" Организация коррекционной работы с детьми с ОНР 1 уровня "
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

Годунова Ольга Сергеевна

Работа с "неговорящими" детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

 " Организация коррекционной работы с детьми с ОНР 1 уровня в средней логопедической группе"

Большинство специалистов в области детской речи признают, что самым важным показателем речевого развития ребенка следует считать уровень владения родным языком. Способность владеть языком и речью необычайно значима в жизни каждого человека. Она необходима для нормального вхождения ребенка в общество, его воспитания, обучения, становления личности. Пронизывая все без исключения сферы человеческой жизни, речь является залогом полноценного развития каждой из них. Своевременное выявление и грамотная интерпретация речевых возможностей (достижений) ребенка позволяет эффективно решить целый комплекс образовательных, развивающих и коррекционных задач. Чтобы говорить о проблемах в речевом развитие, необходимо вспомнить этапы развития речи в норме.

Этапы развития речи в норме:

- гуление с 2 до 4 месяцев

- лепет с 6 до 12 месяцев

- лепетные слова (слово уже соотнесено с объектом в отличие от лепета, лепет просто "распевка" тренировка речевого аппарата)

- на первом году жизни ребенок начинает понимать от 50 до 80 слов (пассивный словарь)

- на втором году жизни формируются представления :

- один/много

- форма/цвет предмета

- величина

- начинается формироваться категория рода

появляется к двум годам простая фраза. первые глаголы

До трех лет задержка речи не считается критичной, главное понимание речи(внутренняя речь)

2-3 года период активного развития речи появляется сложное предложение. Д.п.. Т.п.. существительных.

Таким образом, к 3 годам дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи.

3-4 года дальнейшее распространение предложений, появляются предлоги ПО. ДО, ВМЕСТО, ПОСЛЕ.

 К 4 годам ребенок выделяет звук (усваиваются фонетические представления)

К 4-6 годам появляются обобщающие понятия.

К 5 годам появляется рассказ, пересказ.

От 5-ти до 7-ми лет - грамматический строй речи все время совершенствуется, словарь ребенка увеличивается до 3500 и более слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.)

Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных.

Благоприятное воздействие на речь ребенка оказывает чтение вслух. Мама с рождения должна разговаривать с ребенком. читать ребенку. "оречевлять" свои действия (даже с ребенком с расстройством аутистического спектра).

  Психолого - педагогическая характеристика неговорящих детей.

В последнее время увеличилось количество детей, у которых отсутствует речь. Таких детей чаще всего называют «неговорящими» или «безречевыми».

Группа безречевых детей достаточно неоднородна. Сюда входят дети с сенсорной и моторной алалией, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом, нарушением слуха и т.д.

Большинство этих детей имеют диагноз ОНР 1 уровня.

У данных детей отмечается отсутствие общеупотребительной речи. Термин "безречевые дети" не может пониматься буквально, поскольку в самостоятельном общении такие дети используют целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и их сочетания - звукокомплексы и звукоподражания, фрагменты лепетных слов. Слова и их заменители - звукокомплексы, как правило, используются при обозначении только конкретных предметов и действий. При их воспроизведении ребенок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая звуко - слоговую структуру слова. Иногда лепетные слова совершенно не похоже на свой оригинал, поскольку ребенок в состоянии  передать лишь некоторые просодические особенности его произношения - ударение, количество или последовательность слогов, интонация и т.п. Могут отмечаться диффузные слова. не имеющие аналог в родном языке ("ая" -кукла, мишка). Одно и тоже звукоподражание, произносимое с разной интонацией и жестом может означать и предмет. и его признак. и действие им совершаемое.Крайняя бедность словарного запаса вынуждает ребенка прибегать к активному использованию паралингвистических средств: жестов, мимики. интонации.

Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает и стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания инертность в овладении ребенком новыми для него словами.

Такие дети способны выполнять простые инструкции в хорошо знакомой ситуации, ориентируясь на интонацию и мимику взрослого, тогда как понимание значения слов и их грамматическое оформление нарушены весьма грубо. Безречевых детей следует различать по уровням понимания ими чужой речи.

Обследование неговорящего ребенка

При обследование следует обратить внимание на следующие параметры:

- поведение во время обследования

- контакт

- глазной контакт

- наличие или отсутствие стереотипных действий

- понимание речи

- слушает ли чтение вслух(узнаем у взрослых)

- вокализация

- использование жеста

- эхолалии

- имитация жеста

- имитация артикуляционных поз

- повторение отдельных звуков

- интерес к книгам

 Содержание первого этапа логопедического обследования неговорящего ребенка

Хочется отметить, что логопедическое обследование неговорящего ребенка носит комплексный характер и условно делится на три этапа, различающихся по своим целям.

