План – протокол логопедического обследования всех компонентов и функций речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Панова Наталья Владимировна

Материал предназначен  учителям - логопедам дошкольных учреждений, содержит план обследования, конкретные задания и критерии оценки всех компонентов и функций  речи детей с 3 до 7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – протокол логопедического обследования всех компонентов и функций речи детей  дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).

Ф.И.О. ребенка_______________________________________________________________        

Возраст, школа, детский сад        ______________________________________________

Дополнительные сведения (существенные данные речевого анамнеза - время появления)___________________________________________________________________        _

_первые слова_____________________________фразовая речь________________________

Логопедическая помощь: (не)оказывалась _________________________________________

Общая  моторика:  двигательные упражнения воспроизводит (не)точно, координация движений (не)нарушена;

  Мелкая моторика:  «Замочек»           «Зайка»       «Коза»    умение держать карандаш   развита (не)достаточно; ведущая рука (правая, левая);   объем движений: (не)полный, сопутствующие движения.

Состояние волевых процессов: внимание (не)достаточно устойчивое, быстро истощается, требует переключения с одного вида деятельности на другое, плохое переключение;

работоспособность: низкая, снижена, достаточная, высокая.

План обследования

Протокол обследования. Задания.

Критерии оценки

Коммуникативная функция речи:

- коммуникативная активность

Неформальная беседа на интересующие ребёнка темы.

Наблюдение.

Соответствует возрастной норме.

Чрезмерная активность.

Низкая активность.

Речевой негативизм.

Отказ от коммуникации.

- адекватность взаимодействия

Полностью адекватна ситуации общения.

Частично адекватна ситуации.

Неадекватна ситуации.

- средства коммуникации

Вербальные.

Невербальные.

Жестовая речь.

Система символов.

БЛИСС

Коммуникация отсутствует.

Импрессивная речь:

- пассивный словарь

- простые словесные инструкции

- сложные многоступенчатые инструкции

Существительные.

Глаголы действия, движения, состояния;

Прилагательные качественные, относительные, притяжательные;

Числительные простые количественные и порядковые;

Предлоги .

Задания:

«Покажи и назови»

«Выполни действие» (предлоги)  (3 – 4 г.)

Узнавание предметов и явлений окружающего мира по лексическим темам.

(5 – 7 лет)

«Узнай предмет по описанию»

«Когда это бывает?» (части суток, времена года).

«Где находится предмет?» (пространственные отношения, понимание предлогов).

Соответствует возрасту, сформирован недостаточно, снижен значительно, не сформирован.

Затруднено/ невозможно узнавание предметов по описанию.

Понимает/не понимает временные, пространственные отношения, величину предмета, форму предмета.

Наблюдение.

«Выполни задание»

Выполняет,

доступны на обиходном уровне,

не доступны.

Экспрессивная речь:

- собственная речь

- активный словарь

- обобщающие понятия

- признаки качества, состояния предметов

- подбор синонимов, антонимов.

Задания:

(3 – 4 г.)

«Кто это? Что это?»

«Назови на рисунке предметы, которые знаешь?»

(5 – 7 лет)

«Назови части»

«Назови профессию»

Задания:

«Кто что делает (делают)?»

«Какие предметы бывают красного (зелёного, желтого и т.д.) цвета?»

«Что бывает кислое (сладкое), холодное (горячее) и т.д.?»

«Скажи наоборот»

«Как сказать по – другому?»

«Назови одним словом»

Собственная речь (полное отсутствие звуковых и словесных средств общения, произносит отдельные звуки, звукокомплексы; повторяет слова за взрослым, произносит несколько лепетных слов, аморфные слова, пользуется простой фразой, пользуется развёрнутой фразой).

Активный словарь: соответствует возрастной норме, снижен незначительно, бытовой ограниченный, бытовой обиходный, резко ограничен, беден). Обобщающими понятиями (владеет в полном объёме, владеет в недостаточном объёме, не владеет). Признаки качества, состояния предметов (подбирает, подбирает с ошибками, не подбирает)

Синонимы, антонимы (подбирает, подбирает с ошибками, не подбирает)

Грамматический строй речи:

- грамматическое структурирование высказывания;

- составление предложений

(по сюжетным картинкам, по опорным словам, деформированное предложение);

- навыки словообразования и словоизменения (

- использование предлогов.

Построение предложений.

Выявления способности словоизменения:

- осознание рода существительных путем подстановки местоимений «мой, моя, мое»;

-  изменение существительных по числам;

-  изменение прилагательных в роде и числе;

-  изменение глаголов по числам;

-  изменение существительных по падежам;

-  согласование существительных с числительными;

-  изменение прилагательных по падежам.

Выявление способности словообразования:

-  суффиксальным способом;

-  префиксальным способом.

Беседа.

Задания:

«Что из чего?»

«Скажи ласково»

«Один – много»

«Много чего?»

«Чего не стало?»

«Кто как голос подаёт?»

«Детёныши птиц и животных»

«Заяц – хвастун» (сравнительная степень прилагательных).

«Чей? Чья? Чьи? Чьё?»

«Что без чего?»

«Кому что?»

«Чем выполним работу?»

«Найди предметы» (предлоги)

«Сколько чего?»

Высказывание (соответствует возрастным нормам, (не) сформировано недостаточно, аграмматично). Предложения не составляет, составляет (самостоятельно, по образцу, по наводящим вопросам, простые нераспространённые, простые распространённые, сложные конструкции, отдельными несвязными между собой словами, с перечислением отдельных предметов, с нарушением согласования слов).

 Навыки словообразования, словоизменения (сформированы, сформированы недостаточно, не сформированы).

Простые, сложные предлоги (употребляет, не употребляет).

Фонетическая сторона речи.

«Повтори слова» (3 – 4 г.)

(5 – 7 лет)

«Повтори предложения»

У Сони цветик – семицветик.

У старушки пушистая шуба.

Жёлтая змея шипит, а зелёный жук жужжит.

Чистит чисто чудо – щётка.

Сел щенок у синей чашки. Щипцы и клещи – нужные вещи.

Яна лепит львёнка для Юли.

Рыболов Володя поймал крокодила.

«Расскажи стихотворение»

Звукопроизношение: изомеров, в слогах, словах, предложениях (не нарушено, смешение звуков, искажение звуков, замены звуков, отсутствие звуков, не автоматизировано)

Звуковая структура слова

Слова двухсложные, трёхсложные, слова со стечением согласных, многосложные слова.

 «Повтори слова: автобус, сковорода, велосипед, гусеница, конфета»

«Повтори предложения»

(Мама купила разноцветные карандаши. Пингвин гуляет с пингвинёнком.)

«Сосчитай пуговицы»

Нарушена способность воспроизводить слоговые элементы.

Не нарушена,

нарушена (замены, пропуски звуков, перестановки слогов в словах разной слоговой структуры; в многосложных словах; в словах  при стечении согласных).

Состояние просодики, темп, ритм, выразительность речи.

Беседа.

Голос (без особенностей, тихий, слабый, угасающий).

Тембр (без особенностей, нозализованный, хриплый, монотонный).

 Темп (без особенностей, замедленный, ускоренная, запинки несудорожного характера, клонические, тонические судороги).

Разборчивость речи (внятная, невнятная, смазанная, малопонятная, нечёткая).

Строение и моторика артикуляционного аппарата.

Наблюдение.

Артикуляционные пробы:

«Улыбка – трубочка»

«Вибрация тпру»

«Блинчик», «Часики»,

«Вкусное варенье», «Лошадка»

«Открой рот, скажи громко – А».

Не нарушены, нарушены (паретичность, спастичность мышц органов артикуляции). Мышцы лица (вялые, твёрдые, напряжённые). Губы (вялые, напряжённые, не принимают участия в артикуляции звуков, ассиметрия губ, носо – губная складка сглажена). Язык (тонкий, вялый, на дне полости рта, кончик языка малоактивный; напряжённый, малоподвижный). Артикуляция (смазанная, нечёткая, не удерживает позу, снижен объём движений, утомляемость мышц). Гиперкинезы, девиация (кончика языка, языка), апраксии (затруднена переключаемость движений, хаотичные движения), цианоз (лёгкий, при нагрузке), саливация.

Подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная, подвижная, малоподвижная).

Самостоятельное связное высказывание.

«Найди «лишний» предмет, объясни, почему он «лишний» (5 – 7 лет)

«Чем отличаются самолёт и птица?

Чем они похожи». (5 – 7 лет)

Рассказ по сюжетной картинке.

Пересказ.

Рассказ по серии картинок.

Описательный рассказ.

Самостоятельное связное высказывание: полностью отсутствует (формируется); пересказ рассказа, составление рассказа (развёрнутая фразовая речь, отвечает односложно, короткая фраза, самостоятельно, нуждается в стимуляции со стороны взрослого).

Состояние фонематического слуха:

- акустически сходные звуки;

- фонемы по артикуляторным сходствам;

- артикуляторно и акустически сходные звуки;

- изолированные согласные звуки;

- гласные сзвуки;

- исследуемый звук в слове;

- слова – паронимы.

Акустически сходные фонемы: ш-с; ж-з;ч-ц;с-ш.

Фонемы по артикуляторным сходствам: з-л.

Артикуляторно и акустически сходные звуки: п-б; д-т; к-г; ч-щ;с-з;ш-ж.

Изолированные согласные, гласные, исследуемый звук в слове.

Слова – паронимы.

«Покажи где (дрова – трава и т.д.) (3 – 4 г.)

«Повтори, как попугай» (звуки, слоги, слова) (5 – 7 лет)

Не нарушено, нарушено (смешивает фонемы по акустическим, артикуляторным признакам); слова – паронимы (не)воспроизводит, воспроизводит с ошибками.

Навыки акустического анализа и синтеза.

-Назови  гласный звук в начале, в середине, в конце слова.

-Назови согласный звук в начале, в конце слова.

-Сколько  звуков в слове.

-Назови звуки по порядку.

 -Сколько  слогов в слове.

- Сколько слогов в слове.

- Сколько слов в предложении.

- Назови слова по порядку в предложении.

Дай характеристику звуку (гласные и согласные; твёрдые и мягкие; звонкие и глухие).

Звуко – буквенный анализ сформирован, не сформирован. Сформирован недостаточно (не выделяет гласный звук в начале, в середине, в конце слова; не выделяет согласный звук в начале, в конце слова. Не определяет (количество звуков в слове, последовательность звуков в слове;  количество слогов в слове, последовательность слогов в слове; количество слов в предложении, последовательность слов в предложении). Не дифференцирует: гласные и согласные; твёрдые и мягкие; звонкие и глухие.

 

Заключение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата  __________________________     Логопед  ___________________________________                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол логопедического обследования ребёнка (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

Представляю вниманию коллег созданный мной протокол для логопедического обследования, в который вносятся ответы детей по всем разделам ( речевые и неречевые процессы, мышление, психологические особенн...

Протокол логопедического обследования ребенка с ОНР. Подготовительная группа

Одним из важных этапов логопедической работы является логопедическое обследование. От того, насколько правильно специалист определит структуру речевого нарушения, зависит эффективность логопедической ...

Протокол логопедического обследования

В протоколе отражены основные показатели, по которым проводится обследование речевой системы дошкольника. ...

Протокол логопедического обследования (3-4 года)

Протокол логопедического обследования (3-4 года)Дата обследования__________________ Возраст на момент обследования_________________________Ф.И. ребенка_________________________________________________...

Протокол логопедического обследования (4—5 лет)

Протокол логопедического обследования (4—5 лет)Дата обследования_______________ Возраст на момент обследования________________Ф.И.ребенка______________________________________________I. ОБСЛЕДОВАНИЕ А...

Протокол логопедического обследования (5-6)

Протокол логопедического обследования (5-6)Дата обследования ___________  Возраст на момент обследования_______________Ф.И ребенка_________________________________________________________I Обслед...

План - протокол логопедического обследования детей раннего возраста.

Материал предназначен  учителям - логопедам дошкольных учреждений, содержит план обследования, конкретные задания и критерии оценки всех компонентов и функций  речи детей раннего возраста (о...