«12 апреля - День космонавтики» (Пересказ рассказа с использованием мнемотаблицы).
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Филимонова Оксана Николаевна

ПЛАН – КОНСПЕКТ  интегрированной непосредственной образовательной деятельности (логопедическое и  музыкальное) для детей с общим недоразвитием речи. Второй период обучения.

Пересказ рассказа по теме с использованием мнемотаблицы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное  учреждение

детский сад №1 МО Кореновский район

ПЛАН – КОНСПЕКТ

Интегрированной непосредственной образовательной деятельности (логопедическое и  музыкальное)

«12 апреля - День космонавтики»

(Пересказ рассказа с использованием мнемотаблицы).

учитель-логопед: Филимонова О.Н.

музыкальный руководитель: Кастулина Л.А.

Апрель 2016

Цель: Систематизировать и актуализировать знания о космосе.


Задачи:

Образовательные:

   Систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике. Обогащать словарь детей (космодром, скафандр, невесомость, телескоп и т.д.) Учить пользоваться мнемотаблицей при пересказе.

Развивающиеся:

Развивать логическое мышление, коммуникативные навыки.

Развивать интеллектуальные способности детей

Совершенствовать темпо- ритмические способности.

Воспитательные:

Воспитывать навыки сотрудничества.

Создавать эмоционально благоприятную атмосферу

Предварительная работа:

  1. Беседа по теме.
  2. Рассматривание иллюстраций.
  3. Отгадывание и толкование загадок.
  4. Чтение книг.
  5. Просмотр видео и фото материалов по теме.
  6. Разучивание танца и музыкальных игр космической тематики.
  7. Слушание «Космической музыки»
  8. Закрепление полученных знаний в ИЗО деятельности.

Ход занятия:

Сегодня 12 апреля и мы  собрались, чтобы отметить праздник День Космонавтики. Дети, кто знает, почему наша  этот день отмечается именно 12 апреля?

Вы правы. В этот день, много лет назад Юрий Гагарин совершил свой полет в космос.

 Мы с вами много узнали уже о космосе и профессии космонавт,

поэтому я предлагаю вам устроить игру-викторину «Хочу быть космонавтом» и пригласить посоревноваться с нами команду гостей. За каждый правильный ответ команда получит звездочку!  (мультимедийная презентация с вопросами викторины)

1. Вокруг чего вращаются все планеты?

2. Что такое солнце?

3. Почему звезды такие маленькие?

4. Почему мы не видим звезды днем?

5. Как называется третья планета от солнца?

6. На какой планете жарче , чем на Земле?  Почему?

7. На какой планете холоднее чем на Земле? Почему?

8. Какая планета самая большая?

9. Что такое Луна?

10. Луна вращается вокруг Солнца?

11. Почему на Земле бывает день и ночь?

12 Почему на Земле сменяются времена года?...отчего сменяют друг друга  зима, весна, лето и осень?

13.Как называется профессия человека, изучающего планеты и звезды? (астроном)

14. А как эта профессия называлась в далекие старинные времена? (звездочет)

15. Какой сложный прибор использует в работе астроном? (телескоп)

И сейчас я предлагаю вам поиграть в музыкальную игру «Звездочет» и вспомнить, какие предметы точно пригодятся космонавту в полете.

 

16. Что необычное происходит с предметами в космосе?

17. Если разлить стакан воды в космосе, что с ней произойдет?

18. Как выглядит космическая еда? (в тюбиках и пакетах)

19. Откуда на орбитальной станции электричество? (солнечные батареи)

20. Можно ли в космосе принять душ?

21. Что одевает космонавт для выхода в открытый космос? (скафандр)

22. Для чего ему нужен трос?

23. Зачем люди запускают искусственные спутники? (мобильные телефоны, спутниковое телевидение, метеоспутники и др.)

-Молодцы, вы очень много знаете о космосе! Победила дружба!

А кто из вас хотел бы полететь на ракете к другим планетам и побывать на орбитальной станции?  А как вы думаете, что нужно делать, чтобы попасть в отряд космонавтов?

Как вы думаете это легко? (ответы детей)

Я  знаю одного мальчика, который тоже решил стать космонавтом.

(мультимедийная презентация с иллюстрациями к рассказу).

1. Чтение рассказа.

Однажды, Сережа и папа сидели на диване и разговаривали о том, какая профессия самая важная и интересная.

-Вот космонавтам повезло! Летают в космос на ракете, ходят по луне, считают звезды. Я бы тоже так хотел! Интересно… а что нужно сделать, чтобы стать космонавтом- сказал Серёжа.

-Это очень трудная и опасная профессия – ответил папа - потому что космонавт должен быть сильным и выносливым! У космонавтов особенный режим. Они занимаются спортом, делают зарядку, спать ложатся по часам.  А еще нужно много знать, хорошо учиться, всем помогать.

-Ну! Это легко! Я уже готов!  – сказал Сережа.

- Думаешь? Ну тогда начинаем подготовку с завтрашнего дня! – ответил папа.

