План - протокол логопедического обследования детей раннего возраста.
методическая разработка по логопедии на тему

Панова Наталья Владимировна

Материал предназначен  учителям - логопедам дошкольных учреждений, содержит план обследования, конкретные задания и критерии оценки всех компонентов и функций  речи детей раннего возраста (от 0 до 3 лет).

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – протокол логопедического обследования всех компонентов и функций речи детей  раннего возраста (от 0 до 3 лет).

Ф.И.О. ребенка_____________________________________________________________________        

Возраст ____________________________________________________________________________

План обследования

Протокол обследования. Задания.

Критерии оценки

                                                                                                    От 0 до 1года

Период новорождённости.

- характер первого крика

     —   физиологическая функция дыхания

     —   интенсивная терапия в неонатальном периоде

—   хирургические мероприятия в неонатальном периоде

—   первое кормление ребенка грудью

—   причины раннего искусственного вскармливания

—   длительность кормления

 —   характер сосательных и глотательных движений при кормлении

Аналитические данные.

- крик (громкий, пронзительный, хриплый, слабый, тихий, после хлопка по попке, после стимуляции, не кричал);

   -  (дышал самостоятельно с рождения, проводились реабилитационные мероприятия из-за заглатывания околоплодных вод или слизи, подключали к аппарату искусственной вентиляции легких, на какой срок, длительность нахождения в кювезе);

- терапия не проводилась, проводилась (антибиотики, заменное переливание крови, подключение к капельнице);

-   хирургические мероприятия не проводились, проводились в случаях тяжелой врожденной патологии органов дыхания, кровообращения, голосообразования и т.п.);

—    кормление ребенка грудью (на какой день, сосал сам или кормили сцеженным молоком из бутылочки, использовался ли молокоотсос);

      —   причины раннего искусственного вскармливания (стафилококк в материнском молоке, заболевание матери, болезнь ребенка, слабость сосательного рефлекса, разлука с матерью и др.);

      —   длительность кормления (быстро уставал и засыпал, отсасывал молоко у соска и отказывался сосать дальше, активно сосал все кормление, отказывался брать грудь, требовал соску);

      —   характер сосательных и глотательных движений при кормлении (срыгивания, поперхивания, захлебывания, вытекание молока через нос, вялость губ, болезненное «покусывание» груди во время кормления).

От 1 до 3 месяцев

—   характер реакций на голод, охлаждение или перегрев при купании

      —   появление первых мимических гримас

      —   начальное зрительное и слуховое сосредоточение

—   «оральное внимание»

      —   наличие «комплекса оживления»

—   характер преобладающих реакций на раздражители

—   характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери

      —   проявление положительных эмоций

- доречевые реакции

Естественное наблюдение.

Опрос родителей.

Осмотр логопеда.

—   характер реакций на голод, охлаждение или перегрев при купании (резкий крик и общая двигательная активность, вялое покряхтывание, длительный пронзительный крик, общая вялость и пассивность);

      —   появление первых мимических гримас (реакция на «сладкое-горькое» при изменении питания кормящей матери или введении новой смеси или пищевых добавок), их симметричность или ассимметричность, вялость, смазанность;

      —   начальное зрительное и слуховое сосредоточение (затихает при поднесении к лицу яркого, светящегося предмета или прислушиваясь к новому звуку на фоне других);

      —   «оральное внимание» (фиксирует взгляд на лице говорящего взрослого);

      —   наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого);

      —   характер преобладающих реакций на раздражители (резкий звук, яркие блики, болевые ощущения): крик, плач, вздрагивание, широкое открывание глаз, начальное сосредоточение, отсутствие реакций;

      —   характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери: «оральное внимание», «комплекс оживления», отворачивается в сторону, плачет, не реагирует;

      —   проявление положительных эмоций в комфортных условиях, например после кормления или смены мокрых пеленок (покряхтывание, ворчание, сопение и т.п.).

 Первые доречевые реакции младенца:

       —   начальное гуление— «гуканье»;

      —   истинное гуление (время его появления, длительность и напевность голосовой продукции, наличие голосовой и двигательной аутостимуляции, особенности общего поведения при гулении, наличие/отсутствие эмоциональной реакции на ухаживающего взрослого в форме более активного гуления после звуковой или двигательной стимуляции);

      —   первые реакции на интонацию взрослого (сердитую, ласковую), их проявления в форме плача, комплекса оживления, мимических гримас;

      —   монотонность/выразительность, напевность гуления, модулированный/немодулированный характер первой доречевой продукции.

С 3 до 6 месяцев

— характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения

—   особенности интонационной окрашенности голосовых реакций

переход к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности

      —   изменение поведения в ответ на слуховые раздражители

      —   наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре

      —   патологические трудности при переходе на густую пищу

      —   особенности визуального контакта с близкими людьми

—   неполноценность комплекса оживления

Естественное наблюдение.

Опрос родителей.

Осмотр логопеда.

      — характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят на него (активно реагирует, не обращает внимания, тянет руки к взрослому, отворачивается, плачет, проявляет беспокойство; спонтанное или ситуативно обусловленное «гуканье», преобладание коротких голосовых серий, переход к длительной напевной вокализации);

      —   особенности интонационной окрашенности голосовых реакций и их мелодической организации (выразительность, монотонность, скандированность, истощаемость голоса и дыхания, близость вокальной продукции к мелодике родного языка ребенка);

      —   переход к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности (с акцентацией на первом «слоге» серии);

      —   изменение поведения в ответ на слуховые раздражители (ребенок оборачивается на хлопок ладонями, закрывает глаза на громкий шум, поворачивает голову по направлению шелеста бумагой, звучания колокольчика, скрипа двери);

      —   наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре (гримасничанье, первый смех типа «повизгиванья», щелканье языком, пришлепывание губами, «жевание» игрушек);

      —   патологические трудности при переходе на густую пищу (наличие рвотного рефлекса при попытке кормить с ложки, особенности формирования умения пить глотками из поильника, сглатывать с кончика языка капельки жидкости или крошки печенья): «дисфагия»;

      —   особенности визуального контакта с близкими людьми: поиск или избегание встречного взора, напряженность, отстраненность взгляда;

      —   неполноценность комплекса оживления (отсутствие двигательного, голосового, эмоционального компонента, его безадресность или адресованность неодушевленным предметам, запаздывание реакции на раздражитель).

С 6 до 9 месяцев

- Особенности формирования лепета.

- Особенности формирования понимания обращенной речи.

- Развитие паралингвистических форм коммуникации.

- Развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи:

- Характер взаимодействия матери и ребенка:

Наблюдение.

Осмотр логопеда.

Особенности формирования лепета:

- отсутствие лепета, смодулированный по громкости и тону лепет, его затухание в этом периоде; постепенное обогащение звукового состава, интонационная выразительность речевой продукции;

      —   близость лепета к интонационным особенностям родной речи (незавершенность интонации, перепады частоты основного тона по высоте и громкости, удлинение ударных гласных и т.п.);

      —   лепетные диалоги: постепенный переход от эмоциональной реакции на обращенный монолог матери к диалогу мать — ребенок, в котором они выражают свое эмоциональное отношение друг к другу в сериях слоговых последовательностей (ба-ба-ба, ма-ма-ма);

      —   умение ребенка выражать свои эмоции в обществе других людей или в одиночестве (при игре с игрушками) с помощью лепета.

 Особенности формирования понимания обращенной речи:

      —   знает свое имя (реакция на имя), начинает различать имена близких людей — как их называют в семье (мама, папа) и поворачивать голову в их сторону в ответ на вопросы: «Где мама?»; «Где папа?».

 Развитие паралингвистических форм коммуникации:

      —   выражение своих просьб жестами и требовательными возгласами, криком;

      —   формирование направленного взгляда («соединяющего»), использование его наряду с жестами, чтобы получить необходимую игрушку, пищу;

      —   умение всегда смотреть в глаза своему «собеседнику», соблюдать некую последовательность, отдаленно напоминающую диалог, при «беседе» со взрослым (в «диалогических» лепетных сериях).

 Развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи:

—   постепенно ослабевает рвотный рефлекс, сдвигаясь к корню языка, и ребенок получает возможность не только сосать во рту твердую пищу, но и есть рассыпчатую картошку и кусочки бисквита;

      —   развиваются движения языка из стороны в сторону и вверх-вниз, необходимые для разжевывания твердой пищи во рту, и ребенок перестает выталкивать твердую пищу изо рта движением кончика языка вперед;

      —   переход от питья кефира (густой жидкости) к умению пить воду из чашки маленькими глотками, не захлебываясь и не поперхиваясь.

 Характер взаимодействия матери и ребенка:

—   сколько времени мать уделяет общению с ребенком, игре с ним;

—   пытается ли мать активизировать ответную реакцию малыша.

С 9 до 12 месяцев.

Общая моторика.

Ручная моторика.

Оральный праксис.

Зрительное восприятие.

Слуховое восприятие.

Импрессивная речь.

Экспрессивная речь.

Строение и подвижность артикуляционного аппарата.

Естественное наблюдение.

Опрос родителей.

Осмотр логопеда.

Ползает. Самостоятельно стоит. Самостоятельно ходит. Наклонившись, поднимает предмет с пола. Встает самостоятельно.

Формируется спастичность, выраженными становятся симптомы атаксии и гиперкинезы.

Берет 2 предмета сразу. Трясет предметы. Перекладывает предметы из одной руки в другую. Исследует предметы.

Хватает предметы большим и указательным пальцами. Стучит предметами друг о друга. Вынимает предметы из ящика и кладет их обратно. Использует указательный палец при показе.

Формируется спастичность, выраженными становятся симптомы атаксии и гиперкинезы.

Облизывает ложку. Пьет из чашки. Выплевывает еду кончиком языка. Жует твердую пищу. Движение губами при словах «ам-ам».

Наблюдает за движущимся человеком. Следит за упавшим предметом. Рассматривает свои руки. Узнает свою бутылочку. Находит накрытый предмет.                                                

Предпочитает определенную игрушку. Наблюдает за своим отражением.                                                

Следит за катящимся мячиком. Рассматривает яркие картинки.                                                

                                                

Реагирует на успокаивающий тон взрослого. Реагирует на успокаивающий тон взрослого. Прислушивается к шагам.                                                

Реагирует на шепотную речь. Реагирует на строгий тон.                                                

Поворачивает голову на звук. Прислушивается к шагам.                                                

Реагирует на шепотную речь. Реагирует на строгий тон.                                                

Поворачивает голову на звук.                                        

Понимает смысл сказанного.                                                

Смотрит в сторону называемого человека.                                                

Реагирует на просьбу «Иди ко мне».                                                

Понимает смысл просьбы «Открой рот».                                                

Реагирует на свое имя.                                                

                                                

Выражает эмоции звуками.                                                

Подражает звукам.                                                

Произносит 4 различных слога.                                                                                                

Выражает желание звуками.                                                

Звуки [а], [о], [у], [м], [б], [п].                                                

Произносит 2 слова.                                                

Подражает звукам 2-х животных.                                                

Повторяет за взрослым 2 слова.                                                

 

Артикуляционный аппарат:

-губы (норма, рубцы, неполное смыкание, диспропорция, расщелина, др._______)

-зубы (норма, комплектация: полная, отсутствие, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют, др. ____________________)

-прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест)

-язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/право)

-подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная)

-твердое нёбо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

-мягкое нёбо (норма, укороченное, провисание: оправа, слева; расщелины; увуля: норма, не сформирована, раздвоена)

Параметры движения (губ, щек, языка):

- объем движений: в полном объеме, ограничен;

- точность выполнения: сохранна, нарушена;

- тонус без особенностей, повышен, снижен;

- темп движений: нормальный, медленный быстрый;

- переключаемостъ движений: нормальная, замедленная, персеверации, замена движений;

- тремор: усиление гиперкинеза при повторный движениях и удержании позы, синкенезии, слюнотечение.                                                

От 1 года до 3 лет.

Общая моторика.

Ручная моторика.

Слуховое восприятие.

Импрессивная речь.

Экспрессивная речь.

Строение и подвижность артикуляционного аппарата.

Игровые задания.

«Полоса препятствий»

«Собери пирамидки»

«Узнай (найди) звучащую игрушку»

«Кто так говорит?»

«Прячем игрушку»

«Что это такое?»

«Что делает?»

«Чье это?»

«Один и много»

«Слушаем рассказ»

Поднимает предмет, присев на корточки.                                                

Бегает.                                                

Идет по лестнице с опорой.                                                

Идет спиной вперед.                                                

Бьет по мячу ногой.                                                                                                

Сидит на корточках.                                                

Поднимается по лестнице без опоры.                                                

Спускается по лестнице с опорой.                                                

Сохраняет равновесие при ходьбе.                                                

Прыгает обеими ногами.

