«Самомассаж кистей, пальцев и ладоней рук для развития речи дошкольников».
статья по логопедии на тему

Юлия Шаблий

Выступление на Форуме на тему «Самомассаж кистей, пальцев и ладоней рук для развития речи дошкольников». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_forum_2.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение  

«Православный д/с «Покровский»

Выступление на форуме на тему:

«Самомассаж кистей, пальцев и ладоней рук

для развития речи дошкольников».

Подготовили:

учителя-логопеды

Шаблий Юлия Владимировна,

Русанова  Светлана Павловна

Белгород, 2016

 «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев…»

В.А.Сухомлинский

         Полноценное и своевременное формирование речи - это одно из основных условий дальнейшей успешной жизни маленького человека. Одним из нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте  является массаж и самомассаж кистей, ладоней и пальцев рук. С давних времён массаж и самомассаж использовался как лечебный метод. Например, в китайской медицине считается, что упражнения для рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь.   На всей поверхности рук находится огромное количество биологически активных точек, при воздействии на которые активизируются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, приходит в норму мышечный тонус,   стимулируются тактильные ощущения.

        Массаж позволяет повысить активность  и скоординировать деятельность как левого, так и правого полушарий мозга.  И.П. Павлов считал, что тактильные ощущения играют большую роль  в развитии речи, так как несут в двигательную часть речевого центра мозга  дополнительную энергию, которая и способствует формированию речи. Исследованием взаимосвязи манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и речевого развития занимались многие учёные, такие как В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, М.М. Кольцова. Ими было доказано, что есть прямая зависимость между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речь формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

   

       Заниматься массажем  можно  с полугодовалого возраста. А   самомассажем  вполне может заниматься ребёнок с 3-4 лет. Конечно, взрослый должен обучить, показать все приёмы, сопровождать все движения короткими стихотворениями. Весёлые недлинные стихи  и даже небольшие сказки помогут не только привлечь внимание малыша,  но и развить чувство ритма, темп  и интонационную окрашенность речи, силу и высоту голоса. Очень полезно для развития речи ребёнка многократное повторение слов в играх.

        Начинать занятия массажем и самомассажем лучше с небольшой разминки - сгибания и разгибания пальчиков, движений кистей рук, сгибания и разгибания локтей. Медленно показывайте ребёнку позу кисти руки, при затруднении помогайте своими руками, действуйте совместно. Проговаривайте действия, выполняя движения. Показывайте движения сначала на своей руке, а потом на руке ребёнка.

      Необходимо стараться сохранять приподнятое настроение, стимулировать ребёнка поощрительными высказываниями! Длительность массажа с младшими дошкольниками 5-7 минут, с 3-4 –летними детьми - не больше 10 минут, с детьми 5-6 лет- 10-15 минут.

       Массаж и самомассаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день дома, на занятиях, физминутках, прогулках. Каждое упражнение выполняется 6-8  раз: по 3-4 раза для правой и левой руки. Каждое массажное движение обязательно выполнять по направлению к лимфатическим узлам, от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. В конце каждого упражнения нужно сделать спокойные расслабляющие поглаживания или  лёгкие потряхивания  кистей и пальцев рук.  

     При выполнении массажных движений используют движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:

  • Поглаживание -  можно поиграть  в игру «Погладим пушистого кролика» - поочерёдно поглаживать левой рукой правую, а правой рукой левую руку, «Покрасим забор»- поглаживать руку сверху вниз и снизу вверх
  • Похлопывание, игра «Комары и мошки»

Комары и мошки, тоненькие ножки,

Пляшут на дорожке                             («шагают» пальцами по столу)

           Ручками хлоп-хлоп (2 раза)               (хлопают в ладоши)

           Близко ночь -  улетели прочь            (машут ладонями как крыльями)

  • Пощипывание, игра «Гусаки»

Идут леском гусак за гусаком.

          Ой, выщиплет бока гусак у гусака. (пощипывание боковых поверхнос-

                                                                     тей ладоней и кончиков пальцев)

  • Растирание, игра «Мороз»

Вот на улице мороз!

Эх, быстрей потрите нос!

Каждый пальчик согреваем!

Сильно-сильно растираем!

(из песенки Е. и С.Железновых)

 

  • Надавливание, игра «Капельки»

Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом! (Надавливаем пальцами на ладонь и тыльную

                                              сторону кистей рук)

  • Сгибание, разгибание пальчиков, игра «Сильные пальчики»

Сильно руки мы сожмём,

 Наши пальцы напряжём.

 Чтобы пальцы никогда

 Не боялись  бы труда!         (Крепко  и ритмично сгибать и разгибать

                                                 Пальцы рук)

Можно использовать следующие  упражнения:

  • Прокатывание между ладонями рук  ореха или шарика, крупной бусины

Шарик наш не отдыхает,

По ладошке он гуляет,              (катание шарика по ладошке в

Вперёд - назад его качу,            разном направлении)

Вправо- влево я верчу. 

  • Прокатывание между ладонями рук    шестигранного карандаша,  массажных мячиков различных размеров (в зависимости от размера ладоней ребёнка) и жёсткости.

Этот мячик не простой,

Он колючий и цветной,

Меж ладошками кладём    (катание шарика между      ладошками 

          Им ладошки разотрём.               вверх и вниз)

           Вверх и вниз его катаем,

           Наши ручки развиваем! 

