Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Овладение навыками звукового анализа и синтеза обеспечивает готовность к освоению грамоты и способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Запомни!

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

Гласные звуки – главные! Обозначаем красным цветом.

Когда мы произносим гласные звуки воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград.

                                          Воздух свободно идет через рот,

                                          Нет там препятствий разных.

                                          Голос звенит, голос  поёт.

                                          Звук получается гласный.

Согласные звуки бывают твердые (обозначаем  синим цветом) и мягкие (обозначаем зелёным цветом).

Когда мы произносим согласные звуки  воздух выходя изо рта встречает преграду губы, зубы или язык.

                                     Согласные звуки – согласны

                                       Шелестеть, звенеть, свистеть,

                                       Даже фыркать и шипеть,

                                       Но не хочется им петь.

Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук в слове»

«А» - курица, волки, медведь, лошадь, корова, лиса, собака, кошка, сороки.

«Р» - лиса, каша, рыба, осень, ракета, лак, сом, руки,  гусь, стол, робот, комар.

«С» - зубы, вода, сом,  ваза,  дом, лес, мышка, аист, кузов, сахар, весна, кукла.

 Игра «Придумай слово на заданный звук, составь с ним предложение». Придуманных слов на заданный звук должно быть не менее десяти. Запишите ответы ребёнка.

А –

О –

М –

С –

У-

Игра «Назови первый  ударный гласный звук в слове». Запишите ответы ребёнка.

Аня –                Оля -                 удочка -                     умный -

Астра –            аист -                 адрес -                       обруч -

Утка –              овощи -             Инга -                        утро -

Ира –               ива -                  очередь-                     Игорь –

Игра «Назови последний  согласный звук в слове». Запишите ответы ребёнка.

мак -                  магазин -              вагон -                   лист -

мох –                 март -                    аист -                     учебник -

гном –                стук -                    остров -                 укроп -

лимон –             суп -                      уж -                       альбом -

комок -              круг -                    цыплёнок -           автомат –

Игра «Назови первый и последний   звук в слове». Запишите ответы ребёнка.

автобусы –           изюминка -          ангина -               обручи -

избушка –             улица -                указка -                 голова -

иголка –                афиша -               ищейка -               игра -

улитка -                ученица -             овощи -                 окуни –

 

Игра «Назови первый и последний   звук в слове». Запишите ответы ребёнка.

опера -                 окна -              осы -                 ослики –

стена –                 нитка -            кино -               букеты -

нога –                   скамейка -      назови -            книжки -

шапка -                 пальто -          крыло -             пироги -    

Игра «Выделение ударного гласного в словах (картИна, посУда. Запишите ответы ребёнка.

телевизор –         сом -                 кефир -                    ботинок -

врач -                   фонарь -           барабан -                 баран -

пуговица –           кот -                 заяц -                       паук -

кит -                     кольцо -           тигр  -                      сказки –

Игра «Составь из слов предложение». Запишите ответы ребёнка.

Сапожник, сапоги, шьёт________________________________________

Машина, дорога, едет,  по  ______________________________________

Лес, гриб, растёт ______________________________________________

Небо, шарик, летит, в __________________________________________

Солнце, светит, небо, в _________________________________________

Книга, мальчик, читает _________________________________________

Девочка, стакан, разбить ________________________________________

Мышка, кот, ловит _____________________________________________

Молоко, корова, дать ___________________________________________

Карандаш, альбом, рисовать, в, мальчик___________________________

______________________________________________________________

Мяч, дети, игра, в ______________________________________________

Продавать, магазин, в, хлеб______________________________________

Снег, улица, идёт, на ___________________________________________

Игра «Собери из звуков слово». Запишите ответы ребёнка.

Пример: н.о.с. – нос

С.у.п. –                   б.а.к. -               с.у.к -                 м.и.р. -

М.а.к –                    д.у.б. -              ш.у.м. -              з.а.л. -

М.а.л. –                   с.о.к. -               л.у.к. -                с.ы.н –

Игра «Собери из звуков слово». Запишите ответы ребёнка.

