Карта логопедического обследования Нищева Н.В.
тест по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Страмнова Наталья Владимировна

Карта логопедического обследования Нищева Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_logopedicheskogo_obsledovaniya.docx82.48 КБ

Предварительный просмотр:

Карта логопедического обследования

Ф.И. ребёнка__________________________дата рождения_________________

Заключение специалистов (оториноларинголога, окулиста, психиатра, терапевта)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные о раннем общем и речевом развитии ребёнка (со слов родителей и/ или по данным медицинской карты)___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Выводы:

  • губы: толстые, тонкие, неполное смыкание губ, укороченная верхняя губа, расщелина, шрамы;
  • зубы: редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие, двойной ряд зубов, излишне крупные передние;
  • челюсти: прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти), прогения (излишнее выдвижение вперед нижней челюсти);
  • прикус: открытый боковой, открытый передний, перекрестный;
  • твердое нёбо: высокое узкое, излишне низкое, готическое, уплощенное, куполообразное, субмукозная щель;
  • мягкое нёбо: отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка, плоское, округлое, гиперкинез, отклонение маленького язычка в сторону, расщелины;
  • язык: массивный, не умещается во рту, короткий, длинный, гипертрофия корня языка;
  • подъязычная связка: короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области, с послеоперационным узлом;
  • кончик языка: норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный;
  • позиция языка в полости рта: правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении.
  1. Дыхательная функция

Задания:

  • сыграть на любом духовом инструменте;
  • поддувать пушинки, снежинки (2—3 дыхательные движения).

Возрастные показатели:

4 года, 5 лет: 2-3 слова на выдохе.

  1. лет: 3-5 слов на выдохе.

Выводы:

  • тип физиологического дыхания: верхне-ключичное (поверхностное), грудное, диафрагмальное, диафрагмально-грудное (смешанное), брюшное;
  • объем дыхания: достаточное, недостаточное;
  • продолжительность речевого выдоха: соответствует возрасту; укороченный выдох, непродолжительный выдох.
  1. Просодическая сторона речи

Определяется в процессе свободной беседы с ребенком.

Выводы:

  • сила голоса: громкий, тихий, затухающий к концу фразы;
  • высота голоса: высокий, низкий, фальцет;
  • тембр: с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, гортанно-резкий, «металлический»», писклявый;
  • дикция: отчетливая, смазанная, невнятная, с незначительной назализацией, назализованная, разборчивость снижена;
  • темп: нормальный, ускоренный, замедленный;ритм: норма, аритмия (слова во фразах произносятся то быстро, то медленно);
  • паузация: (не) правильно употребляет паузы в потоке речи;
  • интонационная выразительность речи: выразительная, монотонная, (не) употребляет повествовательную, вопросительную, побудительную интонации.

4. Артикуляционная моторика

Движения языка

Задания и возрастные показатели:

  1. года: показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язычок — «иголочка», положить язычок сначала на верхнюю губу, потом — на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого — «маятник».
  2. лет: показать широкий язычок «лопату», показать узкий язычок — «иголочка», чередовать выполнение указанных упражнений, положить язычок сначала на верхнюю губу, потом — на нижнюю — «качели», коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом — правого — «маятник».
  3. лет: показать широкий язычок «лопату», показать узкий язычок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений, положить язычок сначала на верхнюю губу, потом нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом — правого — «маятник»; облизать кончиком языка губы, по кругу — «вкусное варенье».

Выводы: подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объем движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, девиация (отклонение кончика языка в сторону), не удерживает язык «лопаткой», тремор при повторных движениях и при удержании позы, подергивание, изменение цвета (посинение), увеличение гиперкинеза или замедление темпа движений при повторных движениях, тонус (понижен, повышен, смешанный, норма).

Движения губ

Задания и возрастные показатели:

  1. года: растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой».
  2. лет: растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений.
  3. лет: растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений; поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

Выводы: губы достаточно подвижные, малоподвижные; выполнение правильное; диапазон движений не велик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истоща- емость движений; не удерживает «улыбку», «трубочку», тонус (понижен, повышен, смешанный, норма).

Движения мышц щек

Задания (выполняются по словесной инструкции):

  • надуть левую щеку (правую), удержать позу в течение 3-х секунд;
  • надуть правую щеку, удержать позу в течение 3-х секунд;
  • надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение 3-х секунд.

Выводы: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удается.

Движения мимической мускулатуры

Задания и возрастные показатели:

  1. года: поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки.
  2. лет: поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос.
  3. лет: нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку.

Выводы:

  • объем движений мимической мускулатуры: полный (выполнены все движения, мимика сохранна); неполный (выполнена часть движений, недостаточная подвижность отдельных мимических мышц — лба, глаз, щек, губ); движение не удается; появляются содружественные движения (щурятся глаза, подергиваются щеки);
  • точность выполнения: сохранна (все движения выполнены в данной последовательности); нарушена (производит дополнительные движения);

тонус: сохранен (движения выполнены с необходимой силой и напряжением); нарушен (движения или часть движений выполнено вяло, без достаточного напряжения артикуляционных мышц);

  • темп движений: нормальный (одно движение выполняется за другим без пауз), замедленный (между отдельными движениями наблюдаются паузы в 3-5 секунд), ускоренный (движения выполняются настолько быстро, что предыдущее движение еще до конца не выполнено, а ребенок начинает выполнять последующее движение).

Движения мышц глаз

Задания (выполняется по словесной инструкции):

  • легко сомкнуть веки, удержать позу;
  • плотно сомкнуть веки, удержать позу;
  • прищурить глаза, удержать позу;
  • закрыть поочередно левый и правый глаз.

Выводы: выполняет правильно; зажмуривает глаза; возникают содружественные движения; движения не удаются; движения нормальные, замедленные, ускоренные.

Движения нижней челюсти

Задания и возрастные показатели:

  1. года: рот широко открыть и закрыть.

5лет: открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков.

6 лет: открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью вправо-влево.

Выводы:

  • объем движений: полный, неполный;
  • тонус: сохранен (движения выполнены с необходимой силой и напряжением); нарушен (движения или часть движений выполнена вяло, без достаточного напряжения артикуляционных мышц).

Саливация

Вывод: норма, повышенная.

Сглаженность носогубных складок

Вывод: наличие или отсутствие.

Синкенезии

Вывод: нет;  есть.

5. Мелкая моторика

Кинестетическая основа движений. Задания и возрастные показатели:

  1. года:
  • сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом на левой руке;
  • поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять;
  • положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
  1. лет:
  • одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки;
  • упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой.
  1. лет:
  • одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук;
  • поместить указательный палец па средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой;
  • упражнение «Игра на рояле»;
  • проба «кулак — ребро — ладонь» правой рукой, левой рукой. Выводы:
  • справляется в полном объеме;
  • справляется не в полном объеме;
  • не справляется.
  1. Импрессивная речь

Понимание существительных

Задание: показать на картинках отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов.

Возрастные показатели:

4 года:

девочка, стол, книга, хлеб, телевизор, часы, нож, мяч, лопата, кастрюля, пылесос, лестница, свеча, колесо, карандаш, голова, рука, пальцы, шея, уши, нос;

машина: колеса, двери, окна, руль;

самолет: крылья, окна, дверь;

дом: крыша, окна, дверь;

медведь: лапы, голова, рот, нос, глаза, уши.

  1. лет:

пятка, кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено; машина: колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье; самолет: крылья, хвост, дверь, колеса, окна; дом: крыша, окна, дверь, стены; медведь: голова, туловище, лапы, хвост.

  1. лет:

пятка, кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено, подбородок, плечо;

машина: колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье, зеркала, багажник;

самолет: крылья, хвост, дверь, колеса, окна, кабина; дом: крыша, окна, дверь, стены, лестница; медведь: голова, туловище, лапы, хвост.

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

Понимание обобщающих слов

Задание: показать несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию.

Возрастные показатели:

  1. года: игрушки, одежда, обувь, посуда.
  2. лет: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы.
  3. лет: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт.

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

Понимание глаголов

Задание: показать по предложенным картинкам.

Возрастные показатели:

  1. года: девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует.
  2. лет: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет.
  3. лет: строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает.

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

Понимание прилагательных

Задание: показать по предложенным картинкам.

Возрастные показатели:

  1. года: большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт.
  2. лет: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье.
  3. лет: прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом.

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

Понимание различных форм словоизменения

Задание: дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам).

Возрастные показатели:

  1. года: дом — дома, кот — коты, кукла куклы, груша груши, ведро — ведра.
  2. лет: глаз глаза, стул стулья, лист листья, окно окна.
  3. лет: рукав рукава, пень пни, гнездо гнезда, перо перья, ухо — уши.

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объем;
  • не выполняет.

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами

Задание: показать на картинках расположение предметов.

Возрастные показатели:

4 года: в, на, у.

  1. лет: в, на, у, под, за, по.
  2. лет: в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под.

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных

Задание: показать по предложенным картинкам.

Возрастные показатели:

  1. года: стол — столик, машина — машинка, ведро — ведерочко.
  2. лет: носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко.
  3. лет: нож — ножик, рукавица — рукавичка, одеяло — одеяльце. Выводы:
  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов

Задание: показать по предложенным картинкам.

Возрастные показатели:

  1. года: кошка сидит — кошки сидят, слон идет — слоны идут.
  2. лет: птица летит птицы летят, машина едет машины едут.
  3. лет: мальчик читает мальчики читают, девочка ест девочки едят.

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет

Дифференциация глаголов с различными приставками

Задание: показать по предложенным картинкам.

Возрастные показатели:

  • года: девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, поливает цветы из лейки.
  1. лет: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку.
  2. лет: мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает дорогу, мальчик подбегает к дому.

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

Понимание предложений

Задание: показать по предложенным картинкам.

Возрастные показатели:

  1. года: Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.
  2. лет: Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.
  3. лет: Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.

Выводы

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

Понимание текста

Задание: ребенку читают сказку и проводят беседу но содержанию прочитанного.

Возрастные показатели:

  1. года: сказка «Репка».
  2. лет: сказка «Колобок».
  3. лет: сказка «Теремок».

Выводы:

(не) понимает последовательность событий;

(не) понимает характеристики персонажей

(не) понимает мотивы поступков персонажей;

(не) понимает идею сказки.

7. Экспрессивная речь

Употребление существительных

Задания:

А. Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным темам.

Возрастные показатели:

  1. года: игрушки, посуда, одежда, обувь.
  2. лет: мебель, овощи, фрукты, птицы.
  3. лет: ягоды, насекомые, животные, транспорт.

5*-1754

Б. Назвать части тела и части предметов (по картинкам). Возрастные показатели:

  1. года: ноги, руки, голова, глаза, уши; спинка стула, сиденье стула, ножки стула, кузов машины, колеса машины.
  2. лет: нос, рука, шея, живот, грудь, ворот, воротник, пуговица, кабина машины, руль.
  3. лет: локоть, ладонь, затылок, висок, манжета, петля для пуговицы, фары, мотор.

В. Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.

Возрастные показатели:

  1. года: мяч, кукла, машинка; рубашка, платье, шорты; тапки, туфли, ботинки.
  2. лет: стул, стол, шкаф; огурец, помидор, морковь; яблоко, банан, апельсин; воробей, голубь, сова.
  3. лет: клубника, смородина, черника; муха, комар, бабочка; кошка, собака, корова; самолет, автобус, машина.

Г. Подобрать антонимы (скажи «наоборот»).

Возрастные показатели:

6 лет: друг, добро, горе, горячий, легкий, длинный, давать, поднимать.

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

Употребление глаголов

Задание: ответить на вопросы по картинкам.

Возрастные показатели:

  1. года:

Что делает мальчик? (Ест.)

Что делает девочка? (Спит.)

Что делают дети? (Играют.)

Что делает птица? (Летит.)

Что делают рыбки? (Плавают.)

Что делают машины? (Едут.)

  1. лет:

Как передвигаются птицы? (Летают.)

Как передвигаются рыбы? (Плавают.)

Как передвигается змея? (Ползает.)

Как передвигается лягушка? (Прыгает.)

Как передвигается человек? (Ходит.)

Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает.)

А как подает голос корова? (Мычит.)

А как подает голос петух? (Кукарекает.)

  1. лет:

Ворона каркает. А кукушка? (Кукует.)

А как подает голос волк? (Воет.)

А как подает голос лошадь? (Ржет.)

А как подает голос овца? (Блеет.)

Врач лечит. А что делает учитель? (Учит.)