  • Скатывание воображаемого шарика, палочек, как при лепке из пластилина

Шариком мы круг скатаем,   (катаем шарик между ладоней)

           По руке его гоняем.

           Им погладим мы ладошку.      (смена рук) 

           Будто бы сметаем крошку…

 

     

  • Сжимание  и разжимание резиновых или силиконовых игрушек разной плотности, эспандеров.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулаки сжимаем, (дети вытягивают руки вперёд, сжимают

                                              пальцы, как можно сильнее)

Раз,два, три, четыре, пять- ( затем расслабляют пальцы и разжимают)

           Начинаем разжимать….

 Используя стихотворные формы при самомассаже и массаже рук, можно достичь наибольшего обучающего эффекта.  

Самомассаж кистей и пальцев рук включает в себя:

-Самомассаж тыльной стороны кистей рук – проводится от кончиков пальцев по направлению к запястью руки.

-Самомассаж ладоней.

-Самомассаж пальцев рук.

Комплекс  по самомассажу и массажу ладоней рук

-Растирание ладони   «Погреем ручки» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.              

                                          Как же  холодно зимой!

Стынут ручки: ой, ой, ой!

Нужно ручки нам согреть,

Друг об дружку  потереть.

 «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы почувствовалось тепло.

Добывали мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим -

И огонь себе добудем.

 «Зайка-пекарь» - изображаем скатывание колобков, по 5 раз  влево и вправо.

Месит, месит зайчик тесто

Есть в печи горячей место!

Испечёт он колобок,

 Колобок – румяный бок.

Вместе будем тесто мять,

Будем зайке помогать.

 

-Разминание пальцев

«Мышки»

 Замесили тесто мышки,      кисти рук лежат на столе, поочередно отрывая ладони      от стола, сжимать и разжимать пальцы (месим тесто) 5 раз сжать в кулак и резко разжать

В печь поставили коврижки.  Руки лежат на столе ладонями вниз, одновременно    переворачивать ладони вверх-вниз (печём коврижки)

Пригласили всех друзей:        кистями рук делать пригашающие движения

«Приходите к нам скорей!»

«Дети любят всех зверей»

Дети любят всех зверей:           разминаем большой палец.

Львов, и кроликов, и змей,      разминаем указательный палец.

Пеликанов, лебедей,                разминаем средний палец.

Бегемотов, соболей,                 разминаем безымянный  палец.

Голубей и снегирей.                 разминаем мизинец.

(Повторить для обеих рук)

 «Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец),  каждый палец  растираем 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:

«Зажигалку зажигаю,

Искры, пламя выбиваю!»

 

«Мельница» - сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Закружилась мельница,

Быстро мука мелется.

 «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево - вправо каждый пальчик   2 раза.

Точим-точим карандаш,

Крутим-вертим карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Карандашик наточили.

 «Ножеточка» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз, повторять 5 раз.

Ножик   острый нужен нам,

Точить его умею сам.

Раз, два, три, четыре,

Быстро ножик наточили!

 

«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки, повторять по 5 раз каждой рукой

Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

Литература:

1.  «Речевые игры и упражнения»,

2. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики», Н.В.Нищева, «Детство-Пресс»,2008

3. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования», О.А.Зажигина,  «Детство-Пресс»,2012

4. «Игры с прищепками», Ю.А.Фадеева, «Сфера»,М., 2011

5. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников», Е.А. Савельева, «Детство-Пресс», 2010

6. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения», Большакова С.Е., «Сфера», 2014

7.Журналы «Ребёнок в детском саду» №1-6 2005, 1-6 2004.

8. «Дошкольное воспитание» № 4, 2004г., «Дошкольная группа: двигательно-оздоровительные моменты на занятиях» В. Кудрявцев;

9. «Дошкольное воспитание»  №11, 2002г., «Современные пути оздоровления дошкольников», М. Кузнецова;

 10. «Дошкольное воспитание» №6, 2002г., «Упражнения для оздоравливания детей 6 – 7 лет», М. Маханева;  

11. «Дошкольное воспитание» №2, 2004г., «Физическая культура и развитие здоровья ребёнка», В. Кудрявцев;

12. «Дошкольное воспитание» №3, 2004г., «Физическая культура и развитие здоровья ребёнка», В. Кудрявцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через тренировку тонких движений пальцев рук»

·        Развитие мелкой моторики рук; ·        Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук; ·...

Особенности развития мелкой моторики кисти руки, ее роль в развитии речи у дошкольников

Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развити...

Развитие речи дошкольников на кончиках пальцев

В этом материале представлена методическая разработка о развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики пальцев рук....

консультация для родителей "Влияние движений пальцев рук на развитие речи дошкольников"

В статье раскрывается комплекс мер, способствующих развитию движений рук и речи дошкольников....

Развитие речи дошкольников на кончиках их пальцев

В презентации  собран материал о влиянии мелкой моторики на речевое развитие ребёнка.  Представлены различные средства: методы, приёмы, технологии, развивающие мелкую моторику и соответствен...

Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики пальцев рук

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а ...

Игровой самомассаж как средство развития речи дошкольников с ОВЗ

Игровой самомассаж как средство развития речи дошкольников с ОВЗ...