучения (компьютеры, проекторы, интерактивная доска).

  Нормативно-правовые изменения:

  • Внесение изменений в годовой план по образовательной области «Речевое развитие»;
  • Внесение изменений в календарно-тематическое планирование;
  • Учет приказа МИНОБРНАУКИ России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября  2013 года;
  • Учет Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Учет Конституции РФ;
  •  Внесение изменений в годовой план по образовательной области «Речевое развитие» с учетом заключенных договоров по оказанию образовательных услуг.

  Информационные изменения:

  • Размещение информации на стендах ДОУ и  в каждой группе по теме «Речевое развитие»;
  • Проведение дней открытых дверей в ДОУ для знакомства с системой работы по формированию звуковой аналитико-синтетической деятельности  у дошкольников;
  • Индивидуальные и групповые интернет-консультации по скайпу;
  • Фотоотчёты о работе специалистов на сайте ДОУ;
  • Привлечение родителей к участию в детской проектной деятельности.

Организационные изменения

  • Вовлечение родителей в образовательный процесс;
  • Организация уголков речевого развития;
  • Организация ПМПк в ДОУ;
  • Приглашение и участие  родителей на совместные с детьми праздники, конкурсы.

Тезаурус

Система - структура, представляющая собой единство закономерно расположенных и функционирующих частей.

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. 

Фонематический анализ - это выяснение порядка следования фонем в слове; во-вторых, установление различительной функции; в-третьих, выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Фонематический синтез - это мыслительный процесс соединения звуков  в целое слово.

Список используемой литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Основная Общеразвивающая Программа дошкольного образования «От рождения до школы» (по редакцией М,А. Васильевой, Н.Е. Вераксы)
  3. «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» (под редакцией Филичева Т.Б., Чиркина Г.В, Туманова Т.В)
  4.  Конвенция о правах ребёнка (05.12.1989г.)
  5. Закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012г.)
  6. Занятия по развитию речи в детском саду. /Под ред. О. С. Ушаковой. –М. : Совершенство, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  (1 слайд) Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы.    (2 с...

Статья на тему: "Организация работы по формированию безопасного поведения у детей-дошкольников"

         Актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения,...

Доклад на тему: «Система работы по формированию выразительности речи дошкольников при чтении стихотворений».

В настоящее время педагоги дошкольных учреждений довольно часто сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. Особенно это заметно при подготовке воспитанников к выступлениям...

Педагогический проект на тему "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Предлагаю вашему вниманию педагогический проект "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисов...

Работа по формированию аналитико-синтетической активности при подготовке детей к обучению грамоте начинается со 2-ой младшей группы.

Работа по формированию аналитико-синтетической активности при подготовке детей к обучению грамоте начинается со 2-ой младшей группы....

Проблема формирования аналитико-синтетической деятельности у детей с ОНР

Данная курсовая работа является результатом моего обучения на курсах повышения квалификации по теме: «ДИАГНОСТИКА, КОРРЕКЦИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИ...

Сообщение на тему : «Система работы по формированию навыков общения у детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому проблема формирования навыков общения у детей младшего возраста при помощи игры является актуальной....