А что делает продавец? (Продает.)

А что делает маляр? (Красит.)

А что делает швея? (Шьет.)

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

Употребление прилагательных

Задания:

А. Назвать предъявленные цвета.

Возрастные показатели:

  1. года: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный.
  2. лет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, черный.
  3. лет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, белый, черный, серый.

Б. Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки). Возрастные показатели:

  1. года:

Мяч какой? (Круглый.)

Платок какой? (Квадратный.)

  1. лет:

Солнце какое? (Круглое.)

Печенье какое? (Квадратное.)

Косынка какая? (Треугольная.)

Огурец какой? (Овальный.)

  1. лет:

Руль какой? (Круглый.)

Окно какое? (Квадратное.)

Флажок какой? (Треугольный.)

Слива какая? (Овальная.)

Одеяло какое? (Прямоугольное.)

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

8. Грамматический строй речи

Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа

Задание: образовать слова по аналогии.

Возрастные показатели:

  1. года: стол — столы,         кот, дом, кукла, рука, окно.
  2. лет: рот — рты        лев, река, ухо, кольцо.
  3. лет: глаз — глаза        лист, стул, дерево, пень, воробей.

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

Употребление имен существительных в косвенных падежах

Задание: ответить на вопросы.

Возрастные показатели:

  1. года:

Что есть у мальчика? (Мяч.)

Чего нет у мальчика? (Мяча.)

Кому мальчик дает мяч? (Девочке.)

Что ты видишь на картинке? (Машину.)

Чем рисует девочка? (Карандашом.)

О ком думает кошка? (О мышке.)

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

Образование существительных множественного числа в родительном падеже

Задание: ответить на вопрос «много чего?» по картинкам. Возрастные показатели:

  1. лет: шаров, ключей, берез, ложек, окон.
  2. лет: карандашей, листьев, книг, вилок, ведер .

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

Согласование прилагательных с существительными единственного числа

Задание: назвать по картинкам.

Возрастные показатели:

  1. года: красный мяч, синяя шапка, желтое ведро.
  2. лет: оранжевый апельсин, голубая бабочка, белое блюдце.
  3. лет: фиолетовый колокольчик, серая ворона, розовое платье.

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

Употребление предложно-падежных конструкций

Задание: ответить на вопросы по картинкам.

Возрастные показатели:

  1. года:

Где стоит ваза? (На столе.)

Где лежат фрукты? (В корзине.)

У кого мячик? {Умальчика.)

  1. лет:

Где сидит снегирь? (На дереве.)

Где стоит машина? (В гараже.)

У кого кукла? девочки.)

Где стоит коза? (За забором.)

Где едет машина? (По дороге.)

  1. лет:

Где лежит мяч? (Под столом.)

Где летает бабочка? (Над цветком.)

Откуда вылетает птичка? (Из клетки.)

Откуда прыгает котенок? (С кресла.)

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

Употребление числительных «два» и «пять» с существительными

Задание: образовать множественное число (один — много). Возрастные показатели:

  1. года: два кота — пять котов, две машины — пять машин.
  2. лет: два мяча — пять мячей, две розы — пять роз, два окна — пять окон.
  3. лет: два пня — пять пней, два воробья — пять воробьев, две шали — пять шалей, два ведра — пять ведер.

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

9. Словообразование

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Задание: выполнить словообразование по картинкам. Возрастные показатели:

  1. года: стол — столик, чашка — чашечка, сумка — сумочка, ведро — ведерочко.
  2. лет: забор — заборчик, носок — носочек, лента — ленточка, окно — окошечко.
  3. лет: палец — пальчик, изба — избушка, крыльцо — крылечко, кресло — креслице.

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

Образование названий детенышей животных

Задание: образовать но образцу.

Возрастные показатели:

  1. года: у кошки — ..., у лисы — ..., у утки — ..., у слонихи — ....
  2. лет: у зайчихи — ..., у волчицы — ..., у белки — ..., у козы — ....
  3. лет: у медведицы — ... , у бобрихи — ... , у барсучихи — ... , у собаки — ..., у коровы — ....

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

Образование относительных прилагательных

Задание: образовать слова по образцу.

Возрастные показатели:

  1. лет:

Стол из дерева (какой?) — деревянный.

Аквариум из стекла(какой?)

Крыша из соломы (какая?)

Стена из кирпича (какая?)

Шапка из меха (какая?)

Носки из шерсти (какие?)

Сапоги из резины (какие?)

Крепость из снега (какая?)

Лопатка из металла (какая?)

Сок из яблок (какой?)

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

Образование притяжательных прилагательных

Задание: образовать слова по образцу.

Возрастные показатели:

  1. лет:

Очки бабушки (чьи?) — бабушкины.

Туфли мамы (чьи?)

Усы кошки (чьи?)

Хвост лисы (чей?)

Берлога медведя (чья?)

Гребень петуха (чей?)

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

Образование приставочных глаголов

Задание: ответить на вопрос «Что делает мальчик?» (по картинкам).

Возрастные показатели:

  1. лет:

Мальчик выходит из дома.

Мальчик отходит от дома.

Мальчик подходит к магазину.

6-1754

Мальчик переходит улицу.

Мальчик обходит лужу.

Мальчик входит в дом.

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

Образование глаголов совершенного вида

Задание: составить предложения по картинкам.

Возрастные показатели:

6 лет:

Девочка строит домик.

Девочка построила домик.

Мальчик красит самолет.

Мальчик покрасил самолет.

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

10. Состояние связной речи

Составление рассказа по картинке

Задание: составить рассказ по сюжетной картинке («Котенок»).

  1. года: опиши котенка, какой он?
  2. лет: опиши котенка, какой он, придумай про него рассказ.
  3. лет: разложить 3-4 картинки в последовательности и составить рассказ. Ребенку предлагают рассмотреть картинки, разложить их по порядку, рассказать, что нарисовано на картинке, так, чтобы получился рассказ. Если ребенок испытывает затруднения, можно предложить ему сначала ответить на вопросы по каждой из картинок, уже потом составить рассказ.

Возрастные показатели и вывод:

  1. года: использует 2-3 простых предложения, самостоятельно описывает картинку (называет признаки, качества, действия, высказывает свою оценку); рассказывает по вопросам педагога; называет отдельные слова, не связывая их в предложения.
  2. лет: использует 3-5 предложений (простые распространенные, простые осложненные и односложное предложение). Составляет описание, в котором присутствуют начало, середина, конец.
  3. лет: использует 5-6 предложений (простые распространенные, простые осложненные и не менее двухсложных предложений). Развивает сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

Рассказ старших дошкольников анализируют также по следующим критериям:

содержательность (в повествовании — умение придумывать интересный сюжет, развернутый в логической последовательности; заимствован сюжет; идет перечисление признаков в описании — раскрытие признаков и действий).

Композиция высказывания (наличие трех структурных частей — начало, середина, конец, выстраивание сюжета в логической последовательности; частичное нарушение логики изложения: отсутствие начала и конца).

Грамматическая правильность построения предложений (правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях; использование только простых предложений; однотипные конструкции).

Разнообразные способы связей между предложениями

(использование способов формально-сочинительной связи (через союзы «а» , «и», наречие «потом»); неумение связывать между собой предложения).

Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов-определений, сравнений, синонимов, антонимов; некоторое нарушение точности словоупотребления; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов).

Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы; монотонное невыразительное изложение).

Пересказ текста

Задание: пересказать текст.

4 года.

КОТЕНОК

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила его молоком. Котенок любил играть с Катей.

Ребенку выразительно читают рассказ, не предупредив о последующем пересказе. Затем задают несколько вопросов по содержанию: «Кто жил у Кати? Катя любила котенка? Чем она поила котенка? Что любил делать котенок?» Потом еще раз

выразительно читают рассказ, предупредив ребенка о последующем пересказе.

Далее предлагают ребенку план рассказа: «Сначала ты расскажешь, кто жил у Кати. Потом ты расскажешь, как Катя относилась к котенку, чем она его поила. И наконец, ты расскажешь, что любил делать котенок».

  1. лет.

РЫБАЛКА

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Ребенку читают рассказ и задают вопросы: «Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?». Далее предлагают ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажи, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец, расскажи, что сварила Илюше мама».

  1. лет.

ЩЕНОК

Мама подарила Егору маленького щенка. Егор очень ему обрадовался.

