Консультация для педагогов ДОУ "Классификации речевых нарушений и пути их преодоления"
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Воробьева Ольга Викторовна

Клиническая классификация речевых нарушений.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsii_rechevyh_narusheniy_.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Классификации речевых нарушений и пути их преодоления.

Клиническая классификация речевых нарушений (М. Е. Хватцев, Ф. A. Pay, О. В. Правдина, С. С. Ляпидевский, Б. М. Гриншпун и др.)

-нарушения голоса, -нарушения темпа речи, -заикание, -дислалия, -ринолалия, -дизартрия, -алалия, -афазия, -нарушения письма и чтения (аграфия и дисграфия, алексия и дислексия).

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений Левиной,  дефекты речи делятся на две группы: 1 -фонетическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие; общее недоразвитие речи. 2 -заикание

1. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.  Ребенок либо не может произнести звук/звуки (пропускает его или искажает произношение), либо заменяет один звук другим.

механическая -вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения (укороченная уздечка языка, слишком большой или слишком маленький и узкий язык, аномалии прикуса, неправильное строение нёба)

Функциональная – (неправильное воспитание речи ребенка в семье, подражание, двуязычие в семье, педагогическая запущенность, недоразвитие фонематического слуха

Дислалия бывает простая (здесь дефектно произносится один звук или группа однородных по произношению звуков (например, свистящие с,з,ц)) и сложная (нарушено произношение звуков из разных групп (например, свистящие и шипящие ш,щ,ж).

Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа:

I этап - подготовительный.

Основными его задачами являются:

а)        развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

б)       устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

II этап - формирование произносительных умений и навыков.

В задачи этого этапа входит:

а)        устранение неправильного звукопроизношения;

б)       развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;

в)        формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.

2. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией. Ограничена подвижность органов артикуляции, поэтому затруднено произношение. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации.

3. Ринолалия -  нарушение тембра голоса (он приобретает носовой оттенок) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Выделяют открытую ринолалию. При этой форме ринолалии струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при расщелине твердого и мягкого неба («волчья пасть), травме ротовой и носовой полости, паралича мягкого неба. При закрытой ринолалии  закрыт проход воздуха в нос. Причиной ее бывают разращения в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носового хода.

4. Алалия - полное отсутствие или частичное  недоразвитие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе и сохранном интеллекте, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

5. Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи).

- употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

- повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

- делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

- затрудняется перед началом речи.

ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

Основные проявления, характеризующие ФФНР:

-      Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков "с", "ч", "ш" ребенок произносит звук "ть": "тюмка" вместо "сумка", "тяска" вместо "чашка", "тяпка" вместо "шапка";

-   Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками "т" и "д", "р" заменяется на "л", "ш" заменяется на "ф". "Табака" вместо "собака", "лыба" вместо "рыба", "фуба" вместо "шуба";

-  Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки "р", "л" и "с" изолированно, но в речевых высказываниях вместо "столяр строгает доску" говорит "старял стлагает дошку".

Основными задачами коррекционного обучения являются следующие:

1.    Формирование звукопроизношения.

2.    Развитие фонематического слуха.

3.    Подготовка к обучению грамоте.

ОНР - общее недоразвитие речи. ОНР включает в себя различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

·           Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;

·           Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;

·           Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

·           Речь детей с ОНР малопонятна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания детей в группе с детьми имеющие речевые нарушения». «Роль семьи в преодолении дефектов речи».

СЛАЙД № 2Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.СЛАЙД № 3Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос&raq...

Консультация для педагогов "Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации"

Голос и речь воспитателя — важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие с другими участниками воспитательно-образовательного процесса, а...

Консультация для педагогов «Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации»

     Голос и речь воспитателя — важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие с другими участниками ...

Консультация для педагогов " Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходи...

Консультация для педагогов «Исправляем речевые нарушения посредством театрализованной деятельности»

    Учитель-логопед часто обращается к воспитателям с просьбой выполнить упражнения с детьми в группе, чтобы закрепить поставленные звуки в свободной речи. Ко...

Консультация для педагогов "Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Коррекционная работа воспитателей по профилактике речевых нарушений...

Консультация для педагогов "Причины речевых нарушений и задержки развития речи у младших дошкольников"

Консультация логопеда для педагогов ДОО на тему: "Причины речевых нарушений и задержки развития речи у младших дошкольников"....