Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Петербурговедение) с детьми подготовительной группы на тему: «Исаакиевский собор»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Полозова Александра Викторовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Петербурговедение) с детьми подготовительной группы на тему: «Исаакиевский собор». 

Цель: познакомить детей с историей и архитектурными особенностями Исаакиевского собора.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isaakievskiy_sobor.docx30.88 КБ
PDF icon isaakievskiy_sobor.pdf2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

(Петербурговедение)

для детей подготовительной группы

на тему: «Исаакиевский собор»

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»;

«Социально-коммуникативное развитие»;

«Физическое развитие»;

 «Художественно-эстетическое развитие».

 

Цель: познакомить детей с историей и архитектурными особенностями Исаакиевского собора.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • обогатить представления детей о символическом значении Исаакиевского собора;
  •  развивать представления детей о функциональном и символическом значении купола храма.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • обогащать словарный запас детей («купол», «Исаакиевский собор»);
  • развивать умение отвечать на вопросы педагога и доказывать свою точку зрения.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • формировать в  детском коллективе взаимопонимание, доброжелательность, ответственность, самостоятельность, инициативность;
  • воспитывать у детей культуру поведения во время проведения фронтальных занятий.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • развивать мелкую и общую моторику;
  • учить снимать физическое и эмоциональное напряжение.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • развивать творческие способности, навыки изобразительной деятельности.  

Используемая литература:

- О.В. Солнцева, Е.В.Коренева «Город – сказка, город – быль» учебно-методическое  пособие. – Санкт-Петербург.: Речь, 2013;

- Т.Ю. Толкочева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Пеербурга». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012

Логика образовательной деятельности:

п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.Организационный момент

Ребята, давным-давно жили на Руси богатыри. Были они сильными и смелыми. Давайте изобразим богатырей.

Звучит музыка «Богатырская сила».

- Покажем силу богатырскую, глаза добрые, выправку станку. (Сильные, могучие, смелые, бесстрашные и добрые)

- Вот такие богатыри верой и правдой служили своей Отчизне, охраняли границы земли Русской.

Сейчас мы с вами отправимся в путь, все еще находимся в образе богатырей.

- Богатыри обходят дозором границы земли Русской. Проходят через болота и топи. Ноги напряжены;

- Идут по мосту через пропасть.

 А вот и дремучий лес, полон опасности и неизвестности. Наклониться надо под веткой корявою, не задевая ее. Вышли к извилистой дороге.

- Очень быстро помчались на своих конях наши богатыри по извилистой дороге. Только пыль из-под копыт летит.

- Прискакали они на широкое поле.

Дети слушают и выполняют действия согласно тексту, затем садятся на места для работы с презентацией

Создание эмоционально положительного фона занятия

2. Сообщение темы и цели занятия

 

Говорят, что в старину жил на Руси богатырь. Он был настолько огромным, что враги, лишь заметив его, разбегались. Носил богатырь золотой шлем, сверкающий на солнце. Никто не мог противостоять ему. Он защищал добро, и зло боялось подойти к границам Руси. Прошло много лет, и не видели больше богатыря на Руси, но в тумане иногда, то там, то здесь блеснёт его шлем.

Сегодня мы будем искать шлем богатыря в Петербурге.

Посмотрите видео и постарайтесь найти золотой шлем богатыря в на нашем городе. Демонстрируется видео, снятое с квадрокоптера, парящего над центром города

Дети просматривают видео панорамы города. Приходят к выводу, что купол Исаакиевского собора похож на шлем богатыря

Вызвать интерес и изучению нового материала

3. Активизация словаря детей

Слайды 2-4

Воспитатель читает стихотворение.

 - Ребята, послушайте стихотворение и скажите, как описывает автор величие собора?

В.СУСЛОВ «ИСААКИЙ»

Едва взглянув издалека,

Его у нас узнает всякий.

Вот-вот достанет облака

Гранитно-медный Исаакий.

У ног его бежит Нева,

На плечи небо наседает.

