Формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям, коррекционной деятельности у детей с ОНР.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Копцева Елена Николаевна

Материал будет полезен педагогам логопедических групп. Затронута важная проблема мотивации дошкольников с ОНР к логопедическим занятиям, проанализированы возможности формирования положительной мотивации при условии комплексного подхода специалистов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_3.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Информация для педагогов логопедических групп

Формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям, коррекционной деятельности  у детей с ОНР.

          Учитель- логопед Копцева Е.Н. МКДОУ  ЦРР д/сад №10 г. Россоши.

.    В отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных проблемам коррекции и развития речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР), традиционно уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены этими детьми. Однако успех этой деятельности во многом зависит от такого важнейшего компонента, как мотивация, общепризнанный всеми исследователями как ее “мотор” (А.Н. Леонтьев).   Мотив- это побуждение к деятельности, в основе которой лежит потребность. Именно вопросы мотивации  к исправлению речевого дефекта, к получению логопедической помощи играют порой решающую роль.  В зависимости от уровня сформированности мотивации возможно применять дифференцированный подход в коррекции общего недоразвития речи и формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям. Недостатки мотивации имеют ключевое значение в психологической структуре дефекта. Игнорирование этих недостатков приводит к применению неэффективных методов и приемов коррекционной работы.

Многие исследователи из разных профессиональных областей параллельно с описанием речевых недостатков у детей и взрослых отмечали особенности их эмоционально- волевой сферы, характера и личности в целом. (Р. Е. Левина, Н.Н. Трауготт, Б. М. Гриншпун, С.Н. Шаховская, В.И. Селиверстов, 8 В.А. Ковшиков, Г.А. Волкова, Е.М. Мастюкова, Е.С. Алмазова, С.Л. Таптапова, О. С. Орлова и др.). В отношении речевых расстройств получила развитие концепция внутренней картины дефекта. (В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова). Логопедическая коррекция должна строится в зависимости от реакции личности на дефект.

По результатам исследования Валевко С.М. были выделены наборы личностных качеств, присущих дошкольникам с ОНР, нацеленных на исправление речевого дефекта, и дошкольникам с ОНР, негативно относящихся к этому.  

По блоку мотивации к логопедическим занятиям дошкольники с ОНР различаются в наибольшей степени. Все мотивированные испытуемые идентифицируют себя с говорящими субъектами, для них в 100% случаев значимы речь и произношение окружающих, им нравятся артикуляционные упражнения (96,7%). Деятельность логопеда, ее целесообразность не подвергается сомнению (96,7%). Эти дети с удовольствием демонстрируют поставленные звуки (96,7%),  уверены, что их усилия по исправлению речи получат социальное одобрение (86,7%). И хотя осознают недостатки речи 46,7% испытуемых, дошкольники группы 2 обладают внутренней мотивацией к их исправлению (100%).

 Большинство слабомотивированных детей с ОНР (80%) занимаются под влиянием родительской мотивации. Речевая деятельность и  произношение (даже социально желательный звук «р»), мало значимы для дошкольников этой группы, 70% их склонны к обесцениванию этой сферы. Артикуляционные упражнения им не нравятся, не хочется их выполнять. детей пассивно ожидали, когда закончится занятие, вместо регламентированной деятельности начинали заниматься другими делами В 50% случаев отсутствует принятие логопедической деятельности, целей и методов ее. Лишь 20% детей осознает свои речевые недостатки, дефект речи не становится для дошкольников данной группы смыслообразующим, но формирует активные формы психологической защиты в виде протестных реакций, избегания, речевого негативизма, обесценивания речевой деятельности. Логопедическое воздействие может быть не принято слабомотивированными детьми в качестве личностно значимого.

У них превалирует игровая мотивация. Дети признаются, что огорчаются, когда начинается занятия (53,3%), и радуются его окончанию (76,7%), потому что хотят играть. У них негативное отношение к обучению.

В чем причина слабой мотивации к исправлению речи? Их несколько, они зависят:

1)  от позиции родителей  (может вызвать как положительную, так и отрицательную внешнюю мотивацию к преодолению дефекта);

 2) от направленности личности ( лидер или пассивен) ;

 3) от взаимодействия с окружающими;

 4) от состояния здоровья, от эмоционального статуса.

Как помочь ребенку с отрицательной мотивацией , «перенаправить» ее?

Необходимо комплексное воздействие: формирование мотивации достижения, общеучебной мотивации и частно-предметной мотивации к логопедическим занятиям как к учебному предмету, то есть изучение и  формирование мотивации детей должно проводиться в мультимодальном аспекте. Работа должна проводиться всеми специалистами логопедических групп и родителями параллельно с деятельностью  психолога в тесном контакте.

 Задачи для формирования положительной мотивации к исправлению речевого дефекта:

1.Укрепление здоровья (режим, питание, прогулки, закаливание и т.д.)

2. Укрепление эмоционально- волевой сферы стабилизировать  эмоциональный статус, преодолевать поведенческий негативизм, тревогу, страхи и т.п.

  3. Формирование  мотивации достижения:  необходимо  выявление  личностных ресурсов,   развитие таких качеств личности как уверенность в себе, целеустремленность, активность,  настойчивость, стремление к успеху.

   4. Коррекция самооценки детей старшего дошкольного возраста с ОНР  путем создания условий для устранения искажений в их психическом развитии.

    5.Формирование мотивации обучения: развитие познавательных интересов,  положительный  эмоциональный настрой к познанию, готовность трудиться, ориентацию на учебный процесс или результат его.

   6.Формирование мотивации к логопедическим занятиям как средства успешного взаимодействия   с окружающими, удовлетворяющие  потребность личности  в речевом общении.

В случаях нарушения речевого поведения (негативизм и др.) и наличия нарушений эмоционально-волевой сферы (тревожность, страх и др.) у ребенка психологическая коррекция должна предшествовать логопедическому воздействию.

Роль психолога.  Для успешной коррекции речевых нарушений необходимы не только логопедические занятия, но и комплексное психотерапевтическое воздействие на личность ребенка в целом, в особенности на его самооценку.

 Осознание ребенком своего дефекта может привести к формированию у него « комплекса неполноценности », стеснительности, робости, неуверенности в себе, т. е. заниженной самооценки. Эти негативные черты личности затрудняют общение ребенка с окружающими. При отсутствии необходимой помощи, общее недоразвитие речи может сохраняться долгие годы, а низкая самооценка будет являться помехой при обучении, выборе профессии и в личной жизни человека. Чтобы избежать этого, необходимо формировать в ребенке правильное отношение к себе и к своим силам еще в том возрасте, когда ребенок только начинает замечать свои успехи и неудачи.

 Задачи психолога:

1Развитие коммуникативной функции речи,  техники вербальной и невербальной коммуникации;

2. Повышение самооценки ребенка;

3.Обучение его способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; Укрепление эмоционально- волевой сферы стабилизировать  эмоциональный статус, преодолевать поведенческий негативизм, тревогу, страхи и т.п.

4 Выработка навыков владения собой, путем проигрывания различных ролей и ситуаций  ( «искусство быть собой», «искусство быть другим»);

Роль  логопеда в повышении мотивации к логопедической помощи.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для развития всех основных компонентов речи и подготовки к школе.

Речь не является обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависит от многих факторов, улучшая что-то одно, совершенствуется работа всего организма в целом. Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретет уверенность в себе и хотя бы частично избавится от сомнений и страхов, то в более короткие сроки будет происходить и постановка, и автоматизация звуков, ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление, он будет способен к усвоению более большего объема информации, чем раньше.

На логопедических занятиях успешно применяем игровые приемы, способствующие  не только активизации речи, но и уверенности в себе, в успехе.

- Это сюрпризные моменты, появление персонажей- незнаек, недотеп, ошибки которых так любят исправлять дети.

-Моделируем ситуации, когда ребенок ставится перед необходимостью оказать кому-то помощь, « выкрутиться» из сложной ситуации и т.п.

 -Способствуют повышению интереса злементы сюжетно- ролевых игр, игр- драматизаций, кукольного театра.

- Использование интерактивных игр  позволяет поднять личный статус ребенка,т.к., работая в команде, он ощутит радость участия и радость победы.

-  включаем в логопедические занятия  упражнения в технике расслабления  , чтобы повысить внимание ребенка, сконцентрировать его, успокоить расторможенных детей

        Роль воспитателя в формировании положительной мотивации.

Ведущая роль в формировании личности ребенка принадлежит педагогу, воспитателю, который проводит с детьми большую часть времени. Воспитатель группы для детей с ОНР выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.

В задачу воспитателя входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям.

Воспитателю необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности или, напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении.

1.Одной из важных задач воспитателя является организация  совместной деятельности, в ходе которой ребенок ставится в ситуацию необходимости общения : договариваться, спрашивать, узнавать, советовать и т.д.  Все старшие дошкольники с ОНР испытывают существенные трудности в процессе совместной деятельности с взрослыми и  сверстниками Состояние общения детей с ОНР, особенности их мотивации к взаимодействию, характеризуется как одно из закономерных проявлений нарушения взаимодействия с окружающими, описанное еще Л. С. Выготским, как общую закономерность для всех типов нарушенного развития.    Виды деятельности –  от игровой до продуктивной способствуют  взаимодействию, сопровождаемому речью. Чтобы общение было продуктивным, у ребенка возникает потребность в овладении речью.

2. Беседы с ребенком, примеры знакомых детей, которые не умели хорошо говорить, но потом  приложили усилия, старания и теперь у них четкая и понятная речь. Показать на примерах преимущество детей  (людей) с хорошей красивой речью. Обратить внимание на речь телеведущих как образец   красивой и правильной речи.