Б.а.к.и. –                г.у.с.и -              к.а.ш.а -                     м.а.м.а -

Б.у.с.ы. –               д.а.ч.а -              н.о.т.ы. -                     с.о.к.и -

В.а.з.а. –                з.у.б.ы. -             м.о.д.а -                     м.у.х.а -

Г.о.д.ы. –               ж.а.б.а -              к.у.р.ы -                     м.ы.л.о. –

П.а.п.а -                 х.а.т.а -               М.а.ш.а -                   г.о.р.а -

Игра «Назови звуки по порядку». Запишите ответы ребёнка.

бак                    сом                       выл                     ток

зал                    сук                        гол                     тук

ваш                  сын                       гам                     так

Игра «Назови звуки по порядку». Запишите ответы ребёнка.

душ -                            лук -                      лак -                            лом -

жук  -                            ком -                     кит -                            нос -

лист  -                           дым  -                   вата -                           суп -

Игра «Внимательные ушки» Назови звуки по порядку, раздели слово на слоги. Запишите ответы ребёнка. Помните! Сколько в слове гласных звуков столько и слогов.

Мак -                   вата -                       жуки -                    кони -

мыл -                   носы -                      коты -                    дома -

мох -                   лучи  -                      батон -                   банан -

нос -                    кузов -                      пол -                      пар -                    

Игра «Внимательные ушки» Назови звуки по порядку, раздели слово на слоги. Запишите ответы ребёнка. Помните! Сколько в слове гласных звуков столько и слогов.

диван -                 базар -                        вагон -                        голос -

колос -                 завод -                        купол -                        кулак -

загар -                  космос -                      машина -                    самокат –

Игра «Отгадай слово»  Выдели первый звук в словах. Запомни звуки. Составь из  звуков слово. Запишите ответы ребёнка.

Пример: Машина, Утка, Хомяк, Автобус – МУХА.

Рак, Автобус, Книга -  _________________________

Суп,  Оля, Нитка - ____________________________

Ира,  Волк, Аист - _____________________________

Нос, Оля, Жук - ______________________________

Ира, Гном, Рак, Арка - _________________________

Радуга, Ухо, Кот, Аист - _______________________

Гора, Нога, Осень, Мак -  ______________________

Ворона, Аист, Танк, Аня -  _____________________

Ира,  Волк, Аист - _____________________________

Игра «Доскажи словечко».

Добавляй в конце слова звуки, догадайся, что я загадала:

[л] - [л*]: сто..., го..., мо..., со..., ба..., вокза..., дяте..., апре..., ию..., футбо..., подва..., за... .

[р] - [р*]: хо..., дво..., ла..., па..., кома..., да..., бампе... янва..., база..., ба..., маля..., штопо..., мото... .

 [с] -  [с']: ле..., ло..., ры..., моро..., гла..., у..., голо..., ужа..., но..., насо..., ча..., пе..., гу..., космо..., кла..., пала... .

Игра «Доскажи словечко».

Начни слово звуком:

 [л]-[л']:     ...ось, ...ипа, ...уна, ...ебедь, ...адонь, ...ук, ...ошадь, ...оскут, ...ето, ...асточка, ...андыш.

[р] -[р*]: ...ыба, ...от, ...укав, ...ека, ...уль, ...едиска, ...иск, ...ак, ...убль, ...едкий, ...оща, ...екорд.

 [с]-[с']:  ...он, ...ом, ...тул, ...ушка, ...иний, ...нег, ...олнце, ...евер, ...такан, ...лон.

 [з] -[з']:   ...олото, ...аяц, ...елень, ...лой, ...има, ...нак, ...аноза, ...ной, ...ритель, ...верь, ...адача, ...яб-лик, ...вук.

Игра «Внимательные ушки». Определи, в каком из двух слов есть ли в слове звук «Н».

Ната – Саша, корона –корова, струна - трава, конфеты – приветы, норка – корка, найдём – пойдём, наши - уши


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР".

Нетрадиционные приёмы, используемые при формировании звукового анализа...

Тема выступления «Дидактические игры в развитии фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс на районном методическом объединении для воспитателей и учителей-логопедов. Цель выступления:ознакомить воспитателей со спецификой проведения логопедических игр, повысить профессиональное...

Памятка для родителей «Формирование звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»

Памятка для родителей «Формирование звукового  анализа  и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»...

«Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»

Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста...

«Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»

Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста...