Речь - высшая психическая функция человека
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Лучникова Татьяна Петровна

Одной из актуальных проблем начальной школы является неумение ребёнка правильно сформулировать свои мысли, пересказать прочитанное, написать сочинение по заданной теме. Игры и приёмы, способствующие развитию связной речи, рекомендуются в консультации для педагогов и логопедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_-_vysshaya_psihicheskaya_funktsiya_cheloveka.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №6 « Солнышко»

г. Жердевка, Тамбовской области, учитель-логопед Лучникова Т.П.

Консультация «Как учить дошкольника монологической речи»

Речь - высшая психическая функция человека. Она начинает формироваться в чреве матери, потом на неё воздействует общение со взрослыми, воспитание и обучение в ДОУ, школе и т. д. Для успешного психического и речевого развития обязательно общение в человеческом обществе. С первых дней жизни начинается воспитание и обучение, поэтому важным условием является нормальное речевое окружение, которое должно быть образцом правильного литературного языка. В настоящее время уровень речевого развития дошкольников очень низкий, часто у логопатов стоит диагноз ОНР. Монологическая речь-это связная речь. Она формируется к 4-5 годам и вызывает большие трудности. Уровень развития монологической речи находится в прямой зависимости от произносительной (звуковой) и семантической (смысловой) сторон речи. Поэтому коррекционная работа по формированию связной речи должна предусматривать развитие высших психических процессов: внимания, памяти, воображения. Овладение связной речью требует кропотливости и долгого времени. Самая главная цель в этой работе-научить пересказывать. Чтобы пересказ был интересным, необходимо обогащать словарь, укреплять память, развивать мышление, учить формам грамматических категорий, правильному синтаксису. Считаю, начинать следует с работы по описанию предметов ( игры «Волшебный мешочек», «Угадай, что это», «Выбери по описанию»), подбор синонимов: «Зима какая», «Что делают листики», «Зайка какой». Подбор слов-предметов к прилагательным: красный, красная, красное и т. д. Игра «Кто больше», игра «Что из чего»-образование прилагательных от существительных; «Назови иначе»-подбор синонимов к существительным (машина, такси, автомобиль, легковушка, грузовик, транспортное средство, авто и т. д). Пересказ дошкольников часто изобилует повторами, словами-паразитами, нарушением последовательности событий, пропусками сюжета, подробным пересказом какого-то фрагмента, нарушением синтаксиса предложений, использованием назывных, неполных предложений. Самый доступный вид рассказывания-описание предметов. Полезнее всего начинать с заданий загадок: «Дети, маленький зайка попал к злой ведьме, которая дала ему задание: «Угадай, кто это». Если он не отгадает, то она его не отпустит. «Круглый, красный, сочный, вкусный-что это?» и т. д. Или «Летит, шелестит, кружится, желтеет, краснеет, лежит?» -листик. Очень результативным считаю обучение рассказыванию по картинам. Детям очень нравится работать с серией картин, объединённых сюжетом: располагаем картинки по сюжету, подбираем слова к ним, с этими словами составляем предложения, предложения объединяем в связный рассказ. После этого придумываем название к картине или серии картин. Дополнительным заданием может быть восстановление пропущенного звена, разыгрывание пантомимы с героями картины, пересказ рассказа. Работа эта быстро утомляет детей, поэтому важно удерживать интерес к процессу обучения монологической речи( собачка погибнет, если мы не придумаем рассказ о ней). Рассказывание по картине учит рассказыванию наизусть и ли близко к тексту. А обучение пересказу-более трудоёмкий процесс, который можно разнообразить различными заданиями. В структуру почти каждого подгруппового занятия включаю работу с деформированными предложениями, небольшими текстами, которые пересказываем. Материалом для таких заданий служат сказки, короткие рассказы. Сначала читаю, потом задаю вопросы: о ком сказка? Кто главный герой? Расскажите, какой он? Что с ним произошло? На этом этапе можно составить опорную модель (наглядная схема, стоп-кадр на компьютере). Объединяем отдельные предложения в связный рассказ, пересказываем его «по цепочке» или целиком. До пересказа или после него можно дать задание нарисовать картинки и по ним попросить рассказать. В коррекционной работе занятия по обучению монологической речи  предполагают кропотливую работу логопеда, быстро утомляют малышей, поэтому необходимо тщательно продумывать все этапы занятий, проводить их эмоционально, постоянно удерживать интерес каждого ребёнка. При обучении овладения связным текстом у малыша должны быть задействованы все психические процессы: внимание, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление. Современные дети привыкли к красочным мультипликационным фильмам, к ярким игрушкам и иллюстрациям, поэтому тщательная подготовительная работа заставляет внимательно корректировать структуру занятия и коррекционные приёмы.  

Организация занятий по обучению детей связной речи диктует применение доступных, интересных приёмов, технических средств, положительно влияющих на речь и мышление. Работа по формированию связной речи приобретает особую актуальность, так как в современном социуме, по мнению учёных, наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, на которую влияет ряд причин: снижение уровня речевой культуры в обществе, отчуждение родителей и детей, перекладывание своих функций на репетиторов, воспитателей, учителей, форсирование обучения письму, чтению в ущерб правильной устной речи. Поэтому необходима адекватная организация занятий и подбор текстов для  пересказывания.

Литература:

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.-М.: Издательский центр «Академия» 2006

2.Тихеева Е.И. Развитие речи детей./ Под ред. Ф.А. Сохина.-М.:Просвещение, 2003

3.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит-СПб., 2002

4.Н. Миронова Как учить дошкольника связной монологической речи- «Дошкольное воспитание», 2008, №9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности высших психических функций при различных нарушениях речи

Особенности высших психических функций при различных нарушениях речи...

«Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»

Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...

Статья на тему: «Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»

Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...

Картотека игр, упражнений, заданий для детей 4 – 7 лет по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь)

В материале  определены задачи для развития психических функций и подобраны игры и упражнения для их развития....

Изучение высших психических функций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушеняими речи в условиях дошкольного учреждения

В статье описаны методы диагностики высших психическихфункций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи вусловиях дошкольного учреждения с позиции психолого-педагогического инейропсихол...