Главные вкладки

    Непосредственно образовательная совместная деятельность по познавательному развитию и формированию естественнонаучных представлений в подготовительной группе.
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Иванова Лидия Вячеславовна

     

     

    Непосредственно   образовательная  совместная  деятельность

    по познавательному развитию   и   формированию  естественнонаучных представлений

    в подготовительной группе.

     

    Тема  «Путешествие  капельки»

     

    Образовательные области«Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Безопасность», «Музыка», Художественное творчество».

     

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественного слова (чтение художественной литературы), слушание музыки,  изобразительная.

     

    Технологии:  Проблемно-игровые,  предметно-схематическое моделирование, экспериментирование  и  элементы исследовательской  деятельности, мнемотаблицы.

     

     

    Программное содержание:

     

    Образовательные :

    -Подвести к пониманию круговорота воды в природе, механизма конденсации , объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега .

    -Расширить представления детей о значении воды для жизни человека, о роли человека в охране водной среды.

    Развивающие:

    -          Развитие диалогической речи

    -          Развитие умения делать умозаключения, рассуждать.

    -          Развитие всех психических процессов :восприятия, логического мышления, памяти, внимания.

    Воспитательные:

    -Вызвать интерес, желание больше узнать о воде.

    -Развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего ответа.

     

     

    Оборудование и материал: Электрический чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», географическая карта или глобус , На ковролине  карточки +мнемотаблица. Мультимедийный проектор ,Аудиозапись « Звуки  воды с разных водоемов» , магнитофон , листы с 9 квадратами  на каждого ребенка .Объемные модели : «Путешествие Капельки», модели  воды в природных явлениях, магнитная доска.

    Организация детей:  сменная

    Ход:

    -Послушайте загадку:

    В морях и реках обитает,

    Но часто по небу  летает.

    А как наскучит ей  летать,

    На землю падает опять. (Вода)

    -          Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим говорить о воде. Где можно  встретить на Земле воду. На земле воды содержится  во многих водоемах .

    -          -Назовите  их ( моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды, лужи ) Дети выкладывают картинки   магнитную доску

    -          Предложить послушать звуки  воды с разных водоемов,  отгадайте, что это за звуки ,  отгадка сопровождается  показом  на экране  разных водоемов.

    -          Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озерах, реках, родниках, болотах? В морях и океанах вода соленая, она непригодна для питья. В реках, озерах, прудах вода пресная, после ее очистки ее используют для  питья.

    -          - Откуда вода попадает в наши  квартиры?  (с водоочистительных станций)

    -          Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды.

    -          А кому  еще нужна вода кроме людей. (животным, растениям).Рассматривание .

    -   А как выдумаете , чтобы  мы пили чистую воду, что же нужно делать людям?

    -          -Почему же тогда вода в реках не кончается?  Как река пополняет свои запасы?

    -          -Давайте проведем опыт и вскипятим воду в электрическом чайнике.

    -           Дети  помогают налить воду в чайник, воспитатель включает  чайник, все вместе наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии.

    -          - Что выходит из  носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар)

    -          Воспитатель  подносит к струе пара холодное стекло. Подержав некоторое время над паром, выключает чайник.

    -          - Посмотрите, что произошло со стеклом.  Откуда появились капельки на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим.  ( Когда пар попал на холодное стекло, он  опять превратился в воду)

    -          (Можно вместе повторить опыт)

    -          Вот так происходит и в природе  (Демонстрация на экране –Круговорот воды (схема)Каждый день солнце  нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар

    -          В виде пара крошечные, невидимые капельки   влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.

    -          Где еще в природе можно  встретить  воду? ( дождь, облака, туман, снег, град,

    -          роса, туман, радуга, иней, рисунок на стекле)  Дети  выкладывают  предметный модели на  магнитной доске.   Игра «Что лишнее?»

    -          Физкультминутка   «Капельки»

    Капля – раз, капля -два   ( Хлопки на каждое слово)

    Очень медленно сперва.

    А потом, потом, потом

    Все бегом, бегом  бегом  (Бег)

    Стали капли поспевать  (Хлопки  руками на каждое слово)

    Капля каплю догонять.

    Кап-кап, кап-кап. ( Свободные движения пальчиками)

    Зонтики  скорей раскроем, ( Соединяют руки над головой)

    От дождя  себя укроем.

    Работа с моделью  «Путешествие капельки»

    -Давайте поиграем в игру «Будь внимательный»Нужно хлопнуть в ладоши, если услышишь слово, имеющее отношение к снегопаду : сильный, тихий, шелестящий, поднимается вверх, падает, мягкий, белый, устилает землю желтыми листьями, льет как из ведра , пушистый, красивый.

    -          А кто  может рассказать, как образуются снежинки?

    -          Снежинки образуются также , как капли дождя, Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики  льда- снежинки и падают на землю в виде снега.

    -          Дождь и растаявший снег стекает в ручьи и реки, которые несут свои воды  в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется  круговорот воды в природе.

    -          Давайте теперь на ковролине  Составим  мнемотаблицу «Приключение капельки» .составление рассматривание, обсуждение, установка на запоминание .

    - А теперь постарайтесь  на листе бумаги  зарисовать в тетради.

    -          -Рассказы детей по Мнемотеблице 

    -          Послушайте стихотворение :  Были мы снежинками,

    -                                                             Капельками были,

    -                                                             Стали невидимками,

    -                                                             Но не загрустили!

    -О ком говорится  в стихотворении, да это про наших  подружек Капельку и Ля.

    -Давайте продолжим слушать про них сказочную историю, глава о том . «Как Капельки улетели на облако».  ( Чтение   сказки)

     

    Продолжить  работу можно составлением  таблиц  « Кому нужна вода», «Как человек  использует воду».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_ekologiya.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Непосредственно   образовательная  совместная  деятельность

    по познавательному развитию   и   формированию  естественнонаучных представлений

    в подготовительной группе.

    Тема  «Путешествие  капельки»

    Образовательные области:  «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Безопасность», «Музыка», Художественное творчество».

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественного слова (чтение художественной литературы), слушание музыки,  изобразительная.

    Технологии:  Проблемно-игровые,  предметно-схематическое моделирование, экспериментирование  и  элементы исследовательской  деятельности, мнемотаблицы.

    Программное содержание:

    Образовательные :

    -Подвести к пониманию круговорота воды в природе, механизма конденсации , объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега .

    -Расширить представления детей о значении воды для жизни человека, о роли человека в охране водной среды.

    Развивающие:

    1. Развитие диалогической речи
    2. Развитие умения делать умозаключения, рассуждать.
    3. Развитие всех психических процессов :восприятия, логического мышления, памяти, внимания.

    Воспитательные:

    -Вызвать интерес, желание больше узнать о воде.

    -Развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего ответа.

    Оборудование и материал: Электрический чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», географическая карта или глобус , На ковролине  карточки +мнемотаблица. Мультимедийный проектор ,Аудиозапись « Звуки  воды с разных водоемов» , магнитофон , листы с 9 квадратами  на каждого ребенка .Объемные модели : «Путешествие Капельки», модели  воды в природных явлениях, магнитная доска.

    Организация детей:  сменная

    Ход:

    -Послушайте загадку:

    В морях и реках обитает,

    Но часто по небу  летает.

    А как наскучит ей  летать,

    На землю падает опять. (Вода)

    1. Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим говорить о воде. Где можно  встретить на Земле воду. На земле воды содержится  во многих водоемах .
    2. -Назовите  их ( моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды, лужи ) Дети выкладывают картинки   магнитную доску
    3. Предложить послушать звуки  воды с разных водоемов,  отгадайте, что это за звуки ,  отгадка сопровождается  показом  на экране  разных водоемов.
    4. Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озерах, реках, родниках, болотах? В морях и океанах вода соленая, она непригодна для питья. В реках, озерах, прудах вода пресная, после ее очистки ее используют для  питья.
    5. - Откуда вода попадает в наши  квартиры?  (с водоочистительных станций)
    6. Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды.
    7. А кому  еще нужна вода кроме людей. (животным, растениям).Рассматривание .

