Карта логопедического обследования детей раннего возраста с отсутствием вербальных средств общения
материал

Карта разработана с целью логопедического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста со сложными (комплексными) нарушениями развития (синдромом Дауна, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития) на основе диагностических методик  Ю.А Разенковой «Обследование речи детей раннего возраста», Е.В.Килилловой «Логопедическое обследование безречевых детей» и  с учетом рекомендаций Г.В. Чиркиной,  П.Л. Жияновой  по изучению предпосылок появления речи у детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта логопедического обследования

Карта логопедического обследования ребенка

раннего/младшего дошкольного возраста,

с полным/ частичным отсутствием вербальных средств общения

Учитель – логопед :__________________

Пояснительная записка

Карта разработана с целью логопедического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста со сложными (комплексными) нарушениями развития (синдромом Дауна, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития) на основе диагностических методик  Ю.А Разенковой «Обследование речи детей раннего возраста», Е.В.Килилловой «Логопедическое обследование безречевых детей» и  с учетом рекомендаций Г.В. Чиркиной,  П.Л. Жияновой  по изучению предпосылок появления речи у детей. 

Задачи:

  1. Выявление уровня речевого развития ребенка, состояния его активной и пассивной речи.
  2. Определение  сформированности доречевых  навыков, коммуникативных умений ребенка, не владеющего речью
  3. Изучение индивидуальных особенностей ребенка.
  4. Установление эмоционально – личностного/эмоционально – делового  контакта с ребенком.

Во время проведения   логопедической диагностики используются следующие методы обследования:

  • Анализ анамнестических данных, изучение медицинской документации;
  • Анкетирование;
  • Наблюдение;
  • Организация совместной игровой деятельности с ребенком;
  • Создание коммуникативных ситуаций.

Все предлагаемые задания должны быть эмоционально окрашены.

Используются различные средства стимуляции, положительное подкрепление деятельности ребенка.

Логопедическое обследование проводится  при первичном поступлении ребенка в ДОУ и  в начале учебного года (сентябрь).  

I. Общие сведения о ребенке

Ф.И. ребенка

_______________________________________________________________________

Дата рождения_____________     Возраст на момент обследования  ___________

Дата обследования _______________

Ф.И.О. мамы ___________________________________________________________

Контактный телефон ___________________________________

Заключение ТПМПК: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние здоровья: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Анкетирование родителей

Цель – сбор анамнестических сведений о ребенке, получение предварительной информации относительно  его речевого и коммуникативного развития.

Задачи:

1. Выявить антенатальные, интранатальные и постнатальные повреждающие воздействия:

• генетические дефекты, резус-конфликты, действие микроорганизмов и вирусов, острые, хронические, бытовые и производственные интоксикации, прием лекарственных препаратов, токсикозы беременных, сдавление, ушибы, употребление алкоголя и наркотиков;

  •  отсутствие или слабая выраженность родовых схваток, стимуляция родовой деятельности, применение ручных родовспомогательных приемов, кесарево сечение, тугое обвитие пуповиной, большая или малая масса тела новорожденного, преждевременное рождение;
  •  нейроинфекции и травмы головного и спинного мозга, перенесенные в раннем возрасте заболевания.
  1. Отметить особенности раннего развития ребенка: когда стал удерживать голову, самостоятельно сидеть, стоять, ползать, ходить, узнавать близких;3vcv0ce3mm2p96kk6
  1. Отметить характер раннего речевого развития:
  • появление гуления, лепета, первых слов и первых фраз;
  • отметить, прерывалось ли речевое развитие и по какой причине;
  • использовались ли жесты в качестве замены или дополнения речи;
  • отношение окружающих к состоянию речи ребенка;
  • занимался ли с логопедом, каковы результаты.

Методы обследования:

  • Анализ анамнестических данных, изучение медицинской документации.
  • Анкетирование.

  1. Анкета «Ваш ребенок».
  2. Анкета «Коммуникативные способности  ребенка».
  3. Анкета «Речь ребенка».
  4. Анкета «Невербальная коммуникация».

