«Изучаем свойства бумаги» (конспект непосредственно образовательной познавательной деятельности в старшей группе)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Нагавкина Марина Алексеевна

Формирование у детей  представлений о бумаге, её свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_izuchaem_svoystva_bumagi.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы

Действия воспитателя  

Действия детей

Мотивационно-побудительный

Организационно-поисковый

Рефлексивно-корригирующий

 Посмотрите, ребята, кто сегодня к нам пришел  гости?

- Здравствуйте, ребята! А вот и я! Помните меня?

-Здравствуй, Почемучка!

- А почему вы здесь сидите? А почему надо заниматься? А почему….

-Стой-стой-стой! Опять ты заладил свои «Почему? » да «Почему? »! Лучше скажи: ты к нам в гости или по делу?

- Конечно, по делу! Мне опять дали задание, с которым я без вас ну никак не справлюсь!

- Почемучка просит помощи. Как нам быть?

- Что у тебя на этот раз?

- Э нет, не так быстро! Отгадайте сначала новые загадки! Сложные – пресложные! И тогда узнаете, что я принёс с собой!

Всех листов плотнее он,

Белый и цветной. (картон)

Разноцветные листы,

Вырезай и клей их ты.

Аппликации, картинки,

Серебристые снежинки.

Можешь сотворить и флаги

Из листов любой. (бумаги)

Знают взрослые и детки:

Вытираем рот … (салфеткой)

- Ну что ж, Почемучка, мы отгадали твои загадки. Теперь ты объяснишь, что за задание связано с этими видами бумаги?

- Ну вот! И вы тоже так говорите.

- Как?

-Ну, что всё это – бумага. Но ведь это неправильно!

- Почему?

- Потому что бумага – это бумага, на ней пишут! А салфеткой вытирают рот, значит она – не бумага, вот! А из картона вообще коробки делают, значит и он – не бумага!

- Ребята, а вы как думаете: салфетка и картон – это  бумага или нет?

- Вот видите, видите, некоторые дети тоже считают, что салфетка и картон – это не бумага!

- Ну что ж, Почемучка, придётся нам проверить, кто прав, а кто – ошибается.

- Ну и как вы это узнаете?

- Очень просто. Мы посмотрим, одинаковые или разные свойства у тех материалов, что ты принёс!

- А как вы узнаете, какие у них свойства?

- Проведём опыты.

- Ребята, а где их проводят?

(в лаборатории )

-Правильно в лаборатории.

- Прежде чем мы отправимся в лабораторию, нужно вспомнить правила безопасности! Итак, ребята, перед тем, как зайти в лабораторию, нужно…(надеть халаты)

- А почему?

(Чтобы не испачкать свою одежду и чтобы не занести пыль и микробов).

- В лаборатории нельзя. ( Бегать, драться, баловаться, шуметь, брать без спросу).

- В лаборатории нужно ( внимательно слушать и выполнять задания).

- Молодцы! Итак, отправляемся!

Но для начала выполним упражнения на внимание.

(«Рисование», муз. Железновой)

-Итак, ребята, вы садитесь за столы, а ты, Почемучка, устраивайся поудобнее, чтобы тебе всё было видно.

У нас есть таблички, как вы думаете для него они? Давайте рассмотрим таблицу  и определим все свойства бумаги.

 

Ребята, какие свойства могут быть у материалов?

-Первое свойство это «мягкость».

-А как мы проверим?

( Дети предлагают смять листы)

- Какой можно сделать вывод?

(они мнутся, значит, нетвёрдые. Но салфетку легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее, и комок – больше).

-Давайте поставим плюсики напротив свойства «мягкость».

-Второе свойство это «прочность».

-Ребята, попробуйте разорвать салфетку, бумагу, картон. Можно разорвать?

- Значить какой  вывод можно сделать? (их можно разорвать, значит, они непрочные.  Но салфетку разорвать легче, а картон – труднее)

-Проставьте плюсики  против свойства «прочность».

- Третье свойство, ребята, это «вес».

-Ребята, подбросьте листы в воздух.

-Что можно сказать о бумаге?

(листы летают, значит, они лёгкие. Но картон падает быстрее, а салфетка дольше планирует).

-заполните строчку, где находится свойство «вес».

-Четвертое свойство  «водопроницаемость».

-  Опустите листы  в ёмкость с водой и посмотрите, что стало.

-Какой можно сделать вывод?

(листы впитывают воду. Салфетка быстро, картон медленно)

-Ребята, пятое свойство –«горение».

-Следующий опыт мы проведём в секретной лаборатории. А поскольку вы уже немного устали, то перед таким ответственным заданием нужно немного размяться.

(«Соседи». муз. Железновой)

-Этот опыт – огнеопасный. Поэтому проводить его буду я, а вы наблюдайте и сделайте вывод. Но для начала вспомните, как нужно себя вести во время работы с огнём.

 - А для чего нужны вода и песок?

- Молодцы. Итак, приступаем.

-Ребята, посмотрите я подожгла листы, что с ними происходит?

-Какой можно сделать вывод?

- Что ж, ребята, работу в нашей лаборатории мы завершили, проходите и садитесь на свои места.