3. Создать систему стимулирования - одобрение окружающих стремления к исправлению дефектов, и наоборот, выражение неудовольствия  при избегании ребенком речевой практики. Не реагировать на просьбы , выраженные жестами или невнятно произносимые, каждый раз  побуждая ребенка говорить четко, не спеша и т.д.

 4.Анализ ситуаций, когда ребенок «потерпел неудачу» в игре  или деятельности из-за того, что не сумел правильно и понятно объяснить .

5. Создание, моделирование ситуаций, в которых ребенок смог бы почувствовать себя успешным.

6. Последнее время эффективно  используются  нетрадиционные методы: сказкотерапия  игротерапия, музыкотерапия, пескотерапия и т. д. с соответствующими акцентами.

  Работа с родителями.

Как свидетельствуют  данные ученых, позиция родителей в восприятии дефекта, родительские установки и, в первую очередь, эмоциональное отношение к дефекту передаются детям и формируют у них внутреннюю картину дефекта. Зарубежные и отечественные авторы, ( М.Е. Хватцев, А.М. Марголис, Г.А. Волкова, И.Ю. Козина, Т.Н. Волковская и др.) пишут о наличии у большинства родителей, имеющих детей с недостатками речи, особенностей реагирования и некоторых специфических комплексов  поведения, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на мотивацию ребенка. .  Следует отметить, что, в целом, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается высокий уровень тревожности, необщительность, замкнутость, робость . Если у родителей  таких детей  высокий уровень родительских притязаний на развитие ребенка, то это дополнительно обостряет внутриличностные проблемы ребенка. Это связано с незнанием особенностей развития личности, так и нежеланием принять своего ребенка таким, как он есть. Поэтому работа должна вестись одновременно и с детьми и с их родителями

Так, а) позиция невмешательства: « ничего страшного»,  « само пройдет», « я тоже так в детстве говорила»  отмахивается от проблемы, не заостряет на ней внимание.  Такая позиция характеризует недооценку проблемы, не понимание ее важности. При такой позиции родителей  у детей может сложится легкомысленное, упрощенное отношение  к дефекту.

   б) Позиция «неверия в ребенка» : « ты- такой- сякой», « все равно у тебя ничего не получится».  При этом взрослые  не задумываются над тем, какой вред и учебе, и развитию личности  причиняют. У ребенка  формируются неуверенность в себе,   речевой  негативизм, упрямство и невротические реакции.

  в) позиция адекватная- родители признают наличие проблемы, не делают из этого трагедию, ищут пути решения. Главную ставку делают на возможности самого ребенка- « ты сможешь!», выстраивают систему стимулирования, активизации процесса коррекции речи. При такой позиции у ребенка  формируется уверенность в себе, желание преодолеть речевые недостатки, настойчивость

Итак, позиция родителей может вызвать как положительную так и отрицательную внешнюю мотивацию к преодолению дефекта и, следовательно , сама  требует определенной коррекции. Установление тесного контакта с родителями – важное условие. Родителям нужно помочь лучше узнать своего ребенка, его стремления, уровень притязаний и т.д. С помощью родителей сформировать индивидуальный маршрут коррекции, обсудить методы и приемы совместных действий.

Только  комплексный подход , основанный на знании возрастных и индивидуальных особенностях ребенка,  поможет изменить образ ребенка  в его собственных глазах , поможет сформировать положительную мотивацию к нормализации своей речи и поднять коррекционную работу на новый , более высокий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Данная статья может быть интересна учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим в группах компенсирующей направленности, родителям детей с ОВЗ....

Презентация на тему "Занятие на формирование положительной мотивации к обучению в школе детей подготовительной группы детского сада"

Данная презентация будет полезна в первую очередь педагогам-психологам и воспитателям подготовительных групп детского сада при работе с детьми 6-7 лет при подготовке к школе. Занятие проводится по ито...

Научно - методическая статья "Формирование положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях с помощью пальчикового театра".

Статья посвящена проблеме формирования положительной мотивации дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционно – логопедической работы. Приведены варианты игр и упражнений с куклами ...

Выступление по теме «Формирование положительной мотивации к обучению у старших дошкольников в ходе познавательно-исследовательской деятельности».

Тема формирования положительной мотивации к обучению  у старших дошкольников в ходе  познавательно-исследовательской деятельности» имеет социальную  и практическую значимостью....

Игровая деятельность как средство формирования положительной мотивации к обучению у детей с задержкой психического развития

Игровая деятельность как средство формирования положительной мотивации к обучению у детей с задержкой психического развития...

Статья Особенности формирования положительной мотивации к логопедическим занятиям у детей с ТНР

Л.Е. КудряшоваУчитель - логопедМБДОУ – ЦРР «детский сад №9 – «Родничок» г. Няндома Особенности формирования положительной мотивации к логопедическим занятиям у детей...