    -   А как выдумаете , чтобы  мы пили чистую воду, что же нужно делать людям?

    1. -Почему же тогда вода в реках не кончается?  Как река пополняет свои запасы?
    2. -Давайте проведем опыт и вскипятим воду в электрическом чайнике.
    3.  Дети  помогают налить воду в чайник, воспитатель включает  чайник, все вместе наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии.
    4. - Что выходит из  носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар)
    5. Воспитатель  подносит к струе пара холодное стекло. Подержав некоторое время над паром, выключает чайник.
    6. - Посмотрите, что произошло со стеклом.  Откуда появились капельки на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим.  ( Когда пар попал на холодное стекло, он  опять превратился в воду)
    7. (Можно вместе повторить опыт)
    8. Вот так происходит и в природе  (Демонстрация на экране –Круговорот воды (схема)Каждый день солнце  нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар
    9. В виде пара крошечные, невидимые капельки   влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.
    10. Где еще в природе можно  встретить  воду? ( дождь, облака, туман, снег, град,
    11. роса, туман, радуга, иней, рисунок на стекле)  Дети  выкладывают  предметный модели на  магнитной доске.   Игра «Что лишнее?»
    12. Физкультминутка   «Капельки»

    Капля – раз, капля -два   ( Хлопки на каждое слово)

    Очень медленно сперва.

    А потом, потом, потом

    Все бегом, бегом  бегом  (Бег)

    Стали капли поспевать  (Хлопки  руками на каждое слово)

    Капля каплю догонять.

    Кап-кап, кап-кап. ( Свободные движения пальчиками)

    Зонтики  скорей раскроем, ( Соединяют руки над головой)

    От дождя  себя укроем.

    Работа с моделью  «Путешествие капельки»

    -Давайте поиграем в игру «Будь внимательный»Нужно хлопнуть в ладоши, если услышишь слово, имеющее отношение к снегопаду : сильный, тихий, шелестящий, поднимается вверх, падает, мягкий, белый, устилает землю желтыми листьями, льет как из ведра , пушистый, красивый.

    1. А кто  может рассказать, как образуются снежинки?
    2. Снежинки образуются также , как капли дождя, Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики  льда- снежинки и падают на землю в виде снега.
    3. Дождь и растаявший снег стекает в ручьи и реки, которые несут свои воды  в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется  круговорот воды в природе.
    4. Давайте теперь на ковролине  Составим  мнемотаблицу «Приключение капельки» .составление рассматривание, обсуждение, установка на запоминание .

    - А теперь постарайтесь  на листе бумаги  зарисовать в тетради.

    1. -Рассказы детей по Мнемотеблице  
    2. Послушайте стихотворение :  Были мы снежинками,
    3.                                                    Капельками были,
    4.                                                    Стали невидимками,
    5.                                                    Но не загрустили!

    -О ком говорится  в стихотворении, да это про наших  подружек Капельку и Ля.

    -Давайте продолжим слушать про них сказочную историю, глава о том . «Как Капельки улетели на облако».  ( Чтение   сказки)

    Продолжить  работу можно составлением  таблиц  « Кому нужна вода», «Как человек  использует воду».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Занятие-прогулка в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»

    Конспект требует хорошей подготовки. Но я считаю что нужно вносить какое-то разнообразие в занятия с дошкольниками. Результат будет положительным....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательное развитие «Волшебный ключик» в средней группе

    Конспектнепосредственно образовательной деятельностипознавательное развитие«Волшебный ключик»в средней группе...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Петербурговедение) с детьми подготовительной группы на тему: «Исаакиевский собор»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Петербурговедение) с детьми подготовительной группы на тему: &laq...