Первый этап – изучение импрессивной речи (понимания речи)

 Содержание второго этапа логопедического обследования безречевого ребенка

Второй этап направлен на изучение неречевой функции ребенка и предполагает определение особенностей сенсомоторного развития ребенка, его способности к целенаправленной деятельности, развития свойств внимания. Вместе с этим мы определяем понимание ребенком обращенной к нему речи и самостоятельное говорение (насколько это возможно).

 Третий этап логопедического обследования состоит в изучении невербальных компонентов коммуникации, которые могут на определенном этапе обучения стать для ребенка основными средствами передачи информации.

В настоящее время в логопедии существуют 2 классификации – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (по Левиной Р.Е.). При различии в типологии и группировке видов речевых нарушений, одни и те же явления рассматриваются с разных точек зрения. Между ними нет противоречий, они дополняют друг друга и отражают определенный подход к речевым нарушениям и выбор средств коррекции.

Клинико-педагогическая классификация нацелена на предельную детализацию видов и форм нарушений речи и основывается на подходе от общего к частному. В ней учитываются межсистемные взаимодействия нарушений речи с обусловливающим их материальным субстратом. Она основывается на совокупности психолого-лингвистических, клинических и этиопатогенетических критериях (хотя в данной классификации ведущая роль отводится психолого-лингвистическим критериям). Все виды нарушений речи делятся на 2 основные группы: нарушения устной и письменной речи.

1. Нарушения устной речи определяются двумя формами, в которых выделяется 9 видов речевых нарушений:

 1) Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:  

·         афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата

·         брадилалия (или брадифразия) – патологически замедленный темп речи

·         тахилалия (или тахифразия) - патологически ускоренный темп речи

·         заикание (логоневроз) – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

·         дислалия (косноязычие) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

·         ринолалия (гнусавость, палатолалия) – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

·         дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

 2) Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:  

·         алалия – отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития ребёнка (до 3 лет)

·         афазия

·         дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение письма

·         дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения.

Об аграфии и алексии говорят в случае несформированности (в ходе обучения) процессов письма и чтения. Аграфия и алексия выявляются так же в случаях распада сформированных навыков вследствие поражений коры головного мозга. Причём координация движений и сила руки остаются сохранными. Может быть сохранным списывание.

Психолого-педагогическая классификация группирует нарушения от частного к общему и строится на основе лингвистических и психологических критериев (в которых учитываются структурные компоненты речевой системы – звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной или письменной). Здесь выделяются общие проявления дефекта при разных формах патологического развития речи у детей (уровни сформированности компонентов речевой системы). Нарушения речи в данной классификации делятся на 2 группы:

1) Нарушение средств общения:  

·         ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФНР переходит в ФНР (фонетическое недоразвитие речи).

·         ОНР (общее недоразвитие речи) у детей с сохранным интеллектом и слухом, СНР (системное недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Выделяются три уровня ОНР (в зависимости от степени сформированности речевых средств). При компенсации фонетико-фонематической стороны речи и проявлениях недоразвития лексико-грамматического строя речи – ОНР и СНР переходит в ЛГНР (лексико-грамматическое недоразвитие речи).

  2) Нарушение в применении средств общения:

·         Заикание – нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.  

·         проявление речевого негативизма, мутизм и др.

  Нарушения письма и чтения в данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе ФФНР и ОНР как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.  

Причины, почему отсутствует речь:

- грубая дизартрия

- моторная или сенсорная алалия

- аутизм

- глубокая умственная отсталость

- тугоухость или глухота

- психические расстройства

Запуск речевого механизма осуществляется по двум направлениям:

-развитие понимания речи

- преодоление моторных трудностей.

При работе над пониманием речи выделяются следующие направления работы:

обучение пониманию инструкций

соединение слова с предметом. действием или понятием

развитие у ребенка способности понимать значение грамматических форм слова

работа с текстом

Принципы построения работы

системный подход

преемственность (создать базу для следующего этапа)

- от простого к сложному

(учитывается формирование речи в онтогенезе)

- наглядность

- использование сохранных механизмов для компенсационной работы

Подготовительный этап  - формирование пассивного словаря, работа над артикуляцией.

