Использование ИКТ при автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников, имеющих дефекты речи
консультация по логопедии на тему

Калинина Юлия Юрьевна

Использование  ИКТ при автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников, имеющих дефекты речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование  ИКТ при автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников, имеющих дефекты речи».

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Слайд 2

Виды игры:  Здесь представлены виды игр - это

путешествие - поручения - предложения - загадки - беседы.

Слайд 3

Составляющие дидактической среды:

игровая задача - игровые действия - правила игры - дидактическая задача - подведение итогов.

Коррекционно-развивающие  игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила. Все это определяется ценою игры, т.е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена.

Цель игры должна формироваться не как передача конкретных данных, умений и навыков, а как развитие определенных  психических  процессов, или способностей ребенка, а в моей работе — коррекция всех компонентов речи.

Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также способности их опыта.

Вo всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.

Игровые действия всегда включают в себя игровую задачу, т.е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками игры. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самыми разнообразными.

 Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для  обучения и развития   ребенка и конечно для осуществления игрового замысла.

Важной особенностью коррекционно-развивающей игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Для того, чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значительной для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. В то же время взрослый организует игру и направляет ее, он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки. Совмещение взрослым сразу двух ролей – участника: организатора и эксперта - важная отличительная особенность коррекционно-развивающей игры.

Слайд 4

Что дает игра дошкольнику?

свободу - порядок - гармонию - увлеченность - активизацию умственных способностей - компенсацию недостатков - предполагает обучение - совершенствует творческие навыки - развивает воображение - дает поиск оптимальных решений - дает психологическую устойчивость - увеличивает потребность ребенка в общении.

Слайд 5

Коррекционные логопедические игры: направлены на

1. формирование компонентов речи:

- фонематическая сторона

- лексическая сторона

- грамматическая сторона

- связная сторона

2. формирование неречевых

- моторика

- пространственные представления

- зрительное восприятие

- познавательные процессы

Слайд 6 

Согласно традиционной методике последовательное устранение нарушений звукопроизношения состоит из нескольких этапов: подготовительного, формирования первичных произносительных умений и навыков и этапа формирования коммуникативных умений и навыков.

Подготовительные игры:

- развитие мелкой пальцевой моторики

- развитие слухового внимания

- развитие речевого слуха

- развитие фонематического слуха

- развитие артикуляционной моторики

- развитие физиологического дыхания

- развитие речевого дыхания

- развитие голоса

Слайд 7

Игры для формирования звукопроизношения

Формирование шипящих звуков

Формирование свистящих звуков

Формирование звуков к,г,х,й

Формирование  сонорных звуков

Автоматизация  звуков  я,е,ё,ю,(й)

Автоматизация   и дифференциация разных звуков

Слайд 8

Игра- основной вид деятельности дошкольника. В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности.

   Проведение на подгрупповых и индивидуальных  логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей  и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.

 Наглядно-игровые средство представляют собой, с одной стороны, наглядное пособие с другой дидактическую игру со своим содержанием , организацией и методикой проведения.

Предлагаемое игровое средство дает возможность дошкольникам наглядно представить конкретную ситуацию для порождения определенного речевого высказывания.

Данное наглядно-игровое средство применяется на логопедических   занятиях по разным направлениям работы (Формирование фонематического восприятия,  слоговой структуры слова, обучение грамоте).

Слайд 9

Целями данного пособия является:

  • Автоматизация и дифференциация  поставленных звуков
  • Формирование навыка определения места    согласного в слове;
  • Формирование навыка определения первого звука в слове;
  • Формирование навыка деления слова на слоги;
  • Развитие фонематического восприятия – дифференциация звуков по твердости мягкости;

Слайд 10

Методическое пособие  для логопеда. Копилка игр. Играем- поставленный

звук закрепляем. Данные игры  могут быть использованы для автоматизации или дифференциации любых других звуков. Цель и правила игры остаются прежними, меняется только речевой материал.

Слайд 11

Игра «Лягушка убегает от цапли»

Цель: учить определять наличие (отсутствие) звука Ц в слове, развивать фонематический слух.

Ход  игры:

Цапля ходит по болоту.

Будто ищет там кого-то.

Ой, боюсь, что эта цапля

Лягушонка хочет сцапать.

Чтобы убежать от цапли, нужно правильно определять, есть в слове звук Ц или нет. Если ребенок правильно определит наличие-отсутствие звука Ц в слове, то идет вперед, если нет, то возвращается назад: стол, цветок, боец, свет, лицо, яйцо, палец, пинцет, песок, кольцо, место, птенец.

Слайд 14

Игра «Угощения  для принцессы»

Цель игры: автоматизация звука Л в словах и предложениях

Ход игры: ребенку предлагается  выбрать для принцессы те   продукты, в названии которых есть звук Л. Дети придумывают имя принцессе, в имени которой есть звук Л. Дети с  используемыми словами придумывают предложения.