Он назвал щенка Тобиком. Стал Тобик знакомиться с квартирой. Сначала Тобик обнюхал диван, потом залез под стол и стал грызть ножку стула. Егор полез за Тобиком под стол, но щенок выскочил оттуда, побежал в коридор и спрятался за тумбочкой.

Ребенку читают рассказ и задают вопросы: «Кого подарили Егору? Что почувствовал при этом Егор? Как Егор назвал щенка? Что стал делать Тобик сначала, а что потом? Что сделал Егор? Что сделал щенок?». Далее предлагают ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажи, как щенок попал к Егору. Потом расскажи, как щенок знакомился с квартирой. И наконец, расскажи, что делал Егор и где спрятался щенок».

Возрастные показатели и выводы:

  1. года: передает общий смысл рассказа (воспроизводит не менее 30% текста), использует простые распространенные предложения, 8-10% сложных предложений).
  2. лет: достаточно полно передает сюжет рассказа (воспроизводит не менее 50% текста), использует простые распространенные предложения, а также сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Интонационно передает диалог действующих лиц, характеристику персонажей.
  3. лет: достаточно полно передает сюжет рассказа (воспроизводит не менее 70% текста). Использование простых распространенных и простых осложненных предложений, а также сложные предложения (1-2).

11. Фонематические процессы

Фонематическое восприятие

Задания.

Повторить слоги с оппозиционными звуками:

Возрастные показатели:

  1. года:

ба-па, па-ба; га-ка, ка-га; да-та, та-да; ма-ба, ба-ма; ва-ка, ка-ва; ня-на, на-ня.

  1. лет:

ба-па-ба; па-ба-па; да-та-да; та-да-та: га-ка-га; ка-га-ка; за-са-за; са-за-са; та-тя-та; тя-та-тя.

  1. лет:

са-ша-са; ша-са-ша; жа-ша-жа; ша-са-ша; жа-ша-жа; ша-жа-ша; са-ца-са; ца-са-ца; ча-тя-ча; тя-ча-тя; ла-ля-ла; ля-ла ля.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении

Задание: показать по картинкам.

Возрастные показатели:

  1. год: кот — кит, дом — дым, уточка — удочка, киска — миска.
  2. лет: мышка мишка, почка бочка, катушка — кадушка, корка — горка.
  3. лет: мышка мошка, пашня башня, сова софа, крот — грот.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении

Задание: показать по картинкам.

Возрастные показатели:

4 года: коса — коза, мишка — миска, кочка — кошка, малина — Марина

5лет: речка редька, цвет свет, челка щелка, рейка лейка.

6лет: лук люк, марка майка, ель гель, плач плащ. Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

Фонематический анализ

Задания и возрастные показатели:

  1. года:
  • выделение звука на фоне слова (ДОМ; МАК).
  1. лет:
  • выделение начального ударного звука (АНЯ, ОЛЯ, УТРО, ИРА, ЭХО; САД; ЗАЙКА; ШУБА; ЖУК; ЩУКА; ОТЕЦ; МЯЧ; ЛАПА; РАК).
  1. лет:
  • определение места звука в слове (в начале, середине, конце): Где находится звук С в слове САД; ФОКУС; Л PICA?

На каком месте стоит звук С в слове САНИ; ОСА; НОС;

  • определение последовательности звуков в слове:

Какой звук ты слышишь в начале слова ССАНИ; какой звук ты слышишь после звука С СААНИ; после звук А САННИ;

после звук Н САНИИ;

  • определение количества звуков в слове (слова, состоящие из звуков, сохранных в произношении):

Сколько звуков в слове МАК; МУКА; КОМОК

Фонематический синтез

Задания:

6 лет:

  • составить слова из звуков, данных в нормальной последовательности:

С-А-Д; Д-О-М; Р-У-К-А; П-О-Ч-К-А;

  • составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности:

М-О-С; О-Л-Б; У-Ш-А-Б; А-М-Р-К-А.

Фонематические представления

Задания:

  1. лет:
  • подобрать слово на заданный звук;
  • назови слово со звуком С; 3; Ц; Ш; Ж; Ч; Щ; Л; Р;
  • из предложенных картинок предлагается отобрать те, в названии которых имеется данный звук (звук С: самолет, стакан, сыр, сосна, сумка);
  • из предложенных картинок предлагается отобрать картинки с предметами, в названии которых есть оппозиционные звуки С-3: сумка, забор, сок, лиса, зубы, коза, лес, роза, нос, автобус, зонт и т.д.).

