РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.
консультация по логопедии на тему

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx92.88 КБ

Предварительный просмотр:

                   РЕКОМЕНДАЦИИ P1000485

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

    Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом.

    Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут. Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.    

     Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционные упражнения выполняются от 5 до 10 – 15 раз.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ   ОБЩЕЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.

1. Упражнения для нижней челюсти:

  • Широко раскрыть рот и подержать его раскрытым несколько секунд.
  • Жевательные движения с сомкнутыми губами.
  • Легкое постукивание зубами – губы при этом сомкнуты.
  • «Заборчик».  Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать позу 10-15 секунд.

2. Упражнения для губ:

  • «Улыбка» - растягивание губ в улыбке.
  • «Трубочка». Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при [У].
  • «Улыбка» - «Трубочка». Чередование упражнений.
  • Втягивание губ внутрь рта с полным прижиманием их к зубам.
  • Втягивание нижней губы под верхнюю губу.

3. Упражнения для языка:

  • «Накажем непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить  язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки Пя-пя-пя-пя… Боковые края языка касаются углов рта.
  • «Иголочка». Узкий, напряженный язык высунуть вперед и удержать под счет от 1 до 5-7-10.
  • «Блинчик», «Лопатка». Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний  край  языка  на  нижнюю губу  и  удерживать  его  в  таком положении  под  счет  от  1 до 5-10.
  • «Чашечка».   Рот  открыт.  Губы  в улыбке.  Язык   высунут.  Боковые края  и   кончик   языка   подняты, средняя   часть   спинки   языка опущена,   прогибается    книзу. Следить,  чтобы    губы   не натягивались   на   зубы,   нижняя  часть   была  не   подвижна.
  • «Качели». Вариант 1. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить снаружи на верхнюю  губу, затем на нижнюю. Кончик языка подворачивать как можно больше. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

          Вариант 2. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык вставить

          между верхней губой и верхними зубами, затем между нижней губой

          и нижними зубами.

          Вариант 3. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий язык за

          нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за

          верхние зубы с внутренней стороны.

  • «Киска сердится». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.
  • «Вкусное варенье». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба.
  • «Пароход». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к небу. Длительно произносить [Ы] («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубин рта, спинка хорошо выгибалась, звук [Ы] не переходил в звук [И], губы и нижняя челюсть были неподвижны.
  • «Язык перешагивает через зубы». Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с  внутренней;

          б) широким языком дотронуться до в нижних зубов с наружной

          стороны, затем с внутренней. Следить, чтобы язык не  сужался, губы

          и нижняя челюсть не двигалась.

  • «Маляр». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, совершая движения вперед-назад (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась
  • «Беззвучно пощелкать кончиком языка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять упражнение в медленном темпе, затем в быстром.
  • «Индюк». Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык о губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышатся звуки /бл-бл-бл/.
  • «Самосвал». Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые  верхние зубы почти до клыков. Широкий кончик языка поднимать и опускать, касаясь им   верхней и нижней десны за зубами.

        Ежедневное и многократное выполнение  артикуляционных упражнений – это основа  четкой, точной, координированной работы губ, языка, нижней     челюсти, мягкого неба, - основа формирования звукопроизносительных умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики

Значение артикуляционой гимнастики, рекомендации родителям по проведению гимнастики. Упражнения для язычка с картинками и стихами из книги Н.В. Нищевой "Веселая артикуляционная гимнастика"...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.  ...

Материал для оформления информационного уголка для родителей по теме «Артикуляционная гимнастика»

Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные артикуляционные упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зав...

«Организация артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики в соостветствии

В статье описан опыт работы с детьми среднего дошкольного возраста над развитием артикуляционной моторики с применением элементов биоэнергопластики во время логоминуток....

"Организация артикуляционной гимнастики в дошкольной группе как средство улучшения звукопроизношения"

В статье представлены рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики в докшольной группе....

Нетрадиционный подход к организации артикуляционной гимнастики с детьми с ОВЗ

      Артикуляционная гимнастика - важнейший этап коррекции нарушений звукопроизношения. Упражнения артикуляционной гимнастики способствуют развитию и укреплению мышц губ, щ...