"Организация артикуляционной гимнастики в дошкольной группе как средство улучшения звукопроизношения"
статья по логопедии по теме

В статье представлены рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики в докшольной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikul_gimnasti.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»                        Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение                                          «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты                                          

«Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса

муниципальнöйвелöдан учреждение

«ОРГАНИЗАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»

Овдусенко Елена Сергеевна,

воспитатель

МБОУ «Начальная школа –

детский сад № 1» г. Воркуты

г. Воркута

2018 год

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Почти все дети дошкольного возраста имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков. Большинство воспитанников средней группы, воспитателем которой я являюсь, так же имеют различные речевые нарушения, для коррекции  и профилактики которых было решено использовать в своей ежедневной работе артикуляционную гимнастику.

Я бы хотела представить свой опыт работы по применению артикуляционной гимнастики и дать некоторые рекомендации по ее проведению в дошкольных группах.

Первое, что было сделано – приобретены индивидуальные зеркальца, чтобы каждый ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений. Занятия мы проводим ежедневно, 3-4 раза в день, продолжительностью  5 минут. Комплекс упражнений планируется на один день, но за один раз выполняем не более трех упражнений, таким образом, комплекс  разбивается на весь день. Каждую неделю мы знакомимся с новым упражнением, в течение недели закрепляем его, на следующей неделе к хорошо выполняемому  упражнению добавляем новое и так далее. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и  отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

        На начальных этапах нашей работы каждое  упражнение повторяли 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, сейчас, через полгода,  каждое упражнение выполняется до 10-15  раз. Первые упражнения были простыми, сейчас мы осваиваем сложные артикуляционные движения, с преобладанием динамических упражнений.

        Для привлечения внимания и лучшего запоминания каждое упражнение имеет свой образ на картинке. Так как наша группа оснащена мультимедийным оборудованием, изображения я показываю детям на экране, что значительно улучшает их восприятие. Каждое упражнение так же имеет свое название, а чтобы одно и то же название не повторялось много раз, дети с удовольствием придумывают новые, например: хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба.

        Артикуляционная гимнастика обязательно проводится сидя, важно следить за правильной посадкой детей: прямая спина, руки на коленях, руки и ноги находятся в спокойном положении. При фронтальном проведении  гимнастики, каждый ребенок должен хорошо видеть лицо воспитателя, поэтому педагог занимает место в центре перед воспитанниками. С детьми, у которых имеются сложные речевые нарушения, я стараюсь проводить гимнастику индивидуально, если ребенок не может найти нужную артикуляционную позу – помогаю ему, используя шпатель, чайную ложку или чистые пальцы рук.

        В своей работе я использую пособия Т.С. Овчинниковой «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду», Е.С. Анищенковой  «Речевая гимнастика для развития речи дошкольников» и очень любимые детьми «Сказочные истории из жизни Язычка» Е.Г. Карельской, благодаря которым, дети познакомились со своим речевым аппаратом, узнали о его строении и функциях.

        Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики в соостветствии

В статье описан опыт работы с детьми среднего дошкольного возраста над развитием артикуляционной моторики с применением элементов биоэнергопластики во время логоминуток....

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба)....

Консультация для педагогов " Артикуляционная гимнастика и её роль в формировании правильного звукопроизношения"

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка...

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой как эффективное средство развития речи дошкольников.

В статье вкраце рассказывается о инновационной технологии "Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой". Какие задачи она помогает решить, и при работе с какими детьми она является уника...

Дидактический практикум для педагогов ДОУ по теме «Развитие артикуляционной моторики у дошкольников как эффективное средство коррекции звукопроизношения»

Дидактический практикум для педагогов ДОУпо теме «Развитие артикуляционной моторики у дошкольников как эффективное средство коррекции звукопроизношения»...

Артикуляционная гимнастика с элементами нейрогимнастики - как элемент правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ.

Мне хотелось бы поделиться с вами различными современными методами и приёмами, которые повышают эффективность коррекционно-развивающего процесса....

Нетрадиционный подход к организации артикуляционной гимнастики с детьми с ОВЗ

      Артикуляционная гимнастика - важнейший этап коррекции нарушений звукопроизношения. Упражнения артикуляционной гимнастики способствуют развитию и укреплению мышц губ, щ...