Первый этап - вызываем слова, простую фразу. На данном этапе можно использовать книгу Новиковой

Второй этап - формирование грамматического строя и простой фразы

На данном этапе в логопедические группы детских садов приходят дети с различным уровнем развития речи: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речью с остаточными явлениями нерезко выраженных элементов лексико - грамматического и фонетико - фонематического недоразвития.

в последнее время в средних группах для детей с общим недоразвитием речи стало все больше появляться неговорящих детей.

В связи с тем что уровень речевого развития ребенка не зависит от возраста (например, I уровень речевого развития может иметь ребенок 3, 4, 5 и более лет), то коррекционная работа будет одинакова для любого возраста, особенно на первых этапах работы.

Общее недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние на развитие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие), что является базой для развития речи. Следовательно, обучение детей с общим недоразвитием речи должно начинаться не с развития собственной речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование. Работа по развитию у детей зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти, моторики может проводиться параллельно с речевыми заданиями в виде игр и упражнений.

Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Они могут предварять занятие, включаться в середину занятия, носить характер физкультминуток, а также и самостоятельный характер. Чтобы у детей возникал интерес к играм, логопед должен тщательно продумывать оборудование для их проведения (оно должно быть ярким, красочным).

Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития

Для детей I уровня характерна лепетная речь или ее отсутствие. Активный словарь этих детей состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов (мама, папа, дай, на). Структура этих слов часто нарушена. Пассивный словарь несколько шире активного. Фразы на данном уровне нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой например: «Тата тёти атяти» (Таня хочет кататься на санках) и т. д.

Дети I уровня затрудняются и в понимании грамматических форм, не различают число и род имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Дети опираются в основном на лексическое, а не на грамматическое значение слова.

Для данной группы детей характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая. Учитывая все это, коррекционная работа с данной категорией детей строится следующим образом.

На первом этапе логопед работает над словарем, уточняет и расширяет пассивный и активный словарный запас детей. Слова, которые подбирает логопед, должны быть понятны детям и удобны для произнесения. Это могут быть имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы. Вначале отрабатываются наиболее легкие слова по своей структуре: двусложные с открытыми повторяющимися слогами, такие, как мама, папа, баба, Тата; затем двусложные слова с ударением на первом, на втором слоге, например: Пата, Вова, Оля, Катя, вата и т. д., потом односложные слова типа: дом, мяч, дай, пей и т. д. Постепенно структура слова усложняется, отрабатываются трехсложные с прямыми, открытыми слогами (машина, собака, синяя и др.) и двусложные со стечением согласных (кошка, ложка, мишка, кукла, большой, сидят, едят и т. д.). Как только у ребенка появится даже самый незначительный словарный запас, логопед может начинать работу над фразой. Вначале это будет простое двусоставное предложение типа: Это мама. Вот мама. Мама сидит. Моя мама; затем предложение с обращением: Тетя, дай мяч; с указательным местоимением: Это маленький мяч. Это большой мяч; распространенное с прямым дополнением: Лена везет мишку и т. д.

Работая над фразой на данном этапе, логопеду нет необходимости ставить целью системный подход к грамматическому оформлению, но нужно уделить большое внимание формированию понимания грамматических форм

Если ребенок усвоил фразу, пользуется ею, можно включить ее в диалог. Для этого логопед подбирает игры с речевым сопровождением, дает различные задания, на которых можно проверить, правильно ли ребенок понял фразу и умеет ли ее использовать в речи. Отработанный речевой материал хорошо бы использовать при драматизации русских народных сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционной работы с детьми логопедических групп

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организованна и скоординирована работа логопеда, воспитателей и родителей. Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе педаг...

Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом.

Основные принципы коррекционного подхода в работе с детьми с синдромом раннего детского аутизма. Параметры, по которым можно определить уровень контактов с окружающим миром и людьми ребенка в данный м...

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения. ХРЕСТОМАТИЯ

В хрестоматии представлены материалы, посвящённые вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями зрения. Сборник включает в себя три раздела: особенности развития детей с нарушениями зрения; метод...

Организация коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

консультация для воспитателей логопедич. групп...

Мастер-класс: «Эффективные способы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в дошкольной организации . Картотеки дидактических игр и упражнений»

В рамках Педагогического марафона "Основные содержательные линии воспитания и образования "От рождения до школы"...

Организация коррекционной работы с детьми в период самоизоляции (из опыта работы)

Многие дети и родители оказались в очень трудной ситуации и нам пришлось быть не только учителями и наставниками, но и оказывать психологическое сопровождение в период дистанционного обучения и самоиз...