                            (Приложения 1, 2, 3, 4)

Анкета 1  заполняется в процессе беседы с мамой ребенка.

Анкеты 2, 3, 4 могут быть заполнены  родителями в домашних условиях в процессе наблюдения за ребенком.

III.  Коммуникативная деятельность

Цель – выявление наличия/отсутствия  готовности ребенка к общению,   непроизвольных реакций и жестов, используемых в невербальном общении; определение актуальных и потенциальных возможностей развития его коммуникативных умений. 

Логопед создает условия для  организации совместной деятельности с ребенком по значимой для него модели.

  1. Значимые модели деятельности  ребенка (личностно – ориентированная, предметно – манипулятивная, деятельность, связанная в сюжет).

Определяются в процессе наблюдения за самостоятельной деятельностью ребенка и совместной деятельностью с мамой.

  • Эмоциональная реакция на новую деятельность (радость, удовлетворение, безразличие) ______________________________________________________
  • Проявление интереса к игрушкам_____________________________________
  • Адекватность использования _________________________________________
  • Способность к самостоятельным действиям (по подражанию, по образцу, самостоятельно) ____________________________________________________
  • Какую использует помощь (организационную, направляющую, совместное выполнение)  и возможность переноса действия на аналогичный предмет __________________________________________________________________
  • Владение знаково – символическими функциями ________________________
  1. Контакт с педагогом (активность, адекватность, проявление инициативы, реактивность, умение принимать помощь).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Коммуникативные умения

Определяются на основании анкеты 2 и в процессе наблюдения за ребенком,

в процессе  совместной  с ним деятельности.

  • Фиксация взгляда на лице собеседника__________________________________________________________
  • Разделенное внимание _________________________________________________
  • Умение внимательно слушать и реагировать_______________________________
  • Умение приветствовать_________________________________________________
  • Умение прощаться  ____________________________________________________
  • Умение делиться информацией  _________________________________________
  • Выражение согласия  __________________________________________________
  • Выражение отказа _____________________________________________________
  • Выражение просьбы ___________________________________________________
  • Умение делать выбор __________________________________________________
  • Использование указательного жеста  _____________________________________
  • Соблюдение очередности  ______________________________________________
  • Умение давать предмет ________________________________________________
  1. Средства коммуникации.

Выявляются: на основании анкет 3,4, в процессе наблюдения за ребенком, совместной  с ним деятельности. 

Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай).

Самостоятельное использование.

  • Экспрессивно – мимические (взгляд, мимика, вокализация).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Предметно – действенные (жесты, картинки - заменители слов).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Вербальные

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание невербальных средств коммуникации

Без словесной инструкции предложите ребенку понять ваши жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, жест отрицания).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод о сформированности коммуникативной деятельности ребенка: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV. Подражательная деятельность

Цель: выявление способности  к имитации действий, движений,  мимики, звуков.

Организуется игровая ситуация «Делай как я».

Действия с предметами

  • Покатать машинку ____________________________________________________
  • Бросить мячик ________________________________________________________
  • Постучать молоточком по столу _________________________________________
  • Погремушки  _________________________________________________________
  • Постучать по бубну____________________________________________________
  • Построить башню из кубиков ___________________________________________
  • Подуть на вертушку ___________________________________________________
  • Сборные игрушки _____________________________________________________

Общая моторика 

  • Топнуть _____________________________________________________________
  • «Ладушки» __________________________________________________________
  • Покачать головой _____________________________________________________
  • Присесть ____________________________________________________________
  • Наклониться _________________________________________________________
  • Попрыгать ___________________________________________________________
  • Движения под музыку _________________________________________________

Мелкая моторика

  • «Кулачок» ___________________________________________________________
  • «Пальчик» ___________________________________________________________
  • «Зайка» _____________________________________________________________
  • «Колечко» ___________________________________________________________

Артикуляционная моторика

  • Открыть рот __________________________________________________________
  • Надуть щеки _________________________________________________________
  • Вытянуть губы «трубочкой» ____________________________________________
  • Показать язык ________________________________________________________
  • Подуть ______________________________________________________________

Способность к переключению движений.

Предложить ребенку повторить вслед за собой по два движения. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подражание звукам

  • наличие звукоимитаций и звукоподражаний голосам животных и птиц:

собака – «ав-ав» ______________________________________________________

корова – «му» ________________________________________________________

ослик – «иа-иа» _______________________________________________________

лошадка – «и-го-го» ___________________________________________________

курочка – «ко-ко» _____________________________________________________

кошка – «мяу» ________________________________________________________

мышка – «пи-пи»  _____________________________________________________

поросенок – «хрю-хрю» ________________________________________________

     - звукам транспорта:

машина «би-би» ______________________________________________________

паровоз – «ту-ту» _____________________________________________________

самолет – «у-у»  ______________________________________________________

- звукам музыкальных инструментов:

погремушка «та-та»  ___________________________________________________

дудочка – «ду-ду» _____________________________________________________

барабан – «бам-бам» ___________________________________________________

колокольчик – «динь-динь» _____________________________________________

  • наличие гласных звуков (А, У, И, О, Я) _____________________________________________________________________
  • наличие согласных звуков (звуки раннего генеза) __________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • наличие слогов и их сочетаний __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод о сформированности подражательной деятельности ребенка: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V. Понимание речи

Цель: выявить  уровень сформированности  импрессивной речи, особенности понимания смыслового содержания звукового потока.

В процессе обследования определяется

а) понимание смысла слов в определенной ситуации в сочетании с жестом;

б) понимание слов независимо от ситуации (выполнить по просьбе простые действия – попрощаться «пока-пока», показать, «какой большой» без использования подсказки взрослого);  

в) умение соотнести слово с содержанием.

  1. Выделение себя и близких
  • Реагирует на свое имя (указывает на себя)_________________________________
  • Различает близких людей (где мама, папа) ________________________________
  1. Понимание эмоционального смысла.
  • Реагирует на запрет ___________________________________________________
  • Реагирует на похвалу __________________________________________________
  1. Выделение  частей тела:
  • на себе ______________________________________________________________
  • на другом человеке ____________________________________________________
  • на игрушке ___________________________________________________________

Выявляется в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого, специально организованной игры – забавы  «Где же наши …» , игровых действий с игрушками.

Инструкции: «Покажи нос», «Где глаза у куклы?»

  1. Понимание названий предметов обихода

Организуется игра «Чудесный мешочек».

  • Игрушки________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Организуется игра «Покорми куклу»

  • Продуты питания______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Посуда_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В процессе одевания – раздевания ребенка во время режимных моментов.

  • Мебель_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Одежда_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Понимание названий животных

Организуется игра «Волшебный мешочек», действия с игрушками.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Понимание названий картинок.  

Рассматривание картинок. Логопед предлагает ребенку узнать знакомые предметы на картинках, используя инструкцию: «Покажи …».

  • Игрушки________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Продукты питания_____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Посуда________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Мебель________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Одежда_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Животные______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Соотнесение предметов с их назначением.

Организуется игра «Волшебный мешочек» (в мешочке знакомые  ребенку предметы: игрушки, предметы обихода).

Вопросы: «Чем ты играешь? Чем чистишь зубы? Что ты ешь?».

Повторить  игру с  предметными  картинками.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Понимание простых инструкций 

Выявляется в процессе режимных моментов, самостоятельной деятельности ребенка и  специально организованной совместной  игровой деятельности  логопеда и ребенка.

  • Закрой глазки ________________________________________________________
  • Подними ножку ______________________________________________________
  • Помаши ручкой ______________________________________________________
  • Поцелуй маму  _______________________________________________________
  • Дай мяч _____________________________________________________________
  • Покатай машинку  ____________________________________________________
  • Покачай куклу _______________________________________________________
  • Покорми мишку ______________________________________________________
  • Возьми кубик ________________________________________________________
  • Сделай башню _______________________________________________________
  • Погладь собачку  _____________________________________________________
  1. Узнавание действий на иллюстрации.

Выяснение объема глагольной лексики в процессе рассматривания сюжетных картинок, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия.

Предложите  показать нужную в ответ на вопрос: «Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит ,играет, умывается)».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Понимание различных грамматических форм словоизменения

  • Понимание форм единственного и множественного числа существительных

_______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  • Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами

-   Положи кубик в машинку _______________________________________________

-   Поставь  кубик на стол  _________________________________________________

  • Понимание уменьшительно - ласкательных суффиксов существительных      

 _____________________________________________________________________

  1. Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят. Выявляется в процессе совместного рассматривания книжки. _______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод об уровне развития импрессивной речи ребенка: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для оценки уровня понимания обращенной речи использовались уровни, выделенные Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой.

VI. Самостоятельная речь ребенка

Активный словарь может быть представлен следующими группами лексических средств: звукоподражаниями, звуковыми комплексами, квазисловами (звуковые элементы, образованные самим ребенком вне соответствия с нормами языка), слов лепетного происхождения (мама, папа, няня), звуковыми жестами и небольшим количеством простых общеупотребительных слов.

Выявляется на основании анкеты 3, в процессе наблюдения за самостоятельной деятельностью ребенка, специально организованной  деятельности логопеда и ребенка (игровые действия с  игрушками, рассматривание картинок).

Значение

Звукокомплексы

Лепетное называние

Общеупотребит. слова

Устойчивость

(использование в разных ситуациях)

Общее количество звукокомплексов, которыми ребенок пользуется  _______________________________________________________________________

Уровень сформированности экспрессивной речи: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII. Строение и функционирование артикуляционного аппарата

  • Навыки жевания и глотания ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Артикуляционный праксис ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выявляется во время беседы с мамой, наблюдения за процессом кормления, исследуется во время игровой ситуации «Делай как Я».

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература

  • Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с. (с.19-20).
  • Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/

Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. – 240.

  • Альманах института коррекционной педагогики РАО  Выпуск третий, 2001г. Ранний возраст. Разенкова Ю.А. Логопедическое обследование детей раннего возраста.
  • Жиянова П. Л. Формирование навыковобщения и речи у детей

с синдромом Дауна/ М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010.

        

Приложение 1

Протокол наблюдения за свободным поведением ребенка

Ф.И. ребенка_______________________________________________           Возраст_______________

Параметры поведения

Наблюдение

Перемещение по комнате

Движения

Мимика

К каким предметам подходит, берет; что с ними делает

Спонтанные самостоятельные вокализации, слова, предложения

Настроение и эмоциональные реакции ,

Как реагирует на приближение другого человека

Спонтанный взгляд на другого

Реакция на тактильный контакт

Реакция на попытку вмешаться в занятия, в игру

На какие предметы, предложенные взрослым, обратил внимание

Реакция на комментирующую речь взрослого

Спонтанное взаимодействие с другим человеком

Приложение 2.

Анкета для родителей  №1.

«Ваш ребенок»

Ф.И. ребенка ___________________________________________________________

Анамнестические данные

От какой беременности по счету? _________________________________________

Как протекала беременность и роды? ______________________________________ ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Когда закричал? ________________________________________________________

Состояние ребенка при выписке из родильного дома? ________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раннее развитие

Когда стал держать головку _____ мес.,   сидеть____ мес.,   вставать_____ мес.,

ходить___________?

Какие заболевания перенес до года? _______________________________________

______________________________________________________________________

Речевое развитие ребенка

Гуление _________мес.,    лепет __________мес.,    первые слова ________              .

Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по каким причинам, как долго длилось, с какими последствиями) ________________________________

______________________________________________________________________

Состояние здоровья

Слух _________________________________________________________________

Зрение ________________________________________________________________

Другие нарушения ______________________________________________________

Соматические заболевания_______________________________________________

______________________________________________________________________

Речевая среда

Наследственные факторы (нарушения речи у близких):

______________________________________________________________________

Обращались ли раньше к логопеду, дефектологу (если да, указать, как долго длились занятия)? ______________________________________________________________

______________________________________________________________________

Что Вы можете сказать о речи и развитии  Вашего ребёнка? __________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Как часто вы готовы (имеете возможность) заниматься с ребёнком по заданию логопеда: один раз в неделю, два раза в неделю, три раза в неделю, по выходным дням (нужное подчеркните).

Индивидуальные особенности ребенка

Личностные черты (особенности характера):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Увлечения: ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Другие особенности:____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Дата_____________                                                         Роспись__________________

Благодарю за сотрудничество!

Приложение 3.

Анкета для родителей №2

" Коммуникативные способности ребенка".

ФИО ребенка _______________________      Возраст ________________

Умение внимательно слушать, смотреть и реагировать.

ДА

НЕТ

Задерживает ли малыш на мгновение взгляд на вашем лице, когда вы с ним разговариваете?

Смотрит ли малыш на предмет, который вы держите?

Следит ли малыш глазами, поворачивает голову, когда вы его зовете?

Смотрит ли малыш на предмет (картинку) вместе с вами, по меньшей мере, 2 минуты, т.е. переводит ли он свой взгляд с вас на предмет                (картинку) и обратно?

Выполняет ребенок простые указания, когда они сопровождаются соответствующими жестами? ("Дай", "Возьми")

Подражание

Подражание действиям

Стучит по столу ладошкой или ложкой?

Хлопает в ладоши?

Машет на прощание рукой?

Подражание мимике

Показывает язык?

Причмокивает губами (поцелуй)?

Произносит "ч-ч-ч", прижимая к губам палец?

Облизывает губы языком?

Подражание звукам

Один гласный звук:

"А", "О", "У"?

Повторяющиеся комбинации гласного и согласного:

"да-да-да", "му-му-му"?

Короткие слова:

"мама", "папа", "пока", "дай"?

Навыки общения

Умение здороваться (жестом или звуком)

Умение прощаться

Умение делиться информацией (когда вы рассматриваете книжку, указывает ли малыш на заинтересовавшую его картинку, взглядывая на вас?)

Умение давать предметы другим людям

Умение просить предмет (взглядом, жестом, звуками)

Умение просить помощи (посадить на качели, взять на руки)

Отказ от предметов  или помощи (качает головой, отталкивает руками)

"Подпевает " ли малыш, издавая какие-либо звуки,

когда слышит любимую песню или смотрит мультфильм?  

Издает ли ребенок какие-либо звуки, когда играет с игрушками?

Приложение 4.

Анкета для родителей № 3

"Невербальные средства коммуникации" (жесты, мимика)

Ф.И. ребенка _________________________________    Возраст  ____________

Проявление

Значение

Приложение 5.

Анкета для родителей № 4

"Самостоятельная речь ребенка".

Ф.И. ребенка ______________________________      Возраст ______________

Единица речи

Без лексической нагрузки

(не связано с конкретным предметом или объектом)

С лексической нагрузкой

(связано с определенным предметом или объектом)

Использование звуков

Использование слов

Использование словосочетаний и предложений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста

В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста....

Речевая карта логопедического обследования детей в ГБДОУ №86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Для определения уровня развития речи ребёнка и постановки логопедического диагноза  необходимо проведение логопедического обследования с помощью речевой карты....

Речевая карта (логопедическое обследование детей 5-6 лет)

Речевая карта Фамилия, имя  ___________________________________________________________________Возраст...

План - протокол логопедического обследования детей раннего возраста.

Материал предназначен  учителям - логопедам дошкольных учреждений, содержит план обследования, конкретные задания и критерии оценки всех компонентов и функций  речи детей раннего возраста (о...

Карта логопедического обследования детей раннего возраста

Карты логопедического обследования детей от 1г 6 мес до 2х лет, от 2х до 3х лет....

Логопедическое обследование детей раннего возраста

 Цель логопедического обследования детей раннего возраста: - раннее распознавание отклонений речевого развития.   Чем раньше выявляются индивидуальные проблемы в раннем речевом р...

Карта логопедического обследования детей

- Карта логопедического обследования детей 6 – 7 лет ...