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

12. Слоговая структура слова

Задание: повторить слова с опорой на наглядность.

Возрастные показатели:

  1. года: кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька.
  2. лет: самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка.

Сестренка развешивает простыни.

Самолет совершил посадку.

В универсаме продают продукты.

Парашютисты готовятся к прыжку.

  1. лет: тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик.

Виолончелист укладывает инструмент в футляр. Регулировщик руководит движением на перекрестке.

У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

Экскаватор роет землю.

Выводы:

  • выполняет в полном объеме;
  • выполняет не в полном объеме;
  • не выполняет.

Указывается характер искажений слоговой структуры слова: сокращение числа слогов, упрощение слогов (при стечении согласных опускается один из согласных звуков), уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков внутри слога и слова

12. Анализ звукопроизносительной стороны речи

Экран коррекции звукопроизношения

С

С`,

З

З`,

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Р

Р`,

Л

Л`,

Й

Другие звуки

О-отсутствие, З- замена (указать на какой звук), И- искажения

Наглядный материал: Иншакова О.Б. Альбом для логопеда

Выводы:

  • состояние звукопроизношения: отсутствие, замены звуков, возможные искажения, назализованность ротовых и неназа- лизованность носовых звуков; нарушенная артикуляция в различных условиях произношения: изолированно; в открытых, закрытых слогах со стечением; в словах односложных, двухсложных, трехсложных простой слоговой структуры, состоящих из открытых слогов; то же самое в словах сложной слоговой структуры: с закрытыми слогами и со стечением согласных; во фразах, насыщенных проверяемым звуком; в связной речи (в потешках, стихах, текстах).

13. Способ общения

Определяется на основе анализа высказываний ребенка при выполнении предыдущих заданий.

Выводы:

  • способ общения речевой, жестовый, мимический, лепетная речь, речь отдельными словами или фразами;
  • в контакт не вступает, проявляет речевой негативизм, контакт формальный, в контакт вступает не сразу, с большим трудом, не проявляет заинтересованности в контакте, контакт избирательный, легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАПОЛНЕНИЮ РЕЧЕВЫХ КАРТ

Варианты пересечения двух классификаций

  • Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ):
  • - дислалия,
  • - дизартрия или стертая дизартрия,
  • - нарушения голоса,
  • - ринолалия.
  • Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):
  • - дислалия,
  • - дизартрия или стертая дизартрия,
  • - ринолалия.
  • Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):
  • - выход из моторной (сенсорной) алалии,
  • - по типу задержки речевого развития,
  • - при ЗПР,
  • - невыясненного патогенеза.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):
  • - моторная алалия,
  • - сенсорная алалия,
  • - сенсомоторная алалия,
  • - дизартрия или стертая дизартрия,
  • - по типу задержки речевого развития,
  • - при ЗПР,
  • - невыясненного патогенеза.
  • Нарушение темпа и ритма речи:
  • - заикание,
  • - тахилалия,
  • - брадилалия,
  • - спотыкание (полтерн).

Примерные формулировки логопедического заключения

Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.

Общее недоразвитие речи. Детская афазия.

Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.

Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.

Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии.

Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.

Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия.

Фонетическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.

Примерные формулировки логопедических характеристик

  • Полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.
  • Полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несфор-мированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа).
  • Полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта логопедического обследования

Краткая карта логопедического обследования ребенка....

Речевая карта логопедического обследования детей в ГБДОУ №86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Для определения уровня развития речи ребёнка и постановки логопедического диагноза  необходимо проведение логопедического обследования с помощью речевой карты....

Речевая карта (логопедическое обследование детей 5-6 лет)

Речевая карта Фамилия, имя  ___________________________________________________________________Возраст...

Карта логопедического обследования детей раннего возраста

Карты логопедического обследования детей от 1г 6 мес до 2х лет, от 2х до 3х лет....

Карта логопедического обследования детей

- Карта логопедического обследования детей 6 – 7 лет ...

Речевая карта логопедического обследования

Речевая карта логопедического обследования...

Карта логопедического обследования детей раннего возраста с отсутствием вербальных средств общения

Карта разработана с целью логопедического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста со сложными (комплексными) нарушениями развития (синдромом Дауна, расстройствами аутистического спе...