На следующий день было воскресенье, и Сережа решил выспаться хорошенько, но ровно в семь утра зазвонил будильник. В комнату зашел папа в спортивной форме и  громко сказал:

- Отряд космонавтов, на зарядку становись!

Целый день папа и Сережа делали упражнения, бегали в парке, обливались холодной водой, помогали маме подметать дорожки в саду и сажать цветы. Ели борщ, гречневую кашу и пили молоко и кефир и никаких конфет! Потом они читали книги о космосе, решали трудные задачки по математике и учили английский язык. Телевизор ни разу даже не включали. Когда наступил вечер, Сережа так устал, что чуть не заснул за ужином.

- Что-то ты загрустил,- сказал папа – передумал быть космонавтом?

-  Нет,-ответил Сережа – не передумал, но теперь я знаю как это трудно. Я еще не готов, нужно подрасти немного. Я буду стараться и обязательно полечу в космос, когда вырасту!

А сейчас я предлагаю вам отправиться на космодром.

 Динамическая пауза

Музыкально-ритмическая игра «Я- Ракета»

 2. Повторное чтение,  разбор мнемотаблицы, уточнение образов героев произведения и установка на пересказ.

 3. Пауза для подготовки к рассказыванию (несколько секунд)

- Посмотрите на схему-подсказку и вспомните: О чем нужно рассказать сначала, а о чем потом.

4. Краткий пересказ воспитателем по схеме.

5. Пересказ детьми по цепочке (с использованием массажного мячика). Продолжает тот, у кого в руках мячик.

-Вам понравился наш рассказ? Теперь вы сможете рассказать дома папе и маме как нужно готовится в отряд космонавтов.

Давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали на занятии? Что вам больше всего понравилось, что было трудно? Что бы вы ещё хотели узнать о космосе.  А вам понравилось соревноваться в знаниях с нашими гостями ? А что мы можем подарить на память нашим гостям?

Давайте подарим им танец месяца и звезд, они будут вспоминать о нашем празднике каждый вечер, когда увидят звезды!

Танец «Месяц и звезды»

А сейчас в группе мы с вами нарисуем Месяц и звезды, Солнце и планеты, космонавта и ракету (кому что больше нравится) и подарим вечером эти рисунки родителям!


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Формирование у ребёнка навыков пересказа литературных произведений»

       Работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.

       Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

       Необходимы четкая организация занятия и внимание педагога к каждому ребенку.  Построение занятия определяется разнообразием его задач. Очевидно, вначале нужно помочь детям понять и запомнить текст. Исследования З. М. Истоминой и других психологов показали, что осмысление материала, установление мысленных логических связей облегчают запоминание и сохранение текста в памяти.

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру: 

 1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

 2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

 3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

 4. Подготовительная беседа (разбор произведения).

 Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах). Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3—6 дней до пересказа, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно.

 5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».

 6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).  

7. Пересказ (3—7 человек). В случае если текст длинный и сложный, можно использовать прием пересказа по цепочке (по одному предложению). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

 На некоторых занятиях полезно сочетать два текста для пересказа: первый — новый для детей, сравнительно легкий; второй — уже известный им, он должен быть коротким. Это оживляет внимание детей. 

     Значительную помощь в обучении пересказу оказывает использование мнемотаблиц. Такие схемы- подсказки позволяют лучше запомнить последовательность повествования. Мнемотаблицу можно подготовить заранее и использовать на этапе повторного чтения. А можно рисовать вместе с детьми, на этапе разбора произведения. Целесообразно использование фраз: «Как вы думаете, что нужно нарисовать…. что нам подскажет? …что поможет нам вспомнить?» Вовлечение детей в создание мнемотаблицы помогает сконцентрировать внимание и лучше запомнить текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте "Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблиц "Поздняя осень"

Всем известно, что вошкольном возрасте преобладает нагладно-образное мышление и память, а запоминание носит, в основном, непроизвольный характер - дети лучше запоминают события, предметы, факты, явлен...

Коррекционное занятие по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР «Луковичка» Пересказ рассказа с использованием мнемотаблицы.

* Активация и актуализация словаря по теме. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок с использованием...

ООД "Весенняя сказка" : Для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством составления рассказа с использованием мнемотаблиц.

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе речевой активности детей посредством составления рассказа с использованием мнемотаблиц.Задачи:1.      Создать условия дл...

Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы « НАШИ ЛЕСНЫЕ ДРУЗЬЯ»

Составление описательного рассказа о диких животных с использованием    мнемотаблицы. (старшая группа)...

Конспект ОД по познавательно-речевому развитию для детей старшей офтальмологической группы «Пересказ описательных рассказов с использованием мнемотаблиц»

Конспект был использован с целью закрепления умения детей пользоваться мнемотаблицами при пересказывании описательных рассказов....

Консультации для воспитателей "Обучение дошкольников составлению рассказов с использованием мнемотаблиц"

ull;Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц....