Консультация для педагогов "Хорошо ли быть левшой?"
консультация по логопедии ( группа) на тему

Алисова Елена Ивановна

Хорошо ли быть левшой?

Рука самым тесным образом связана с мозгом, причем связь эта перекрестная -правая рука связана с левым полушарием, а левая рука - с правым.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horosho_li_byt_levshoy.docx52.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 34 станицы Ленинградской

муниципального образования Ленинградский район

Учитель-логопед

Алисова Е. И.

Рука самым тесным образом связана с мозгом, причем связь эта перекрестная -правая рука связана с левым полушарием, а левая рука - с правым.

У подавляющего большинства людей (95%) ведущей является правая рука и в связи с этим речевые зоны развиваются в левом полушарии. Но ведь есть на свете и левши - люди, у которых ведущей, более активной оказывается левая рука. Как обстоит дело с ними? Хорошо или плохо быть левшой? Какое это имеет влияние на развитие речи?

Исследования, которые проводились в этом направлении, свидетельствуют о том, что тенденция пользоваться преимущественно правой или левой рукой отмечается только у людей. Животные примерно с одинаковой частотой пользуются обеими лапами.

Очень интересные данные о развитии праворукости у людей собраны археологами. Изучение орудий труда и оружия каменного века обнаружило среди них равное количество приспособленных для правой и левой рук. Две трети предметов обихода и орудий более позднего, бронзового века уже оказываются приспособленными для правой руки. Многие ученые объясняют развитие праворукости нуждами военной деятельности людей - левой рукой они прикрывали с помощью щита сердце, а правой наносили удар.

В исследованиях, проводимых на детях первых месяцев жизни, не удается установить превалирование функций той или другой руки. Только приблизительно к восемнадцатимесячному возрасту одна рука становится более активной по сравнению с другой. В этом большую роль играет обучение - ребенка учат брать вещи правой рукой, махать при встрече и прощании правой рукой и т.д. Пользование левой рукой, наоборот, часто запрещается. Так малыш приучается к действиям главным образом правой рукой.

Преимущественное пользование правой или левой рукой обуславливает формирование речевых зон в правом или левом полушарии мозга. При этом у левшей все обстоит не так просто. Дело в том, что левши являются, по сути дела, амби-декстрами, т.е. людьми. Имеющими две правые руки: ведь левшу все время заставляют что-то делать правой рукой, а он стремится все делать левой. Таким образом у него тренируются обе руки, а это влечет за собой формирование речевых областей в обоих полушариях мозга. Однако в зависимости от того, какая рука работает все же больше, развитие речевых зон в противоположном полушарии будет на более высоком уровне, а в одноименном полушарии - несколько ниже.

Невропатологи говорят о том, что развитие речевых зон в обоих полушариях является своего рода страховкой от потери речи в случаях травм черепа, кровоизлияний в мозг и т.д. Если у левши пострадало левое полушарие, он сохраняет речь, поскольку у него и правое полушарие имеет развитые речевые зоны; если же у него пострадало правое полушарие - выручает левое, в котором тоже имеются речевые зоны.

И.П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением; он напоминал, что среди выдающихся людей большое количество левшей (вернее амбидекстров).

В играх следует равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а выполнение различных действий в повседневной жизни как-то распределять между правой и левой руками.

Еще раз хотим напомнить: если ребенок леворукий, не следует ставить задачу переделать его в правшу - надо просто принять меры к тому, чтобы его правая рука стала более активной. Лучше всею это достигается в играх. Например, в левую руку ребенку дают автомобильчик, а в правую - самолетик и ставят задачу: скорее добраться до указанного места. Ребенок понимает, что самолет летит быстрее, и он будет активнее действовать правой рукой, а левую станет притормаживать -конечно, автомобиль придет позже!

Подбирая аналогичные игры и занятия, можно добиться усиления функций отстающей правой руки, при этом не будет никаких побочных неприятных последствий. Ведь нельзя забывать, что грубая переделка левши в правшу влечет за собой развитие расстройств речи и чаще всего заикания, (это еще одно доказательство теснейшей связи функций руки и речи.)

Итак, если даже речь ребенка развивается хорошо, все же позаботьтесь о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает. То обратите особое внимание на тренировку его пальцев.

Надо ли переучивать левшу?

Верно ли, что леворукими становятся те дети, которых мать в первый раз приложила к левой груди?

Это мнение довольно распространенное, но совершенно неверное. Исследования показали, что леворукость предопределяется еще до рождения.

Если у грудного ребенка обнаружена леворукость, стоит ли показать его детскому невропатологу?

Леворукость не болезнь, и, если нет каких-либо тревожащих симптомов, в наблюдении невропатолога ребенок не нуждается. Другое дело, если у ребенка вы замечаете и повышенную возбудимость, склонность к судорогам, недержание мочи. Тогда, конечно, консультация невропатолога необходима.

Если леворукий ребенок, которого переучивают, стал нервным, как бороться с этим?

Прежде всего, обратиться к врачу. Назначив соответствующее лечение, он, возможно, посоветует отказаться от переучивания ребенка. Обе эти меры в комплексе могут оказаться более эффективными, чем каждая в отдельности.

Если ребенка уже начали переучивать и он стал привыкать писать правой рукой, как быть дальше?

Все зависит от того, как ребенок сам воспринимает переучивание. Если не нервничает, не стремится писать левой рукой — тогда можно считать, что все обошлось благополучно. Если же ребенка тяготит переучивание, надо его прекратить. Есть наблюдения, когда школьники старших классов и даже студенты, которых в детстве переучили, легко вернулись к письму левой рукой.

Как   убедить   воспитателя   детского   сада   или учителя, что переучивать леворукого ребенка не надо?

Вероятно, разумнее всего в этих случаях призвать на помощь авторитет врача. Надо сказать, что работники многих дошкольных учреждений, школьные учителя с готовностью откликнулись на призыв медиков и уже не пытаются переучивать леворуких детей. Хочется надеяться, что общими усилиями врачей, родителей, педагогов удастся достигнуть этого повсеместно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей БЫТЬ ЗДОРОВЫМ МОЕ ПРАВО

Как педагоги могут защищать право ребенка на свежий воздух...

Консультация для родителей «Хорошие родители важнее хороших педагогов»

Консультация для родителей " Хорошие родители важнее хороших педагогов"...

Консультация для педагогов "Хорошая речь"

значение фольклора в развитие речи дошкольников...

Консультация для родителей "Хорошо здоровым быть"

laquo;Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека»...

Консультация для педагогов: "Что значит быть воспитателем?"

Еще в 19 веке немецкий педагог Фридрих Адольф Дистервег писал: «Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт».Врачи и учителя всегда были элитой общества. Если кто...