Зачетный проект «Использование возможностей сказки в работе логопеда»
проект по логопедии ( группа) на тему

Лавренова Ольга Сергеевна

В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. В поисках новых форм и методов работы происходит интеграция в логопедию знаний смежных дисциплин и инновационных технологий. Одной из таких форм является сказкотерапия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Зачетный проект

слушателя курсов повышения квалификации

учителей-логопедов ДОО

по дополнительной профессиональной общеобразовательной программе

«Логопедия в условиях реализации ФГОС ДОО» по теме: «Использование возможностей сказки в работе логопеда»

16.03.02 – 31.03.2016 г. (108 ч.)

Учителя – логопеда, МБДОУ №141

Лавреновой Ольги Сергеевны

г. Воронеж 2016


Использование возможностей сказки в работе логопеда.

В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. В поисках новых форм и методов работы происходит интеграция в логопедию знаний смежных дисциплин и инновационных технологий. Одной из таких форм, выбранных мною, является сказкотерапия.

Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.

Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в ДОУ для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения, развития эмпатии, формирования моделей выражения основных эмоций и чувств, овладение навыками управления своим поведением, творческой активности, воспитания нравственности.

Изучив психолого-педагогическую литературу я выделила для себя метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Цель: использование эффективных методов и приемов сказкотерапии для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  • Разработать концептуальные положения данной проблемы.
  • Разработать серию логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста с элементами сказкотерипии.
  • Создать предметно-развивающую среду.

Вся работа построена с опорой на общедидактические принципы (принцип систематичности и последовательности; принцип сознательности и активности), принципы специальной педагогики (принцип развивающего обучения; принцип наглядности; принцип коррекционной направленности) и принципы логопедии (принцип дифференциального подхода; принцип формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения; онтогенетический принцип).

В своей логопедической практике использую следующие формы работы комплексной сказкотерапии:

1.Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).

2.Рассказывание сказок (групповое: придумывание “по кругу”, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).

3.Постановка сказок (игры-драматизации).

4.Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).

5.Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс -   статическое, психодинамическое)

6.Куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).

7. Сказочная имидж-терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).

8. Рисование сказок (спонтанное “волшебное” рисование).

Элементами сказкотерапии являются – медитации на сказку (статическое или психодинамическое погружение) так называемые психодинамические медитации. Психодинамические медитации направлены на выражение и проявление различных эмоций, улучшают и активизируют выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, и гармонично развивают личность ребенка. Виды психодинамических медитаций: перевоплощение, пантомимические этюды, погружение в различные стихии, изображение растений, упражнения с зеркалом, танец, упражнения с тканью.

1)Перевоплощение. 

1. Перевоплощение в живое существо.

Цель: Снятие напряжения, активизация воображения

Представьте себе, что вы находитесь в сказочном лесу. В этом лесу живет много разных животных. Изобразите зайца, волка, лису, медведя, змею, собаку, кошку, лягушку, жирафа, цаплю, крокодила. А теперь мы превращаемся в сказочных птиц и летим, свободно машем крыльями. У нас сильные и крепкие крылья, птицы летят свободно и легко. (8 слайд)

2. Перевоплощение в неживое существо.

Превращение в камень. Дети могут бегать, изображать животных, собирать воображаемые цветы, т.е. активно двигаться. По сигналу ведущего дети замирают, превращаясь в камень. При этом они принимают либо эмбриональную позу (садятся на корточки, обхватывают руками колени и прячут голову), либо садятся на колени и прижимаются к земле. Этот прием хорошо применять в сказочном путешествии, когда неожиданно появляется кто-то страшный, опасный.

3.Превращение в дом. Добрый персонаж сказки рассказывает детям, как можно победить злое сказочное существо (например, Кощея, Колдуна, Дракончика Звукоеда, Фею Буквину и пр.). Когда дети подойдут к месту, где живет злое существо, им нужно превратиться в крепкий Волшебный дом. Дети становятся спиной друг к другу в круге, соприкасаясь головами, берутся за руки и крепко их сжимают. Злое существо увидит этот дом около своего, выйдет и начнет дуть для того, чтобы дом разрушить. Дети должны выстоять, крепко держась за руки. И тогда злое существо от натуги лопнет.

2)Пантомимические этюды.

Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки.

-“ Больно”. Глаза грустные, брови сдвинуты, потирают рукой больное место.

-“Забодаю”. Дети приставляют указательные пальцы к голове, наклоняют ее, хмурят брови, смотрят исподлобья.

-“Злость”. У ребенка скрещены руки, нахмурены брови, голову наклоняет вниз.

-“Радость”. Ребенок радуется, улыбается, покачивает головой, выполняет пружинку.

-“Горе”. Ребенок горюет: подставляет ладошки к щекам, прикрывает глаза, вздергивает брови под углом, опускает голову.
“Глупость”. Ребенок делает удивленные, круглые глаза; перешагивает с ноги на ногу.

-“Хитрость”. Ребенок прищуривает глаза, делает повороты туловищем.

