Консультация для педагогов «Исправляем речевые нарушения посредством театрализованной деятельности»
консультация по логопедии

Новоселова Татьяна Александровна

      Учитель-логопед часто обращается к воспитателям с просьбой выполнить упражнения с детьми в группе, чтобы закрепить поставленные звуки в свободной речи. Когда и как это сделать? Как организовать дошкольников, чтобы им было интересно? Поскольку процесс автоматизации звуков речи протекает сложно, необходимо облегчить детям эту работу. Самый эффективный метод — театрализованная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tetralizovannaya_deyatelnost.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Консультация для педагогов

на тему:

«Исправляем речевые нарушения посредством театрализованной деятельности»

Подготовила:

Новоселова Т.А.,

учитель-логопед

Рубцовск, 2022 год

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах организации театрализованной деятельности с воспитанниками в решении коррекционно-развивающей задачи.

Автоматизация звука — важный этап в коррекции звукопроизношения. Переходить к нему можно только тогда, когда ребенок произносит звук изолированно правильно. Однако многократные повторы упражнений утомляют воспитанников. Им не нравится этот скучный и монотонный процесс. Ребенок дошкольного возраста не имеет достаточной мотивации, поэтому нежелание заниматься нужно преодолевать с помощью привычных для него видов деятельности.

Театрализованная деятельность при правильной ее организации — эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации звуков. Участие дошкольников в спектакле и театрализованных играх в детском саду положительно влияет на развитие и совершенствование речи. В процессе театрализованных игр у детей формируется навык уверенного общения в коллективе.

Театрализованные игры решают задачи коррекционно-развивающей работы:

  • развивают у дошкольников артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, речевое дыхание;
  • расширяют словарный запас;
  • способствуют совершенствованию монологической и диалогической речи;
  • развивают общую и мелкую моторику, координацию движений;
  • способствуют снятию мышечного напряжения, формированию правильной осанки.

Этапы организации театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность организуется поэтапно. Сначала педагог знакомит детей с произведением и распределяет роли. При этом он учитывает не только их возраст, но и личные пожелания.

Далее педагог «подгоняет» роль под определенного ребенка и разучивает с ним текст. «Подгонка» роли заключается в замене слов с учетом звукового наполнения, упрощении фраз. Но этого нельзя делать, когда педагог только знакомит воспитанников с произведением.

Следующий этап — подготовка оборудования и атрибутов: билетов, костюмов, афиши, декораций. К этому процессу следует привлекать детей с учетом их возрастных возможностей и родителей.

Также важно подобрать музыкальное сопровождение. В выборе музыки могут участвовать дети старшего дошкольного возраста. Целесообразно их привлекать и к исполнению музыкальных отрывков в ходе театрализованной деятельности.

Особого внимания требует репетиционный этап. Важно, чтобы дети не уставали и не теряли интерес к деятельности. Сначала педагог проводит репетиции индивидуально, затем в малых группах по 3–4 человека. На репетициях, помимо текста, дошкольники разучивают мимику, жесты, походку своих героев.

На заключительном этапе педагог организует общую игру-драматизацию.

Участие специалистов в театрализованной деятельности

Чтобы театрализованная деятельность была результативной, необходимо привлекать к ее организации всех специалистов ДОУ. При этом каждый специалист должен выполнять свои функции.

Инструктор по физической культуре развивает физические характеристики исполнителей ролей: общую координацию, пластичность, правильную осанку и походку. Эти навыки он закрепляет посредством подвижных игр.

Музыкальный руководитель ставит ребенку голос так, чтобы он соответствовал роли. Для этого определяет нужную высоту и тембр. Затем подбирает соответствующие характеру и темпераменту персонажа музыкальные отрывки, ритмические упражнения с переключением внимания. Кроме того, музыкальный руководитель прослушивает с детьми мелодии и обучает самостоятельно их воспроизводить.

На воспитателя и учителя-логопеда ложится основная нагрузка.

Воспитатель сначала читает детям художественное произведение. Во время беседы дошкольники обсуждают сюжет, героев, их характеры, отдельные эпизоды.

Чтобы закрепить полученную информацию, воспитатель организует занятия по изобразительной деятельности: дошкольники лепят, рисуют героев, делают индивидуальные и коллективные аппликации по мотивам произведения. В ходе изобразительной деятельности дети представляют действие в цвете, различных формах, «прощупывают» его. Затем воспитатель проводит пальчиковые игры для развития мелкой моторики и соотнесения речи с движением.

Дошкольники обращаются к произведению и на занятиях. Например, изучая диких и домашних животных и птиц, дети запоминают их виды, названия, учатся правильно называть детенышей. Так, в процессе подготовки к индивидуальным выступлениям они расширяют словарный запас по данной и смежным темам.

Фрагмент игры в кукольный театр

Учитель-логопед проводит работу по развитию речи, используя специальные приемы и упражнения:

  • артикуляционную гимнастику, связанную с развитием дикции (например: «Покажите, как волк скалит клыки», «Как дышит собачка, высунув широкий язычок»);
  • упражнения для развития интонационной выразительности речи (в младшем возрасте проводится со звукоподражанием);
  • логоритмические упражнения без музыкального сопровождения;
  • коррекционно-развивающие игры:

на развитие памяти, расширение словарного запаса (дети играют в игры «Скажи, какой», «Подскажи словечко», отгадывают загадки); на развитие слухового восприятия (например: «Узнай по описанию героя сказки», «Нарисуй по описанию»); на развитие логического мышления: что сначала, что потом; на словоизменение и словообразование; на образование звукослоговой структуры («Прошагай, кто из героев быстрее доберется до леса»);  на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, театр теней): когда ребенок «работает» с куклой, он совершенствует мелкую моторику и координацию движений, несет ответственность за ее управление, становится внимательным; упражнения для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы; театральные этюды; они схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединенных сюжетом (например: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»).

Таким образом, разучивая разные роли, ребенок учится правильно и четко проговаривать слова, а также управлять интонацией, мимикой, жестами. Автоматизация звуков происходит естественным путем, не утомляя ребенка. Но чтобы достичь результата, нужно организовать данную работу с детьми поэтапно и привлекать разных специалистов ДОУ.

Литература

Аксенова О., Исправляем речевые нарушения посредством театрализованной деятельности [Текст] / О. Аксенова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2017 - №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод по речевому развитию посредством театрализованной деятельности в средней группе "Под грибком"

Разработка содержит материалы по речевому развитию (потешку, скороговорку), а также сценарий по мотивам сказки Сутеева "Под грибом"....

Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности".

Здоровый, физически развитый ребенок с хорошей, правильной, грамотной речью способен качественно усваивать программный материал начальной школы. Для достижения поставленной цели, мы работники...

Исправляем речевые нарушения посредством театральной деятельности

laquo;Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»...

Развитие речевого, творческого и интеллектуального потенциала у детей с речевыми нарушениями, через театрализованную деятельность.

Анализ ситуации,  сложившийся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей  имеющих отклонения в речевом развитии с каждым годом...

Консультация для педагогов: "Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности"

Консультация для педагогов: "Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности"...