Слайд 16

Игра «Веселая улитка»

Цель игры: автоматизация звука Р в словах  

Ход игры: ребенок проговаривает слова, четко произнося звук Р

Бараш передвигается вперед, а ребенок получает фишку если правильно произнес звук Р.  Можно усложнить игру, предложим ребенку придумать предложение с использованием данного слова.

Слайд 18

Игра «Холодильник»

Цель:  автоматизировать и дифференцировать поставленный звук Л в словах, развивать память, уточнение обобщающего слова- продукты.

Ход игры:

1.Ребенку необходимо положить в холодильник только те продукты, в названии которых есть звук Л (только продукты).

2.Когда в холодильнике окажутся все необходимые продукты,  ребенок вспоминает, что там лежит.

Слайд 20

Игра «Кто в каком домике живет?»

Цель игры:  автоматизация и дифференциация  звуков [Р] [Р'], закрепить понятие твердый звук и мягкий звук, закрепить понятие слог, определить количество слогов.

Ход игры: ребенок называет картинку, начиная сверху (вторая игра - слева направо), четко произносит автоматизируемые звуки. Определяет какой звук - мягкий или твердый  в этом слове. Определяет сколько слогов в слове.  Ребенок поселяет слова состоящие из одного слога на первый этаж, из двух слогов –на второй этаж, из трех - на третий этаж.

 Слайд 23

Игра «Подарки для принцесс»

Цель игры:  автоматизация и дифференциация  звуков [Л] [Л'], закрепить понятие твердый звук и мягкий звук.

Ход игры: ребенок называет картинку, начиная слева направо, четко произносит автоматизируемые звуки. Определяет какой звук - мягкий или твердый  в этом слове. Проговаривает предложения: «Я подарю Луизе… Сегодня Люсии подарили ...

Слайд 25

Игра  «Лягушка ловит комаров и комариков»

Цель игры : учить дифференцировать звуки З и ЗЬ, автоматизировать звуки З, ЗЬ, развивать зрительное восприятие.

Ход игры:

На экране комары и комарики, лягушка , которая ловит комаров. Появляется на экране картинка. Ребенок  произносит  название картинки, определяет какой звук в этом слове мягкий ЗЬ или твердый З.  Если ребенок слышит в слове звук З, то закрывается синей фишкой большой комарик, если звук ЗЬ, то закрывается зеленой фишкой маленький комарик.

Слайд 27

Дидактическая игра «Посели слова в домики»

Цель игры:

Автоматизация  звука [Р], закреплять понятие слог, определять количество слогов в слове.     

Ход игры:

ребёнок произносит слово по слогам, определяет количество слогов и поселяет картинку в соответствующий дом.

Слайд 29

«Паровозик»

Цель игры: автоматизация звука Л. Закрепление понятия слог, определения количества слогов.

Ход игры: ребёнок произносит слово(картинки слева направо) по слогам, определяет количество слогов и поселяет картинку в соответствующий вагон.

Слайд 31

Использование коррекционно-развивающих игр в работе по автоматизации звуков даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников:

  • повышается   речевая  мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
  • обеспечивается психологический комфорт;
  • дети запоминают большое количество речевого материала;
  • активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)

Коррекционно-развивающие игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и  интересно.

Слайд 32

Коррекционно-развивающие игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и  интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи на этапе автоматизация и дифференциация звуков [л], [л`].

Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи направлено на автаматизацию звуков "Л" и "ЛЬ" в игровой форме....

Дифференциация звуков у детей, имеющих нарушения речи при использовании упражнений с динамическими объектами

В статье раскрываются способы формирование навыка самоконтроля за правильным произношением и различением звуков при воспроизведении слов разной звукослоговой наполняемости с применением компьютерных т...

Цикл авторских игр по автоматизации и дифференциации звуков у старших дошкольников с нарушениями речи с использованием геоборда

Представлен практический материал по автоматизации и дифференциации звуков у старших дошкольников с использованием геоборда...

Автоматизация и дифференциация звуков в речи детей с общим недоразвитием речи посредством игр со светом.

Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи заметила, что если традиционные методы логопедической работы сочетаются с новыми, самыми современными приёмами и оригинальными авторскими технологиями...

Использование элементов мнемотехники в работе по автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

   В своей работе используем логопедические рифмовки и миниатюры. Суть метода заключается в том, что на каждое слово или словосочетание мы придумываем картинку (изображение); таким об...

Автоматизация и дифференциация звуков с дошкольниками с речевыми нарушениями через театрализовано – игровую деятельность.

Исправление недостатков речи – огромный труд. Основная работа по коррекции речевых нарушений осуществляется учителем–логопедом на занятиях. Наибольшая проблема в работе учителя–логоп...