Главные вкладки

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте "Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблиц "Поздняя осень"
    учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме

    Артамонихина Елена Алексеевна

    Всем известно, что вошкольном возрасте преобладает нагладно-образное мышление и память, а запоминание носит, в основном, непроизвольный характер - дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Использование мнемотехники, как системы различных приемов,обеспечивает запоминание и увеличение объемв памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Поэтому мнемотаблицы - надежные спутники на разных этапах и направлениях работы с дошкольниками.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень»

    Цель:

    Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицы;  формировать у детей умение строить сложные по конструкции предложения, активизировать словарь по теме « Осень». Развивать коммуникативные и познавательные способности старших дошкольников, способствовать развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотаблиц, продолжать развивать психические процессы: память, внимание, мышление, побуждать к эмоциональной отзывчивости.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент:

    - Какой сегодня день недели?
    - Какой месяц по календарю?
    - Какое сейчас время года?
    - Ребята, я сегодня получила странное письмо…
    - Что за странное письмо, догадайтесь от кого? Расшифруем каждый квадратик. - Как вы думаете, что это может обозначать? (
    Перекодирование информации)








    Приходит без красок, без кисти и перекрашивает все листья.

    - Кто же это догадались? Докажите.

    - Знаю, что вы очень любите гулять. Где же интереснее провести прогулку осенью? (Ответы детей)

    - Предлагаю отправиться в осенний лес, а чтобы там оказаться - надо выяснить: осень – это хорошее время года или плохое.

    Игра «Хорошо – плохо». (С опорой на мнемотаблицы).

    Воспитатель. Поиграем в игру «Хорошо - плохо». А вот и наша помощница – таблица. Как вы думаете, почему осень – это плохо? (Дети рассуждают).

    Поэтапная работа по таблице.

    - Что можно сказать по каждой из картинок?

    Варианты ответов детей:

    - Осень – это плохо, потому что солнце светит мало, становится прохладно.

    …, потому что небо хмурое, пасмурно, у нас плохое настроение.

    …, потому что день стал короче, а ночь длиннее, раньше ложимся спать.

    …, потому что листья сохнут и опадают, трава желтеет, цветы вынут.

    …, потому что дует холодный ветер, часто идет дождик, кругом лужи, можно простудиться.



    …, потому что птицы собираются в стаи, готовятся к отлету, умолкают птичьи голоса, не слышно их пения.

     



    Воспитатель. Значит осень, какая пора? (Ответы детей).

    почему?

    (Дети рассуждают).

    Проводится аналогичная работа.

    Варианты ответов детей:

    - Осень – это хорошо, потому что идут дожди, на полях хорошо дружно всходят озимые.

    …, потому что начинается листопад, деревья готовятся ко сну.

    …, потому что птицы готовятся к отлету, дикие животные готовятся к зиме: линяют, делают запасы, утепляют жилища, медведь, еж, барсук - готовятся ко сну.

    …, потому что собирают урожай овощей и фруктов.

    …, потому что можно погулять по «осеннему ковру», «пошуршать» листьями, собрать красивые букеты.

    …, потому что можно собрать в лесу шишки и желуди, сделать интересные поделки.

    Воспитатель. Значит, осень, какая пора? (Ответы детей).

    Игра – имитация «Поможем друг другу собраться на прогулку».
    Воспитатель. Как в лесу красиво, так и хочется нарисовать осенний пейзаж.

    - Как же быть, ведь у нас нет карандашей, ни красок, нет кисти? (Ответы детей).

    - Нарисуем осень не карандашами, а словами.

    «Словесный этюд» (Составление рассказа «Осень» с помощью мнемотаблицы) В этом
    нам поможет наша помощница-таблица.

    Воспитатель. А какими словами можно начать рассказ про « Осень»? Осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы. После перекодирования осуществляется составление рассказа.

    -Что вы можете рассказать по этой картинке? Кто еще знает об этом?

    Осень

    Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.

    Подул сильный холодный ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

    - А какими словами можно закончить рассказ?

    (Ответы детей).

    - Я думаю, что у вас получатся интересные

    рассказы, послушаем их. (
    2-3 рассказа)



    - Осень вам дарит новую таблицу, которая поможет быстро выучить стихотворение ней и приглашает на прогулку – попрощаться до следующего года.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Социально-коммуникативная, познавательная иречевая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе составление описательного рассказа по картине «Труд в природе весной»

    дети учатся составлять описательный рассказ по картине, отгадывать загадки, играют в словесные игры, сообща придумывают название картине....

    Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

    Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

    Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»

    Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...

    Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

    Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе Тема: «Ателье мод»

    Цель и задачи:1.            Развивать умение правильно составлять описательные рассказы  об одежде,  опираясь на схему.2....

    План - конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности в старшей группе «Ах, зимушка, зима"

    Задачи: 1.  Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры. Способствовать развитию у дет...