А сверху купол-голова

Огромной лысиной сверкает.

 - Что такое собор?

Слово собор происходит от слова «Собираться»

- Мы с вами уже знакомились с Петропавловским собором. Подумайте, где может собраться больше народа?(…)

- Исаакиевский собор – самый большой собор нашего города.

Дети отвечают на вопросы

- «вот-вот достанет облака»;

- «у ног бежит Нева»;

- «огромный купол-голова».

- Собор - это большая церковь, главная, величественная.

Активизация словаря детей

4.Рассказ воспитателя

Слайды  

5,6

Слайд 7 

Самому большому собору нужна самая большая крыша. И эта крыша не может быть обычной. Она должна напоминать людям, приходящим в собор, зачем они здесь собираются. Обычно такую крышу делают в форме половины шара. Людям, стоящим внутри собора, такая форма напоминает небо. Такую крышу называют куполом. Купол Исаакиевского собора напоминает шлем. Такую форму часто можно встретить в нашем городе. Ведь многие соборы в нашем городе построены в честь военных побед, и их купола-шлемы напоминают об этом. Давайте сравним, что общего между шлемом и куполом собора. Мастера-оружейники, делающие шлемы, тоже находят много общего куполом собора и шлемом, поэтому верхняя часть  шлема так и называется «купол».

Снаружи купола соборов бывают разного цвета. Какого цвета купол Исаакиевского собора? (золотой) Как вы думаете, почему купол сделали золотым? (…) Собор должен был стать главным в городе, а золотой купол означает славу.

Сколько куполов у Исаакиевского собора? (Пять) Один большой и четыре маленьких. Под маленькими раньше находились колокола. Четыре колокольни покрыты маленькими куполами-шлемами. Поэтому четыре колокольни напоминают четырех маленьких воинов рядом с куполом-богатырем.

Совместное обсуждение с воспитателем материала

5.Музыкально-дидактическая игра «О чем оповещал людей колокольный звон»

Слайд 8

Ребята, предлагаю вам прослушать колокольный звон разного настроения, определить это настроение и предположить, о чем бы мог предупреждать этот колокольный звон.

Набат – о нападении врага;

Радостный звон – о возвращении воинов с победой;

Праздничный звон – о начале праздника.

Дети слушают, рассуждают, обосновывают свою точку зрения

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Выполняют упражнения

Снятие физического напряжения

6.Рассказ воспитателя об истории создания и особенностях убранства собора

Слайды 9-11

Слайд

14

Слайд

15-17

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) - крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, уникальный памятник архитектуры и один из лучших соборов Европы. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея. В Соборе ежедневно, за исключением среды, проводятся богослужения.

Собор несколько раз подвергался перестройке. Всего зданий было четыре. В первой деревянной церкви Исаакия Долматского венчались Пётр I и Екатерина I;

Четвёртое воплощение Исаакиевского собора и есть его современный облик. Здание строилось 40 лет по проекту Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I.

Исаакиевский Собор занимает 4-е место в мире по своим размерам, уступая только собору Святого Петра в Риме, собору Святой Марии во Флоренции и собору Святого Павла в Лондоне. Высота Исаакиевского собора составляет 101,5 метров. 120 монолитных колонн различной величины украшают здание. 

 На внутреннее убранство Исаакиевского собора было израсходовано 400 кг золота, 500 кг лазурита, тысяча тонн бронзы и 16 тонн малахита.
Художественное оформление собора включает крупнейшее собрание русской монументальной живописи середины XIX века. Здесь есть работы  известных художников: Василия Шебуева, Карла Брюллова, Фёдора Бруни.

(Дополнительный материал)

Важную роль в художественно-декоративном убранстве играют более 60 мозаичных произведений русских мастеров. Особого внимания заслуживает один из крупнейших в России витражей площадью 28,5 квадратных метров.

Строительство Исаакиевского собора продолжалось 40 лет. В его строительстве приняли участие почти 500 000 человек: каменотесов, плотников, камнерезов, лепщиков, кузнецов, скульпторов и живописцев.

Усвоение детьми основных архитектурных особенностей Исаакиевского собора

Игра «Геометрическая мозаика»

Задание составить мозаику из геометрических фигур.

Дети выполняют задание по подгруппам (в подгруппе 4 человека)

Закрепление знаний о геометрических фигурах, формирование умения выкладывать несложные орнаменты, развитие воображения

Трудно себе представить, но на первых порах одна из главных достопримечательностей Петербурга совершенно не нравилась местным жителям. За его огромность и необычное расположение куполов творение Монферрана саркастично прозвали «чернильницей»;

За годы Великой Отечественной войны Исаакиевский собор ни разу не был подвергнут прямому артобстрелу — только однажды снаряд попал в западный угол собора. По предположениям военных причина в том, что немцы использовали самый высокий купол города как ориентир для пристрелки. Неизвестно, руководствовалось ли этим предположением руководство города, когда решило спрятать в подвале собора ценности из других музеев, которые не успели вывезти до начала блокады. Но в результате и здание, и ценности благополучно сохранились.
Сегодня музей-памятник Исаакиевский собор - один из самых популярных в Санкт-Петербурге. Его посетители имеют возможность подняться на колоннаду барабана и с высоты 43 метров полюбоваться панорамой центра города. 

Дополнительный материал (резерв)

7.Практическая деятельность

Воспитатель предлагает детям сделать любую поделку на выбор. Перед работой проводится пальчиковая гимнастика

Дети повторяют текст и выполняют движения

Руки детей размяты

Пальчиковая гимнастика

Люблю по городу гулять, 
Люблю смотреть, люблю считать. 
Невский - раз, Зимний - два, 
Три - красавица Нева. 
А четыре - мост Дворцовый. 
Пять - гуляю по Садовой, 
Шесть - к Исакию схожу 
И на купол погляжу. 
Семь, конечно, Летний сад, 
Как красив его наряд. 
Восемь - крепость у Невы, 
Были там, наверно, Вы. 
Девять - повстречался мне 
Медный всадник на коне. 
Десять - из-за поворота 
Вижу Нарвские ворота.
 

Изобразительная деятельность

Слайд 18

Воспитатель дает краткие инструкции по выполнению заданий.

  1. Аппликация
  2. Раскрашивание
  3. Выкладывание из бус
  4. Пластилинография
  5. Самостоятельный рисунок

Дети выбирают понравившийся вид деятельности, выполняют

Закрепление внешнего образа собора; развитие умений соответствующих выбранному виду деятельности

8.Подведение итога занятия

- Как называется собор, с которым мы сегодня познакомились?

- На что похож купол Исаакиевского собора?

- почему Исаакиевский собор называют соборм-великаном?

- сколько куполов у Исаакиевского собора?

- как зовут архитектора, который руководил постройкой собора?

- что еще о соборе вы узнали на занятии?

Дети отвечают на вопросы

Оценка результативности работы детей на занятии

Выставка получившихся работ


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел:  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Развитие речи в старшей группе На тему «Кошка с котятами»

Цель: Формировать у детей умение составлять связный рассказЗадачи:-Способствовать умение составлять связный рассказ по картине.-Способствовать умению рассказывать о событиях изображенных на картине .-...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми второй младшей группы на тему «Путешествие в зоопарк».

Задачи:     Образовательные задачи – продолжать знакомить детей с дикими животными (медведь, заяц, белка); расширить знания о мире животных, о том, чем они питаются; развиват...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие (Петербурговедение) с детьми старшей группы на тему: «Петр I – основатель Санкт-Петербурга»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие (Петербурговедение) с детьми старшей группы на тему: «Петр I – основатель Санкт-Пет...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Лесные звери»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Лесные звери»Цель: расширить знани...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" "Неизвестные герои" в подготовительной к школе группе

В рамках НОД воспитанники закрепляют представления о строительстве Сурского оборонительного рубежа в годы Великой Отечественной войны, знакомятся с участниками строительства - жителями города Алатыря ...