Организация совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя
учебно-методический материал по логопедии ( группа) по теме

Хрякова Наталия Алексеевна

 В исправлении ОНР у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя группы. В задачу воспитателя логопедической группы входит обязательное выполнение требований примерной образовательной программы, а также решение коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта

Компенсация речевого  недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены примерной образовательной программой массового детского сада. Особое внимание уделяется развитию познавательных интересов детей. При этом необходимо учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

Воспитатель должен уметь создать доброжелательную обстановку в детском коллективе, устранять отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к различным видам деятельности.

Воспитатель ведет повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за их речевой активностью, за правильным употреблением в речи тех звуков, лексико-грамматических конструкций, словоформ, которые были сформированы и закреплены в процессе  логопедической образовательной деятельности.

 Работа воспитателя в логопедической группе теснейшим образом связана  с деятельностью логопеда. Например, в процессе обучения рисованию у детей формируется представление о названиях цветов и их оттенков. Впоследствии на своих занятиях логопед учит детей правильному согласованию качественных прилагательных (названий цветов) с именами существительными. Аналогичным образом происходит и усвоение элементарных математических представлений: воспитатель учит детей считать, определять простые  категории величины предметов, а логопед формирует навыки правильного грамматического оформления сочетаний существительных с числительными. Наряду с этим воспитатель уделяет большое внимание развитию у детей мелкой моторики. Этому способствуют игры с мелкими предметами, складывание мозаик, нанизывание бусин, шнурование, застегивание пуговиц, молнии и т.п.  Реализуя направления коррекционно-развивающей работы, важно помнить о необходимости постоянного поощрения деятельности детей, имеющих такое сложное речевое нарушение, как ОНР.

Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя

Задачи, стоящие перед  учителем-логопедом

1. Создание условий для проявления речевой активности, преодоления речевого негативизма

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка

4. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

5. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

6. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

7. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

8. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения

9. Развитие фонематического восприятия детей

10. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

11. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

12. Формирование навыков словообразования и словоизменения

13. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

14. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения

15. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картино

Задачи, стоящие перед воспитателем

1 Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

 

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы

 

3. Заполнение таблиц мониторинга, изучение его результатов с целью перспективного планирования коррекционной работы

 

4. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

 

5. Расширение кругозора детей

 

6. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам

 

7. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов(сенсорное воспитание)

 

8. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей

 

9. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда

 

10. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях

 

11. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида

 

12. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни

 

13. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок

 

14. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр и других

 

15. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_deyat.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

                 Организация совместной деятельности                                                    

                        учителя-логопеда и воспитателя                                                                                                                 В исправлении ОНР у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя группы.                  В задачу воспитателя логопедической группы входит обязательное выполнение требований примерной образовательной программы, а также решение коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта

Компенсация речевого  недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены примерной образовательной программой массового детского сада. Особое внимание уделяется развитию познавательных интересов детей. При этом необходимо учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

Воспитатель должен уметь создать доброжелательную обстановку в детском коллективе, устранять отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к различным видам деятельности.

Воспитатель ведет повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за их речевой активностью, за правильным употреблением в речи тех звуков, лексико-грамматических конструкций, словоформ, которые были сформированы и закреплены в процессе  логопедической образовательной деятельности.

 Работа воспитателя в логопедической группе теснейшим образом связана  с деятельностью логопеда. Например, в процессе обучения рисованию у детей формируется представление о названиях цветов и их оттенков. Впоследствии на своих занятиях логопед учит детей правильному согласованию качественных прилагательных (названий цветов) с именами существительными. Аналогичным образом происходит и усвоение элементарных математических представлений: воспитатель учит детей считать, определять простые  категории величины предметов, а логопед формирует навыки правильного грамматического оформления сочетаний существительных с числительными. Наряду с этим воспитатель уделяет большое внимание развитию у детей мелкой моторики. Этому способствуют игры с мелкими предметами, складывание мозаик, нанизывание бусин, шнурование, застегивание пуговиц, молнии и т.п.  Реализуя направления коррекционно-развивающей работы, важно помнить о необходимости постоянного поощрения деятельности детей, имеющих такое сложное речевое нарушение, как ОНР.

Совместная коррекционная деятельность               логопеда и воспитателя.

1

Задачи, стоящие перед  учителем-логопедом

1. Создание условий для проявления речевой активности, преодоления речевого негативизма

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка

4. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

5. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

6. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

7. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

8. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения

9. Развитие фонематического восприятия детей

10. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

11. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

12. Формирование навыков словообразования и словоизменения

13. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

14. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения

15. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок

Задачи, стоящие перед воспитателем

1 Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы

3. Заполнение таблиц мониторинга, изучение его результатов с целью перспективного планирования коррекционной работы

4. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

5. Расширение кругозора детей

6. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам

7. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов(сенсорное воспитание)

8. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей

9. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда

10. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях

11. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида

12. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни

13. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок

14. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр и других

15. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР

совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...

Планирование совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в группе для детей с ОНР (2 год обучения)

План совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в группе для детей с ОНР (второй год обучения) Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодейс...

«Организация совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению несформированности фонематической стороны речи».

В данной методической разработке   систематизирован имеющийся материал по формированию фонематической стороны речи у детей с целью развития практических умений и навыков воспитателей ...

Совместная деятельность учителя - логопеда и воспитателя в старшей группе на ноябрь.

В плане описываются артикуляционные упражнения для постановки шипящих, свистящих звуков, упражнения для развития фонационного дыхания....

Организация совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы для детей с нарушениями речи.

   В группе  дошкольников с речевыми нарушениями успех коррекционно- логопедической работы в большой степени зависит от логопедизации учебно- воспитательного процесса, что предпо...

Статья "Организация совместной деятельности учителя- логопеда и воспитателей группы для детей с нарушениями речи".

В данной статье учитель-логопед ДОУ делится опытом работы по организации взаимосвязи в работе с воспитателями групп компенсирующей направленности.В материале подчеркивается важность скоординированной ...

Организация совместной работы учителя -логопеда и воспитателя на примере индивидуального занятия с ребенком по теме «Космос».

В статье размещен материал, котрорый можно использовать в своей работе учителю-логопеду , воспитателю.Приведены примеры лексико-грамматических упражнений и игр....