-“Стыд”. У ребенка голова опущена, глаза прикрыты, руки внизу.

-“Усталость”. Ребенок утирает от пота лоб, голова набок опущена, плечи опущены, согнута коленка.

-“Голод”. Ребенок вдыхает запах вкусных пирожков, облизывается, делает круговые движения руками по животу.

-“Удивление”. Ребенок широко открывает глаза и рот, руки в стороны.

Воспроизведение эмоций играющими детьми и “чтение” эмоций наблюдающими за игрой детьми несут не только психогигиеническую и психопрофилактическую функцию, но и функцию лечебно-педагогического воздействия на детей, страдающих органическим поражением ЦНС с неврозоподобной симптоматикой.

3)Погружение в различные стихии (земля, вода, огонь, воздух).

4)Изображение растений.

Цель: Стабилизация психических процессов, снятие напряжения, создание позитивных образов.

Содержание упражнения делает ребенка добрее и восприимчивее

5)Упражнения с зеркалом – “Страна Зеркалия”.

Цель: Формирование у ребенка адекватных представлений об образе и возможностях своего тела.

6)Танец.

Это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой.

7)Упражнения с тканью.

Упражнение развивает чувство опоры, внутренней стойкости, стабильности, координацию движений, укрепляет мышцы ног. После серии таких упражнений дети лучше владеют своим телом. Упражнение формирует групповую сплоченность, чувство поддержки и доверия.

В логопедической работе использую два вида сказок, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией: художественные и дидактические.

  1. Художественные сказки.

К ним можно отнести все литературное наследие наших предков. Художественные сказки могут быть народными. Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей как отдельного автора, так и этноса в целом. Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:

Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

Самое ценное дается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования и терпения.

Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только тогда, когда мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.

Сюжеты народных сказок многообразны:

-сказки о животных, взаимоотношения людей и животных. Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них;

-бытовые сказки. Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к неврозам, рассказывают о маленьких семейных хитростях;

-волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря этим сказкам в бессознательное человека поступает “концентрат” жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

Художественные сказки могут быть авторскими.

Художественная сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничений добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма, это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому что положение этого героя среди других более привлекательно. Таким образом, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.

Используя сказки для расширения словаря детей, я провожу следующие виды работы: вычленение слов из сказки с заданным звуком; рифмовка слов (удалец-молодец); придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок); подбор эпитетов к сказочному герою; называние сказочного героя по эпитетам; называние слов-признаков, слов-действий из сказки; подбор к сказочному персонажу действий, признаков; подбор к действиям - сказочного персонажа; придумывание нового названия сказки; называние пропущенных слов в сказке.

В работе над предложением предусматриваю два направления:

1. Работа по его развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению в соответствии с целью высказывания.

2. Работу по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.

Для формирования правильного грамматического строя я предлагаю следующие формы работы: составление предложений по опорным картинкам из сказок; составление предложений с определенным словом или с несколькими словами; распространение предложения; составление предложений по демонстрации действий сказочных персонажей; составление предложений с опорой на игрушку; упражнение "Закончи предложение" и т.д.

Приёмы сказкотерапии при формировании связной речи: словесная режиссерская игра; пересказ от лица литературного героя; словесное рисование; “а что потом”; совместное решения проблемного вопроса к сказке; изменение ситуации в знакомых сказках; придумывание кратких историй; моделирование; сказки про самого себя; перевирание сказки; бином фантазии; сказки по-новому; сказка-калька; слово-сказка.

При включении сказок в занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи: развития речевого дыхания; плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы); развитие различной силы выдыхания, развитие голоса с постепенной сменой силы голоса, развитие темпа, ритма и интонации голоса.

2.Дидактические сказки.

Дидактические сказки – это сказки, которые я придумываю для создания положительной мотивации к учебному процессу, для “упаковки” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, предлоги) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок “упаковываются” учебные задания.

Создается дидактическая сказка по следующему алгоритму:

1)Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ. Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.

2)Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать “злые” сказочные персонажи (Дракончик Звукоешка, Фея Буквина, Кощей и т.д.), стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т.д.).

3)Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, отзывчивые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание.

4)Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).

В работе со сказкой использую приём мнемотехники, компьютерную технику.

Логопедическое занятие строю, используя структурные компоненты коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия, для того, чтобы “погрузить” в сказочное действо, заинтересовать и удержать внимание детей на протяжении всего занятия. Заинтересованность – повышает мотивацию к коррекционному процессу и является стимулом для выполнения учебных задач.

Структурными компонентами коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия являются следующие этапы: ритуал “входа” в сказку, повторение, расширение, закрепление, интеграция, резюмирование, ритуал “выхода” из сказки.

1 этап. Ритуал “входа” в сказку. 

Цель: Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.

Содержание этапа: Коллективное упражнение (взявшись за руки в кругу, все выполняют “сплачивающее” действие).

2 этап. Повторение.

Цель: Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

Содержание этапа: Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и т.п.

3 этап. Расширение. 

Цель: Расширить представления ребенка о чем-либо.