- А теперь, ребята, посмотрите в свои таблицы и скажите: одинаковые или разные свойства имеют салфетка, писчая бумага и картон?

- Ой, ребята, как же это здорово: экспериментировать! Вот только я не понял: если всё это – бумага, то почему они по-разному называется?

-Ребята, как вы думаете?

- А для чего их сделали такими разными: салфетка тонкая и мягкая, а картон – плотный?

- Ура! Теперь я всё понял! Ребята, вы такие молодцы, что мне очень захотелось сделать вам подарок. У меня есть игрушки из бумаги: кораблики и куклы. Я хочу их вам подарить. А теперь мне пора. Спасибо вам за помощь! До свидания!

-До свидания, Почемучка, приходи к нам ещё!

-Ребята снимайте свои халаты, аккуратно вешайте их на спинки стульчиков, нашу работу в лаборатории  мы завершили.

 -Что  вам понравилось? Что у вас получалось лучше всего? За что вы можете себя похвалить?

Дети проходят на ковёр и садятся полукругом

Ответы детей

Дети отгадывают

загадки

Дети высказывают свою точку зрения.

Ответы детей

Ответы детей

Дети выполняют Музыкальную физминутку на внимание.

Дети надевают халаты и подходят к столикам.

Дети называют свойства, объясняют, как их проверить, проводят опыты.

Дети пробуют разорвать салфетку, писчую бумагу и картон.

Дети подбрасывают листы в воздух и наблюдают, как они падают. Делают вывод.

Ответы детей

Ответы детей

Дети выполняют движения за воспитателем

Сидеть спокойно, наблюдать, не дуть на огонь. А в конце огонь потушить.

Они могут затушить огонь.

Они горят, салфетка сгорает быстрее, а картон – дольше всех.

Свойства хоть и одинаковые, но проявляются по-разному.

Потому что у них разное назначение: салфетки служат для гигиены, писчая бумага – для аппликаций, письма и рисования, картон – для более прочных изделий.

Ответы детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области

«Изучаем свойства бумаги»

(конспект непосредственно образовательной познавательной деятельности в старшей  группе)

Нагавкина Марина Алексеевна,

Воспитатель

2015

Цель: формирование у детей  представлений о бумаге, её свойствах.

Программные задачи:

1) Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

2) Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов (бумаги).

3)Обобщить  представления  детей о значении бумаги в нашей жизни.

Закрепить умение называть виды бумаги. Определять свойства бумаги разных видов (гигиеническая, писчая, картон).

 4) Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.

Методические приемы:

- создание проблемной ситуации;

-- введение персонажа –Почемучка

-отгадывание загадок о предметах

- беседа, вопросы детям;

-совместная  экспериментальная деятельность взрослого и детей;

- музыкальная физминутка ;

- рефлексия;

- поощрение детей.

Предварительная работа:

- беседа с детьми о свойствах бумаги

- разучивание музыкальной физминутки

- отгадывание загадок  о предметах бумаги

-беседа «Правила поведения в лаборатории»

Материалы и оборудование:

-Листы бумаги и картона, салфетки по 4 на каждого ребёнка и по 5 воспитателю;

- ёмкости с водой, спички, металлические тарелочки, металлический колпачок для гашения огня, ёмкости с водой и с песком для безопасности;

- таблицы для фиксации результатов опытов.

- мультимидийная установка

-презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная совместная деятельность по познавательному развитию и формированию естественнонаучных представлений в подготовительной группе.

Непосредственно   образовательная  совместная  деятельностьпо познавательному развитию   и   формированию  естественнонаучных представлений в п...

Непосредственно образовательная познавательно-исследовательская деятельность "Волшебные бусины". Автор-составитель педагог 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Данная образовательная познавательно-исследовательская деятельность направлена на расширение опыта тактильного восприятия детей ...

Конспект непосредственно образовательной познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Расскажем медвежонку о зиме» ( в рамках тематической недели «По лесным тропинкам погуляем, про животных все узнаем»)

Воспитание добрых чувств к животным, желание помочь.Развитие креативного мышления (путем решения проблемных ситуаций), любознательности, воображения; мелкой моторики кисти руки  при выполнении пр...

Конспект совместной непосредственно-образовательной интегративной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе "Путешествие в зимний лес"

Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы по экологии, предствленный в форме открытого показа на районном методическом объеденении...

«Свойства воздуха» (конспект непосредственно образовательной деятельности)

Автором представлен конспект НОД по познавательному развитию дошкольников....

. Конспект непосредственно образовательной познавательной деятельности в средней гр «Путешествие в Страну мальчиков и девочек»

Цель: Закрепление представлений детей об особенностях мальчиков и девочек (внешний вид, женские и мужские имена, любимые игрушки и т. д, о своей половой принадлежности.Задачи:1. Закрепить пр...

Конструкт непосредственно образовательной познавательной деятельности (детей 5-ого года жизни) Направление: познавательно-речевая деятельность Тема : космос Возраст: 4-5 лет Тема: «Путешествие на Луну. В гостях у Звездочёта». Форма: коммуникативная Цель:

Конструкт непосредственно образовательной познавательной деятельности (детей 5-ого года жизни)Направление: познавательно-речевая деятельностьТема : космосВозраст: 4-5 летТема: «Путешествие на Лу...