Бросает мячик двумя руками.                                                

Пьет из чашки.                                                

Распаковывает предмет.                                                                                                

Бросает бусинку в бутылочку.                                                

Открывает крышечку коробочки.                                                

Рисует каракули.                                                

Раздевается самостоятельно                                                                                                

Переворачивает странички                                                

Достает бусинку из бутылочки.                                                

Бросает мячик одной рукой.                                                

Ест ложкой.                                                                                                

Надевает бусинки на проволоку.                                                +

Складывает лист бумаги пополам.                                                +

Переливает воду из сосуда в сосуд.                                                +

Рисует круги, правильно держа карандаш.                                                +

Застегивает пуговицы.                                                +

Формируется предпочтение руки.

Различает на слух 2 удара                                                +

Определяет и показывает направление звука: вверху         внизу      слева      справа Дифференциация звучащих игрушек: бубен — флейта     металлофон — молоток

две погремушки                       два колокольчика                                        

Указывает на 2-х названных людей                                                

Указывает на 4 названных предмета                                                

Понимает вопрос «Хочешь...?»                                                

Понимает ласковые слова и «баю-бай»                                                

Понимает призыв «гулять»                                                

Понимает смысл 20 слов                                                

Показывает 8 названных предметов                                                

Показывает 4 названных людей                                                

Понимает «До свидания», «Пока»                                                

Выполняет просьбу «Дай мне еще один»                                                

Понимает просьбу «Уложи куклу  баиньки»                                

Понимает двойное обозначение места («Положи в спальню на кровать, на стол в кухне»)                                                

Выполняет двойную просьбу                                                +

Понимает глаголы на картинке                                                +

Сформированы понятия «один — много»

Выражает желание словами.

Звуки [н],      [л],       [д],       [т],      [в],     [ф].                                                

Использует 5 слов.                                                

Называет 3-х людей по имени.                .                                

Называет 4 предмета.                                                

Называет 2 вида деятельности.                                                                                                

Использует 10 слов.                                                

Называет себя по имени.                                                

Говорит «там», «уйди», «пожалуйста», «спасибо».                                                

Называет 2 свойства предмета.                                                

Произносит фразу из 2-х слов.                                                

Употребляет местоимения «он», «она», «оно».                                                                                                

Употребляет слова «еще», «опять», «много».                                                +

Повторяет фразу из четырех слов.                                                +

Спрашивает «Что это?».                                                +

Произносит фразу из трех слов.                                                +

Разговаривает с игрушками.                                                +

Звуки [р],       [с],      [ш],      [ч],     [ц],     [щ].

Артикуляционный аппарат:

-губы (норма, рубцы, неполное смыкание, диспропорция, расщелина, др._______)

-зубы (норма, комплектация: полная, отсутствие, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют, др. ____________________)

-прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест)

-язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/право)

-подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная)

-твердое нёбо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

-мягкое нёбо (норма, укороченное, провисание: оправа, слева; расщелины; увуля: норма, не сформирована, раздвоена)

Параметры движения (губ, щек, языка):

- объем движений: в полном объеме, ограничен;

- точность выполнения: сохранна, нарушена;

- тонус без особенностей, повышен, снижен;

- темп движений: нормальный, медленный быстрый;

- переключаемостъ движений: нормальная, замедленная, персеверации, замена движений;

- тремор: усиление гиперкинеза при повторный движениях и удержании позы, синкенезии, слюнотечение.                                                                        +

Логопедические карты для диагностики речевых расстройств. Е.Д. Дмитрова Москва 2008

Организация и содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья: /Ред. сост. Г.Н. Лаврова – Челябинск,  2012. –  287с.

Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. Под общей редакцией профессора Г.В. Чиркиной Москва 2003



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста

В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста....

План – протокол логопедического обследования всех компонентов и функций речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).

Материал предназначен  учителям - логопедам дошкольных учреждений, содержит план обследования, конкретные задания и критерии оценки всех компонентов и функций  речи детей с 3 до 7 лет....

протокол логопедического обследования детей 6-7 лет

протокол логопедического обследования детей 6-7 лет...

Карта логопедического обследования детей раннего возраста

Карты логопедического обследования детей от 1г 6 мес до 2х лет, от 2х до 3х лет....

ПРОТОКОЛ логопедического обследования детей 5-6 лет

Протокол логопедического обследования...

Логопедическое обследование детей раннего возраста

 Цель логопедического обследования детей раннего возраста: - раннее распознавание отклонений речевого развития.   Чем раньше выявляются индивидуальные проблемы в раннем речевом р...

Карта логопедического обследования детей раннего возраста с отсутствием вербальных средств общения

Карта разработана с целью логопедического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста со сложными (комплексными) нарушениями развития (синдромом Дауна, расстройствами аутистического спе...