Содержание этапа: Показываю или рассказываю детям новую сказку, фрагмент сказки с постановкой задач по преодолению препятствий. Спрашиваю, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.

5 этап. Закрепление.

Цель: Приобретение нового опыта, появление новых качеств личности ребенка, закрепление и повторение учебного материала.

Содержание этапа: Провожу дидактические игры, позволяющие детям приобрести новый опыт и закрепить знания, умения и навыки; совершаются символические путешествия, превращения и пр.

5 этап. Интеграция.

Цель: Связать опыт с реальной жизнью.

Содержание этапа: Обсуждаю и анализирую вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

6 этап. Резюмирование.

Цель: Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

Содержание этапа: Подвожу итоги занятия, отмечаю каждого ребенка за достижения, подчеркиваю значимость приобретенного опыта, проговариваю конкретные ситуации, в которых дети могут использовать новый опыт.

7 этап. Ритуал “выхода” из сказки.

Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Содержание этапа: Повторение ритуала “входа” в занятие с дополнением: “Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились”. Дети протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, прикладывают руки к груди.

Фото. 7 этап. Ритуал “выхода” из сказки.

Мероприятия, проводимые для реализации проекта:

  1. Чтение сказок: «Лиса и кувшин», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Заяц - хваста», «Дюймовочка», «Сказка о золотой рыбке», «Морозко», «Заюшкина избушка » и «Муха-цокотуха».
  2. Проведение дидактических игр:

-«Запомни и повтори у кого сколько»,

-«Чья сказка быстрее построится правильно»,

-«Кого из сказки я загадала?»,

-«Расскажи сказку по слогам»,

-«Угадай по губам, какого героя я зову»,

-«Сказка о геометрических формах»,

-«Узнай сказку по предмету»,

-«Дорисуй героя».

  1. Организация совместной и самостоятельной деятельности детей и педагогов:

-Словесно – режиссерская игра «Золотая рыбка»,

-Игра – импровизация «Любимая сказка»,

-Арттерапия «В подводном царстве»,

-Куклотерапия «Дюймовочка»,

-Психогимнастика «Путешествия жука в сказку»,

-Самостоятельная театрализованная деятельность «По страницам знакомых сказок»,

-Рисованием с применением нетрадиционной техники (кляксография «Муха – цокотуха и её гости»),

-Показ теневого театра «Заяц хвоста»,

-Кукольный театр «Морозко»,

-Пантомимические этюды на произвольное напряжение и расслабление мышц, упражнение на познавательно - эффективную ориентировку «Найди героя сказки»,

-Волшебная математика «Герой волшебных сказок в цифрах».

  1. Совместные мероприятия педагогов, детей и родителей:

-Посещение кукольного театра «Теремок»,

-Вечер – развлечений «Вспоминаем сказку»,

-Оформление панно «Сказка в группе»,

-Рисование пластилином сказочных героев «Сказочные герои» на участке детского сада,

Результатом целенаправленной работы явилась положительная динамика в развитии эмоциональной сферы воспитанников.

Этот метод помог детям справиться с такими проблемами, как застенчивость, агрессивность. Дети приобрели навыки общения, стали немного раскованней, активизировались познавательные способности детей, намного улучшилась мелкая и общая моторика, улучшилась речь детей, расширился словарный запас детей.

В ходе проекта речевые упражнения, способствующие правильному звукопроизношению, проводились с использованием сказочных героев, что способствовало правильному выполнению упражнений. На материале сказок, как выяснилось, дети лучше усваивают математические знания.

Таким образом, введение элементов сказкотерапии в логопедический процесс привлекательно тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказкотерапия – это не только игра, но и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом.

Можно сделать вывод, что использование в логопедической практике метода сказкотерапии позволяет реализовать основной принцип сказкоторапии – целостное развитие личности.

Сказка для ребёнка —  это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Список использованной литературы:

  1. Полухина О. Сказкотерапия: теория и практика.
  2. Е. П. Ильин. Эмоции и чувства.  Санкт-Петербург Москва - Харьков – Минск 2001 
  3. Леонид Горбунов Опыт использования сказкотерапии в условиях Центра реабилитации
  4. Шорохова О.А. – Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников
  5. Тренинг по сказкотерапии. Под.ред.Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. Технологии института сказкотерапии
  6. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. Издательство «Речь». Санкт-Петербург,2000г
  7. Л. Б. Фесюкова. Воспитание сказкой.
  8. Игра «Маленькие слова»
  9. Пособие «Звукоград.Буквоград.Златоустия.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи"

Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать сре...

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Возможности использования деревянного планшета в работе логопеда.

В данной статье автор предлагает вам варианты использование видоизменного пособия фирмы ООО "ОКСВА" " Волшебные дощечки для самых маленьких" в работе логопеда....

Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить пр...

Проект "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ"

В последние годы много говорится об ухудшении здоровья детей. Стрессовые социальные, экологические, психические нагрузки, уменьшение двигательной активности всё чаще приводят к отклонениям нравственно...